Рефераты. Прокурорский надзор в сфере исполнительной власти






2)если в обращениях отсутствуют сведения о фамилии и месте жительства заявителя;

3)если содержание обращения лишено логики и смысла;

4)если обращение содержит выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а также нецензурные выражения.


                                    Инициативная проверка прокурора и основания

                                                            ее проведения


Осуществляя наблюдение за практикой реализации прав и свобод человека и гражданина, прокурор использует не только поступающие к нему непосредственно письменные обращения. Он обязан также анализировать и систематизировать информацию из других, в основном, открытых источников.

Вся проверочная деятельность прокурора направлена на пресечение правонарушений, допущенных в отношении граждан. В тех случаях, когда нарушения прав граждан уже устранены, однако такие правонарушения в силу однотипности получили распространенный характер, задачей прокурора является предупреждение с помощью инициативной проверки повторения неправомерных действий со стороны конкретных должностных лиц, органов исполнительной власти.

Неоценимую роль в организации целенаправленной работы по предупреждению правонарушений играет судебная статистика, которая имеет дело с очевидными, подтвержденными судебными решениями, нарушениями прав и свобод граждан.

Большое значение для аппаратов Генеральной прокуратуры, прокуратур субъектов РФ имеет составление прокурорами - предметниками полугодовых (годовых) обобщений по конкретных вопросам правозащитной деятельности.

По существу этот основной аналитический материал позволяет выделить неблагополучные в смысле обеспечения прав и свобод граждан сферы и планировать целенаправленные прокурорские проверки в масштабах всей страны и отдельных регионов. В руководящих аппаратах органов прокуратуры, как правило, накапливается и анализируется информация о фактах несоблюдения прав и свобод граждан, установленных законодательством.

Представляемые прокурорами-предметниками полугодовые записки, формируемые на основе всеобъемлющей информации, включая результаты надзорной деятельности нижестоящих органов прокуратуры, должны содержать следующие данные:

1)о характерных нарушениях законов, касающихся прав граждан и территориях их наибольшего распространения;

2)об очевидных недостатках в работе контролирующих органов по борьбе с правонарушениями отдельных видов;

3)о состоянии прокурорского надзора на конкретных направлениях;

4)о целесообразности организации прокурорских проверок в органах управления, контроля, на предприятиях с привлечением территориальных прокуроров.

В отличие от контролирующих органов системы исполнительной власти, использующих в практической деятельности метод сплошных проверок, органы прокуратуры приступают к проверке только при наличии двух обязательных условий: поступления информации о нарушении законов и убежденности в том, что соответствующие вопросы не относятся к компетенции других органов власти и для устранения правонарушений требуется принятие мер непосредственно прокурором.

Независимо от цели проверки прокурор обязан ответить на следующие вопросы:

-имели ли место в действительности нарушения прав и свобод граждан и в чем конкретно они выражались;

-какими доказательствами подтверждаются нарушения прав и свобод граждан;

-содержат ли выявленные нарушения признаки дисциплинарного или административного проступка, уголовно-наказуемого деяния, кем из должностных лиц они совершены;

-какой ущерб причинен правонарушением;

-каковы причины, приведшие к нарушению прав и свобод человека и гражданина.



                        Меры прокурорского реагирования на нарушения

                                                прав и свобод граждан


В отличие от правовых средств, используемых прокурором в целях выявления и фиксации нарушений прав и свобод граждан, рассматриваемые полномочия связаны исключительно с его реагированием на факты установленных в ходе проверки правонарушений.

Реализация этой группы полномочий проявляется в составлении актов прокурорского надзора, с помощью которых прокурор добивается пресечения и предупреждения нарушений законов, восстановления нарушенных прав граждан и наказания виновных должностных лиц.

В сфере корректирования результатов нормотворческой деятельности органов власти, касающейся прав и свобод граждан, прокуроры широко используют опротестование незаконных правовых актов либо обращение по аналогичному поводу с заявлениями в суд.

На сегодняшний день прокуратура - один из немногих государственных органов, активно противодействующих распространению антиконституционного нормотворчества субъектов РФ, сужающего объем правомочий граждан, установленный главой 2 Конституции. Предметом опротестования могут быть только оформленные надлежащим образом правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина.

Следующая группа прокурорских полномочий используется в целях пресечения неправомерных действий, учиняемых в отношении граждан. С их помощью также прекращается бездействие органов власти, должностных лиц, обязанных по закону совершать определенные действия в пользу граждан.

Наиболее распространенной мерой прокурорского реагирования является внесение представления об устранении нарушений закона. Как правило, представление вносится на основании обобщенных материалов о нарушениях законности, выявленных на отдельных объектах надзора или в группе объектов. В юридической литературе существует мнение о том, что в задачу прокурора, подготовившего представление, входит устранение не только вскрытых нарушений прав и свобод граждан, но и причин таких нарушений, а также способствовавших им условий[33]. Однако столь широкие задачи не вытекают из нынешнего содержания ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ», в которой говорится лишь об обязанности прокурора добиваться устранения допущенных в отношении конкретных граждан нарушений закона.

