Рефераты. Прокурорский надзор в сфере исполнительной власти






Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции, которая имеет прямое действие. Иные права и свободы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое общепризнанными принципами и международного права, и международными договорами, которые рассматриваются в качестве составной части правовой системы Российской Федерации.

Различаются три группы прав и свобод человека и гражданина: личные права; политические права и свободы; социально-экономические и культурные права и свободы.

В соответствии с приведенной классификацией в Конституции РФ на переднем плане - личные права и свободы. К их числу отнесены право на жизнь, свободу и неприкосновенность; право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на неприкосновенность жилища и т.д.

Многие исследователи не без оснований относят личные права к естественным правам человека, имея ввиду, что они внутренне присущи каждому человеку, принадлежат ему от рождения, а не даруются властью. Задача цивилизованного государства - признать в официальном порядке эти права и организовать их надежную защиту.

В целях защиты личных прав граждан наиболее широко используются уголовно-правовые меры и средства гражданско-правовой защиты в суде. Важное значение для пресечения фактов произвола при применении к гражданам мер административного принуждения имеет также использование средств прокурорского надзора, предусмотренных гл.2 раздела 3 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Совершенно иную природу имеют гражданские права политического и социально-экономического характера. У них нет естественного происхождения. Государство наделяет человека гражданскими правами по мере наступления определенных условий, в соответствии с интересами и возможностями общества и государства[28].

Исходя из опыта цивилизованных государств, можно констатировать, что конечная цель установления политических прав и свобод - включение граждан в процесс формирования органов государственной власти и непосредственное управление его делами. Наделение граждан политическими правами включает установление: права на объединение; права собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; права участвовать в избрании органов власти; права на равный доступ к государственной службе и других.

Нынешнее состояние политических прав и свобод в России характеризует достаточно высокую степень компромисса между личностью и государством, достигнутого за время демократических преобразований. Вместе с тем, прокурорская практика продолжает выявлять немало нарушений избирательных прав граждан как со стороны государственных органов, так и со стороны политических партий.

Так, прокурор Ставропольского края в связи с поступившими жалобами о массовом досрочном голосовании при выборе губернатора края поднял этот вопрос перед председателем крайизбиркома. Действия прокурора способствовали прекращению фактов принуждения участковыми избирательными комиссиями граждан к досрочному голосованию.

В марте 1997 года органами прокуратуры были выявлены факты игнорирования структурами КПРФ территориального принципа функционирования общественных объединений. В нескольких субъектах РФ были созданы первичные организации КПРФ на предприятиях и в учебных заведениях. По всем этим фактам нарушений законодательства об общественных объединениях органами прокуратуры приняты меры реагирования - принесены протесты и внесены представления с требованием упразднить первичные партийные организации КПРФ на предприятиях и в учебных заведениях[29].

Намного шире предусмотренные Конституцией РФ социально-экономические права граждан. Среди них - право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии; право на жилище; право частной собственности; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д.

В настоящее время особенно часто нарушаются социально-экономические права граждан. Заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ А.В. Чурилов отмечает, что за 1996 год прокурорами было пресечено более 5,5 тысяч нарушений прав инвалидов и престарелых и около 10 тысяч нарушений жилищных прав граждан, каждое четвертое из которых было связано с изданием незаконных правовых актов, ущемлявших права граждан на справедливое распределение муниципальных жилых помещений, приватизацию жилья, охрану жилищных интересов несовершеннолетних, инвалидов, престарелых[30].

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что защита политических, социально-экономических прав и свобод граждан - область наибольшего применения прокурорских полномочий, закрепленных в статьях 26-28 ФЗ «О прокуратуре РФ», в процессе осуществления общенадзорной деятельности.

Здесь правомерно, на мой взгляд, поставить вопрос о мотивации прокурорского вмешательства в вопросы защиты прав и свобод граждан.

С учетом ведущего положения судов в сфере защиты прав и свобод граждан тотальный прокурорский надзор по аналогичным вопросам невозможен. «Предпринимаемые прокурорами меры в защиту граждан должны носить компенсационный характер и дополнять существующие средства правовой защиты», - таково мнение А.В. Чурилова. Не подменяя суды в разбирательстве конкретных гражданских споров, требующем опроса свидетелей, исследования других доказательств в судебном заседании, прокуроры должны реагировать на видимые формальные нарушения законов[31].

