Рефераты. Проблемы укрепления законности и правопорядка






Законность представляет собой процесс  осуществления  законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни,  при котором участники правоотношений свободно  реализуют  принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность  есть  предпосылка такого порядка в общественной жизни, который  соответствует предписания правовых норм. Другими  словами,  в  результате  действия законности в обществе складывается правовой  порядок,  являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

















Понятие правопорядка и общественного порядка:          их соотношения.

 
 




ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО  СИСТЕМА  ОБЩЕСТВЕННЫХ  ОТНОШЕНЙИ,  КОТОРАЯ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В  РЕЗУЛЬТАТЕ  ТОЧНОГО  И  ПОЛНОГО  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.


 Я считаю, что правопорядок составляет реальную основу современной  цивилизованной жизни общества. Качество и степень  правопорядочности  общественной жизни во многом определяет общее "здоровье"  всего  общественного организма и его индивидов. В  условиях  стабильного  правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония  в  действиях законодательной, исполнительной и судебной власти,  активно осуществляется деятельность различных общественных  и  частных организаций, реально гарантируется свободное  развитие  человека, максимально удовлетворяется его материальные и  духовные  потребности.

В  формировании правового порядка участвует все  элементы  механизма правового регулирования общественных отношений. Их  причинно - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового  порядка.

1.     Нормы  права - это  нормативная  предпосылка  правопорядка, первичная звено механизма правового  регулирования,  моделирующее "идеальный" правопорядок.

   2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного  или  должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

   3. Акты реализации юридических прав  и  обязанностей  являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях  режима  законности права и обязательности  участников правоотношений  реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и,  таким  образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая  и образует правовой порядок.   Содержание  правопорядка  составляет  правомерное  поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.

СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА - это единство и одновременное разделение урегулированной правовой системы  общественных  отношений  в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

   Правопорядок есть реализованная  система  права.  Он  включает конституционные, административные, финансовые, земельные,  семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с  нормами соответствующих отраслей права. В  этой  связи  в  структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и  более  дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и  институтами права.

ОСОБЕННОСТЬ ПРАВОПОРЯДКА как специфической системы  общественных отношений выражается в том, что складывается  он  только  на основе правовых норм и в силу этого  охраняется  государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все  отношения,  имеющие место в обществе. Определённая часть  общественной  жизни  не нуждается в правовой регламентации. Она находится в  сфере  действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле  правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающийся под воздействием нормативного регулирования.  Это часть общественного порядка.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

В правовом  государстве  все  элементы  общественного  порядка взаимодействуют между собой и находятся под его  защитой.  Однако только порядок охраняется  специальными  государственно-правовыми мерами. Другие  элементы  общественного  порядка   обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными,  собственно-общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

Под общественным порядком в узком смысле обычно понимается охрана личности и прав граждан, нравственности и общественного спокойствия, обеспечение дисциплины граждан в общественных местах и в быту.

Правопорядок - одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей.

Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в данном государстве порядке.

Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений, правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

Правопорядок предполагает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, восстановление нарушенных субъективных прав.

Правопорядок - воплощение законности в конкретных общественных отношениях, урегулированных правом, в системе прав и обязанностей их участников, результат неукоснительного исполнения юридических предписаний.

Правопорядок предполагает устойчивость юридических связей  и отношений в общественной жизни.

Как будущий юрист я считаю, что моя основная цель - укрепление и поддержание правопорядка. Но в нашем обществе существует много причин, препятствующих этому. Одна из них – взяточничество. Движимые жаждой наживы, обогащения, должностные лица – взяткополучатели прибегают зачастую к самым разнообразным и изощренным (от завуалированных, замаскированных до открыто наглых, организованных) способам и формам воздействия на граждан с целью принудить их дать взятку. Коррупция и взяточничество парализуют нормальное функционирование органов власти и управления, формируют у граждан убеждение в том, что без взятки невозможно реализовать и защитить свои права, добиться правды и справедливости. Между тем в существующем законодательстве есть значительные недоработки. Они касаются такого понятия как «вымогательство взятки». Вымогательство значительно повышает общественную опасность получения взятки и личности виновного, и потому является квалифицирующим признаком состава данного преступления и влечет по закону более строгую уголовную ответственность. Вымогательство в законе названо в числе таких квалифицирующих признаков, как получение взятки по предварительному сговору или организованной группы лиц, неоднократно, в крупном размере. Вместе с тем в законе установлено, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки. Очевидно, что все эти нормы направлены на усиление борьбы со взяточничеством. Правильное понимание и применение закона должно отвечать этой цели. Между тем изучение судебной практики показывает, что еще не редки случаи, когда вымогатели взяток необоснованно не привлекаются к строгой ответственности, а лица, давшие взятку в результате вымогательства, не освобождаются от уголовной ответственности. Все это происходит вследствие разноречивого понимания в судебной практике и научной юридической литературе сущности вымогательства  взятки и его последствий. Известны значительные трудности в расследовании дел о взяточничестве, в разоблачении взяткополучателей, в преодолении круговой поруки, сговора между ними и взяткодателями. Поэтому необходимо решительно применить поощрительную норму об освобождении взяткодателя о уголовной ответственности в случае дачи им взятки в результате вымогательства. Это поможет значительно облегчить преодоление названных трудностей.

 Я считаю, что наиболее сильно поддержание правопорядка затруднено в городах, в  которых, в отличие от сельской местности уровень преступности в несколько раз выше. Значительно выше  в городах частота совершения крах из жилых строений, карманных краж, краж автотранспорта. Высока интенсивность совершения в городах грабежей и разбойных нападений, связанных с завладением личным имуществом. Они здесь совершаются соответственно в 3 раза чаще, чем в сельской местности. Изучив статистику совершенных преступлений и некоторые материалы дел, я сделал вывод, что значительная часть преступлений совершают неработающие, ранее судимые граждане. Как правило, похищаются дефицитные и дорогие вещи, импортная аудио- и видеоаппаратура, меховые, золотые и пр. В последнее время (я считаю, что это из-за финансового кризиса) все чаще стали похищаться спиртные напитки, продукты питания.

Многочисленными социологическими исследованиями установлено, что более половины населения страны находится ниже черты бедности, а после финансового кризиса 1998 года процесс обнищания масс еще больше усилился.

Я считаю, что с точки зрения влияния на преступность урбанизация - явление противоречивое. С одной стороны она порождает немалый антикриминогенный потенциал (о чем я расскажу ниже), с другой - ей могут сопутствовать такие процессы, которые становятся факторами преступности.

К числу криминогенных можно отнести следующие типичные для города явления: повышенную плотность населения, приводящую  к частичному ухудшению условий жизни (с ней связан дефицит средств жизнеобеспечения, транспортная, жилищная  проблемы и др.); миграцию населения (с ней связана проблема адаптации новоселов, возможности социального контроля за ними); маятниковую миграцию  (с ней связана так называемая транспортная усталость, влекущая повышенные психологические нагрузки); текучесть кадров (с ней связана бытовая напряженность, социальный паразитизм и др.); возрастание нервных нагрузок на человека, влекущих увеличение стрессовых, конфликтных ситуаций; промышленный и транспортный травматизм; ослабление родственных и соседских связей (так называемая анонимность образа жизни).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.