К числу правовых средств, используемых прокурором для прекращения неправомерных действий должностных лиц, относится также вынесение постановления об освобождении лиц, незаконно подвергнутых к административному задержанию на основании решений несудебных органов. Это властно - распорядительное полномочие прокурора используется для оперативного реагирования на ограничение одного из естественных прав человека - права на неприкосновенность личности.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится прокурором в случае обнаружения в ходе надзорной проверки в действиях должностного лица, нарушившего права граждан, административного проступка. Как свидетельствует надзорная практика, область наибольшего применения рассматриваемого полномочия прокурора - это несоблюдение трудовых прав граждан и нарушение прав потребителей.

Вынося постановление в порядке ст.25 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор обязан составить его по правилам, установленным ст.235 КоАП для оформления протокола об административном правонарушении, ознакомить с текстом постановления правонарушителя, приложив письменные возражения последнего; направить его уполномоченному органу, который, не составляя протокола, должен вести производство по делу, завершив его вынесением постановления о наложении взыскания либо о прекращении производства по делу[34].

По фактам наиболее злостных нарушений прав и свобод граждан, когда правонарушение в силу своей интенсивности наносит пострадавшим существенный моральный или материальный вред, прокурором выносится постановление о возбуждении уголовного дела.

Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами, занимает важное место в государственном механизме защиты прав и свобод граждан.



                                              







ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Цель моей работы - доказать, что прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов, прежде всего в сфере исполнительной власти, составляет основу деятельности.

Деятельность прокуратуры связана со всей системой государственного механизма России. Государственно-правовая природа института прокурорского надзора заключается в том, что он способствует укреплению режима законности в такой  сложной сфере государственной деятельности как государственное и хозяйственное управление.

В надзоре за исполнением законов заключена большая часть профилактического потенциала прокуратуры. По мнению профессора В.Б. Ястребова, «предупредительное воздействие на возможных правонарушителей оказывает уже сам факт существования прокурорского надзора. Эффективной системой предупреждений правонарушений в экономической и социальной сферах, в области деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, средством раннего предупреждения преступлений выступает надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека»[35].

Важнейшим направлением прокурорского надзора в сфере исполнительной власти является надзор за законностью правовых актов. Он является стержнем проверочной деятельности прокуроров на всех направлениях. Через эту работу в первую очередь реально достигается защита публичного интереса. И прежде всего - через инициативные действия в защиту правового статуса личности. Другая сторона публичного интереса заключается в охране конституционного строя России, ее федеративного устройства, единства правового и экономического пространства, стратегических интересов государства [36].

Другим важным направлением надзора прокуратуры в сфере исполнительной власти является надзор за исполнением законов несудебными органами административной юрисдикции. Прокуроры, используя различные акты прокурорского реагирования (протесты, представления, предостережения), осуществляют надзор за соблюдением закона при производстве по делам об административных правонарушениях.

Надзор за соблюдением прав и свобод граждан является одним из шести направлений деятельности прокуратуры. Это наглядно подтверждает существенное усиление в современных условиях ее правозащитной функции. Прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами, занимает важное место в государственном механизме защиты прав и свобод граждан на всех уровнях и в масштабе всей Российской Федерации.

Безусловно, как важнейший институт правоохранительной системы государства, прокуратура не может сохранять без изменений данные ей функции, формы, методы, направления своей деятельности. По мере изменения условий социальной действительности, формирования установок правового поля, упрочнения законности, повышения правовой культуры будут вноситься необходимые коррективы в деятельность прокуратуры. Не исключается даже возможность создания нового самостоятельного органа, который возьмет на себя выполнение обязанностей, реализуемых ныне в рамках надзорной функции прокуратуры. Для этого, естественно, нужны соответствующие условия. Пока они не наступили, функция надзора за исполнением законов должна принадлежать прокуратуре. Замены ей по части выполнения надзорных полномочий в настоящее время нет.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



                       

         1.  Конституция Российской Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА, 1997-80с


            2. О прокуратуре Российской Федерации:Федерал.закон.17 ноября 1995г.// СЗ РФ.-1995.-№ 47.-ст.4472.


3. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре РФ»: Федерал.закон.10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ// Рос.газ.-1999- 17 февр.


4. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Ген.прокурора РФ.22 мая 1996 г. №30// Сб.осн.приказов и указаний Ген.прокурора РФ.-М.,1999.


5. Докладная записка заместителя прокурора Липецкой области о результатах проверки исполнения законодательства административными комиссиями// Архив прокуратуры Липецкой области за 1998 год.


6. Обзор нарушений законодательства о местном самоуправлении и практики мер прокурорского реагирования.// Архив прокуратуры Липецкой обл. за 1998 год.


7. Справка о результатах проверки исполнения законодательства о местном самоуправлении в Липецкой области// Архив прокуратуры Липецкой обл.1998 год.


8.Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник.-М.,1998.-480с.