А.В. Чурилов выделяет 4 случая, когда прокуроры подключаются к правозащитной деятельности.

В первом случае необходимо без всяких отлагательств применить в целях устранения очевидных нарушений прав граждан, а также наказание виновных специальные полномочия, предоставленные прокурором ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О прокуратуре РФ» и некоторыми другими федеральными законами.

Второй случай объясняет прокурорское вмешательство как вынужденную меру, поскольку полномочия других органов государства и местного самоуправления по устранению выявленных нарушений прав граждан, привлечение виновных к ответственности исчерпаны. Речь идет в данном случае о фактах злостного невыполнения предписаний закона, когда требуется применить более строгий вид правовой ответственности.

Третий случай может быть продиктован обнаруживающейся еще, зачастую, бездеятельностью органов исполнительной власти в пресечении нарушений прав граждан, когда такое отношение ведет к серьезным деформациям в правоприменительной практике и наносит существенный вред интересам личности и общества, что, например, выражается в росте числа обоснованных жалоб граждан.

Четвертый вид обязательных работ прокуроров (в рамках реализации полномочий, определенных ст.ст.26-28 Закона) относится к основной их задаче - защите публичных интересов, т.е. интересов общества и государства.

Основной интерес общества связан с сохранением установленного в Российской Федерации правового статуса личности. Поэтому следует рассматривать в первую очередь как посягающее на общественные интересы те правонарушения, которые проявляются в ограничении под тем или иным предлогом прав и свобод человека и гражданина, закрепленных во второй главе Конституции[32].

Если внимательно вдуматься в перечисленные выше четыре случая прокурорского вмешательства, то все они взаимосвязаны и позволяют реально ощутить место прокуратуры в правозащитной деятельности.

Круг полномочий, закрепленных ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», а также некоторыми другими федеральными законами, предоставляет прокурорам возможность выполнять следующие виды правозащитных работ:

1)рассматривать и разрешать непосредственно адресованные им заявления, жалобы, иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина;

2)осуществлять наблюдение за реализацией прав и свобод, а также выявление фактов правонарушений;

3)предупреждать и пресекать с помощью специальных мер воздействия нарушения прав и свобод ; рассматривать вопрос о применении к виновным различных мер правовой ответственности.

Важнейшим направлением правозащитной деятельности прокурора является работа с обращениями граждан. Особенность данного вида деятельности заключается в том, что она инициируется гражданами, выражающими несогласие с теми или иными действиями должностных лиц и органов власти. Эта работа имеет несколько стадий. На первой из них определяется отношение поднятых заявителем вопросов к компетенции органов прокуратуры и отсев тех обращений, рассмотрение которых отнесено к ведению других органов.

Вторая стадия - разрешение прокурором заявлений и жалоб по существу с принятием необходимых организационных решений. Органы прокуратуры при разрешении поступающих к ним писем и заявлений руководствуются ст.10 ФЗ «О прокуратуре РФ» и приказом Генерального прокурора РФ от 15.12.98 № 90 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

Прокурор может принимать к рассмотрению любые жалобы, содержащие сведения о нарушении закона, в том числе и обращения по вопросам, подведомственным суду, при необходимости защиты общественного интереса, либо прав наименее социально-защищенных лиц. При этом прокурор обязан принять по обращению одно из следующих решений:

-разрешить жалобу по существу в установленные законом сроки; при наличии оснований, используя в полном объеме полномочия, предусмотренные ст.27 Закона, поставить в установленном порядке вопрос о восстановлении нарушенных прав заявителя; при отказе гражданину в удовлетворении его требований дать аргументированный ответ со ссылкой на нормы закона и конкретные доказательства;

-направить обращение для проверки, разрешения по существу в один из органов, перечисленных в ст.26 Закона;

-разъяснить пострадавшему (при неподведомственности прокуратуре поднятых им вопросов) существующий порядок защиты его прав и свобод (например, путем обращения в комиссию по трудовым спорам, в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу), когда требуется непосредственное его обращение и ничто не мешает заявителю сделать это самостоятельно.

В настоящее время ведомственная регламентация Генеральной прокуратуры предусматривает следующие основания оставления обращений граждан без рассмотрения:

1)когда в повторных жалобах уже не содержится новых доводов, а по всем предыдущим проводились объективные и полные проверки и были даны ответы полномочными лицами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.