Рефераты. Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности






Меры административного пресечения наиболее часто применяются органами внутренних дел в связи с совершением административных проступков. В ряде случаев они являются действенным, а иногда и единственно возможным средством пресечения преступлений (например, применение оружия).


Эти меры применяются не только для, пресечения правонарушений, но и для прекращения общественно опасных действий душевнобольных и малолетних лиц.

Среди мер административного пресечения, применяемых милицией, принято выделять меры общего и специального назначения. К числу мер общего назначения относятся: помещение лиц, находящихся в состоянии сильного опьянения, в медицинский вытрезвитель; отстранение лиц от управления транспортными средствами; запрещение эксплуатации транспортных средств;  приостановление работы объектов разрешительной системы.


Меры административно-процессуального обеспечения,

 применяемые милицией

Меры процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения, применяются милицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дел о правонарушениях.

Достижение названных   целей административно-процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мерами процессуального обеспечения  различных функции. С учетом характера этих функций все рассматриваемые меры могут быть сведены в три основные группы. 1) меры административно-процессуального пресечения; 2) меры, направленные на получение доказательств; 3) процессуальные меры исполнения административных взысканий.

Меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение (или подозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей2. К этим мерам относятся доставление правонарушителя, административное задержание и привод.

Правом доставления нарушителя в милицию или иные служебные помещения наделены все работники милиции. Цели, основания и порядок доставления правонарушителей работниками милиции регламентированы нормами, содержащимися в Российском кодексе об административных правонарушениях, нормативных актах МВД.1

Меры, направленные на получение доказательств, создают условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и   исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела.

К ним относятся: проверка документов у граждан, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр и досмотр


вещей и транспортных средств, изъятие вещей и документов, осмотр служебных помещений и их опечатывание; медицинское освидетельствование.

Наиболее часто применяемой из названных мер является проверка документов у граждан. Информация о личности нарушителя необходима для объективного и всестороннего исследования обстоятельств любого дела. Основной документ, удостоверяющий личность гражданина, - паспорт содержит наибольший объем информации о социальном и правовом положении предъявителя. Изучение указанных в нем сведений необходимо не только для получения "установочных данных" правонарушителя. Оно позволяет обнаружить сам факт правонарушения, получить данные об обстоятельствах, смягчающих ответственность за административное правонарушение (например, наличие у женщины ребенка в возрасте до одного года) или отягчающих ее (например, совершение правонарушения лицом, ранее совершившем преступление).(38)


Административные взыскания, налагаемые работниками милиции

В соответствии с действующим законодательством милиция может налагать на виновных правонарушителей следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного данному гражданину, - права управления транспортными средствами.

Предупреждение - осуждение совершенного проступка и предостережение правонарушителю, вынесенное уполномоченным работником милиции в установленной форме. Оно применяется к лицам, совершившим, как правило, малозначительные административные правонарушения, либо к тем, кто совершил проступок при недостаточной осведомленности о действии правовых норм, регулирующих отношения в сфере административной деятельности милиции.

Штраф - денежное взыскание. Размер штрафа, налагаемого на виновного, зависит от вида совершенного правонарушения.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным' объектом административного правонарушения, состоит в изъятии предмета и последующей его реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.1

Конфискация - принудительное безвозмездное обращение предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения в собственность государства. Конфискован может


быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательством об административных правонарушениях.

Лишение права управления транспортными средствами. Как вид административного взыскания применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования им. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными   актами Российской Федерации. Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.1


МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Эффективность борьбы с правонарушениями и преступностью административно-правовыми средствами зависит в значительной степени от обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Поэтому ст. 239 КоАП РСФСР регламентирует порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В частности, в целях пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия, усиления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечение своевременность правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по об административных правонарушениях, допускаются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов. Следует отметить, что меры обеспечения применяются исключительно в связи с административными правонарушениями и носят административно-процессуальный характер. Их целями являются пресечение проступков, установление личности правонарушителя. В связи с чем в КоАП РСФСР предусматриваются! общие цели и условия применения мер обеспечения.2


Доставление нарушителей

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях наряду с ме­рами производства по делам об административных правонарушениях предусмотрел в качестве самостоятельной меры административного воз­действия доставление нарушителя (ст. 238). Оно, как правило, является первичной про


цессуальной мерой, направленной на обеспечение необхо­димых условий привлечения виновных к административной ответствен­ности. Во многих случаях именно его применение пресекает противоправное поведение, создает условия для осуществления иных мер административного воздействия.

Раскрывая понятие "доставление нарушителя", важно подчеркнуть, что осуществление этой меры предполагает непосредственное вторже­ние в сферу личных прав и свобод граждан. Принудительный характер доставления признается большинством ученых-административистов и в научной литературе определяется как "мера, ограничивающая свободу действий и передвижения лица, затрагивающая его честь и достоин­ство"3, "административно-принудительное изъятие лица, совершивше­го правонарушение, и сопровождение его в соответствующие органы, сопряженное с применением психического или физического воздействия"4, "мера административного принуждения, состоящая в при­нудительном перемещении, принуждении нарушителя следовать в орга­ны внутренних дел или иное, предусмотренное законом, помещение"5.