9. Винокуров А. Проверка законности административного задержания в органах внутренних дел.// Законность.-1997.- №3.-С.33-37.



       10.Комментарий к Федеральному Закону “О прокуратуре Российской Федерации”/Ю.И. Скуратов, А.Я. Сухарев, А.Г. Звягинцев и др. - М.:изд-во НОРМА,1996-736с


          11. Мельников А. Надзор за исполнением законов// Законность.-1998.-№3.-С.7-16.


          12. Протопопов А. Место и роль прокуратуры в системе государственных органов.// Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практ.конф.-М., 1997.-С.73-77.


          13. Скуратов Ю.И. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации// Прокуратура в правовом государстве. Материалы многостор.встречи.-М.,1997.-С.12-15.




14. Темушкин О.П. Проблемы прокурорского надзора на современном этапе// Проблемы совершенствования прок.надзора. Материалы научно-практ.конф.-М.1997.-С.41-74.


15. Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора.-М.,1999-360 с.


16. Чурилов А.В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан// Законность.-1997.-№8-С.5-12


17. Ястребов В.Б. Надзор за исполнением законов как основная функция прокуратуры// Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практ.конф.-М.,1997.-С.15-20.


[1] О прокуратуре Российской Федерации: Фед.закон.17 ноября 1995г.//СЗ РФ.1995.№47.Ст.44-72(в ред.ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О прокуратуре РФ»//СЗ РФ.1999№7 Ст.878»

[2] См.:Скуратов Ю.И..Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в РФ// Прокуратура в правовом гос-ве.Материалы многосторонней встречи, организованной Советом Европы совместно с Ген.прокуратурой РФ.М.,1997.С.12-65.

[3] См.Темушкин О.П. Проблемы прокурорского надзора на современном этапе//Проблемы совершенствования прокурорского надзора.Материалы научно-практ.конф.М.,1997.44 с.

[4] См.:Протопопов А.Л. Место и роль прокуратуры в системе гос.органов.М.,1998.158с.

[5] Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник.М.:Зерцало, 1998.С.114-115.

[6] Басков В.И. Указ.соч.С.118

[7] Фед.закон.31июля 1995г.№119.ФЗ// СЗ РФ.1995.№31.Ст.2990

[8] Фед.закон 22 марта 1991 г.№948-1// ВВС РСФСР.1991.№16.Ст.499

[9] Фед.закон 28 августа 1995 г. № 154.ФЗ(в ред.от 17.03.97)// СЗ РФ.1995.№35.Ст.3506

[10] Мельников А. Надзор за исполнением законов// Законность.1998.№3.С.13.

[11] См.:Комментарий к ФЗ «О прокуратуре РФ»/ Журавлев М.Н.,Кехлеров С.Г.,Рябцев В.Н. и др.М.:Норма,1996.С.104

[12] См.: Басков В.И. Курс прокурорского надзора:М.:Зерцало,1998.С.119

[13] См.: Комментарий к ФЗ «О прокуратуре РФ». С.108

[14] См.: Комментарий к ФЗ «О прокуратуре РФ». С.108

[15]См.: Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора.М.,1999.С.49

[16] См.:Мельников А. Надзор за исполнением законов// Законность, 1998.№3.С.7.

[17] См.: Басков В.И. Курс прокурорского надзора:М.:Зерцало,1998. С.123

[18] См.:Басков В.И. Курс прокурорского надзора:М.:Зерцало,1998.С.125.

[19] Ястребов В.Б. Надзор за исполнением законов как основная функция прокуратуры// Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практ.конф.-М.1997.С.15

[20] См.:Комментарий ФЗ «О прокуратуре РФ».С.121.

[21] См.:МельниковА. Надзор за исполнением законов// Законность, 1998.№3.С.7.

[22]См.: Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора.М.,1999.С.49


[23] См.:Мельников А. Надзор за исполнением законов// Законность, 1998.№3.С.7.

[24] Там же

[25] См.:Справка о результатах проверки исполнения законодательства о местном самоуправлении  в Липецкой области // Архив прокуратуры Липецкой области за 1998 год.

[26] См.:Обзор нарушений законодательства о местном самоуправлении и практики мер прокурорского реагирования// Архив прокуратуры Липецкой области за 1998 год.

[27] Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора.М.,1999.С.23.

[28] Чурилов А.В. Указ раб.С.28.

[29] См.:Чурилов А.В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан// Законность.1997. № 8 С.9.

[30] Там же.С.12.

[31] См.: Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора.М., 1999.С.35.

[32] Там же

[33] См.Басков В.И. Курс прокурорского надзора:М.:Зерцало,1998.С.127.

[34] См.:Денисов Ю.. Производство об адм.правонарушении// Законность.1998.№8.С.18.

[35] Ястребов В.Б. Надзор за исполнением законов как основная функция прокуратуры// Проблемы совершенствования прок.надзора. Материалы научно-практ.конф.М.,1997.С.20.

[36] См.:Мельников А. Надзор за исполнением законов// Законность, 1998.№3. С.10.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.