Добровольное согласие правонарушителя следовать в соответствую­щий орган не лишает доставление его принудительного характера ввиду очевидности того, что при наличии необходимости и соблюдения уста­новленных в законе оснований доставление может быть произведено уполномоченным на то лицом вне зависимости от желания нарушителя. Более того, за оказание злостного неповиновения законному распоряже­нию или требованию работника милиции при исполнении им своих обя­занностей по охране общественного порядка предусмотрена администра­тивная ответственность (ст. 165).

Принудительный характер доставления, а также его взаимосвязь с иными мерами административного воздействия, в первую очередь с ад­министративным задержанием, свидетельствуют о том, что эта мера требует обязательного соблюдения порядка ее применения. При решении вопроса о допустимости производства доставления в каждом конкрет­ном случае необходимо учитывать три установленных законом обстоя­тельства: цели, основания и условия применения данной меры.

По действующему законодательству общим основанием доставления нарушителя служит наличие объективных данных о факте совершения административного проступка (при наличии норм права, прямо предус­матривающих возможность применения данной меры в связи с конкрет­ным правонарушением и обоснованного предположения в его соверше­нии именно тем лицом, в отношении которого эта мера будет произво­диться).1


Административное задержание

Обращаясь к анализу существующих научных определений понятия "административное задержание", можно отметить, что в большинстве из них выделяются его наиболее существенные признаки:

-  основание административного задержания;


- цели, достижению которых служит данный правовой институт;

- принудительный характер этой меры воздействия;

- круг субъектов, правомочных применять задержание,

- сфера деятельности и характер полномочий субъектов;

- сроки и порядок производства задержания.

Развернутое понятие административного задержания содержится, на­пример, в определении Гижевского В. К., раскрывающем в основном содержание этого института; "...административное задержание - это мера принуждения, выражающаяся в кратковременном ограничении личной свободы лица, совершившего правонарушение, применяемая уполномо­ченными на то представителями органов государственного управле­ния... в пределах и порядке, установленных законом, в целях пресечения противоправных действий, обеспечения своевременного и правильного производства по делам об административных правонарушениях и при­влечения виновного к ответственности". п

Из приведенной характеристики административного задержания сле­дует, что оно является наиболее суровой и жестко регламентированной законом мерой из всех администрагивно-обеспечитепьных мер. Его при­менение непосредственно затрагивает права и свободы личности (в ряде случаев срок задержания нарушителей в специальных помещениях со­ответствующих органов может достигать 10 суток)."1 В связи с этим осо­бое значение приобретает требование обеспечения законности при ис­пользовании этой меры, в первую очередь, соблюдение целей, основа­ний и порядка ее производства.

Цели административного задержания как меры обеспечения про­изводства по делам об административных правонарушениях закрепле­ны в ряде законодательных актов. Ст. 33 Основ, например, предусмат­ривает, что административное задержание наряду с другими мерами допускается в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами в целях пресечения административных правонарушении, состав­ления протоколов, обеспечения своевременного и правильного рассмот­рения дел и исполнения постановлении по делам об административных правонарушениях. Ст. 239 КоАП РСФСР, конкретизируя эти положения, гласит, что данные меры применяются в целях пресечения администра­тивных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия; ус­тановления личности, составления протокола об административном пра­вонарушении при невозможности составления его на месте, если оно является обязательным; обеспечения своевременного и правильного рас­смотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.1


Личный досмотр и досмотр вещей

Досмотр как мера обеспечения производства по делам об админи­стративных правонарушениях. Досмотр в самых общих чертах можно определить как меру административного принуждения, используемую в процессе


правоохранительной деятельности и состоящую в принудитель­ном обследовании тела человека, его одежды или вещей с целью выявления фактов совершения правонарушения. По объекту исследова­ния следует различать личный досмотр и досмотр вещей.

При личном досмотре обследуется тело человека, его одежда с целью выявления предметов и документов, свидетельствующих о фак­тах совершения административного правонарушения. Объектом обсле­дования при досмотре могут быть различные вещи, находящиеся в соб­ственности или владении граждан. В случаях, прямо предусмотренных законом, объектом досмотра могут стать транспортные средства.

Досмотр, используемый в процессе правоохранительной деятельнос­ти, может выполнять различные функции: предупреждения, выявления и пресечения правонарушений и иных общественно опасных деянии, обеспечения производства по делам об административных правонару­шениях.

Так, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов - мера административного предупрежде­ния. Она носит четко выраженный превентивный характер и применя­ется при отсутствии фактов правонарушения.

Личный досмотр и досмотр вещей, осуществляемые на предприятиях и в организациях, на которых установлен контрольно-пропускной пункт, выполняет в первую очередь функции выявления и пресечения мелких нарушении государственного или общественного имущества.

Основания производства личного досмотра и досмотра вещей как административно-обеспечительной меры определены законом - Кодек­сом РСФСР об административных правонарушениях. Ими являются, во-первых, совершение деяния, которое в соответствии с законом признается административным правонарушением, и, во-вторых, наличие нормы закона, прямо предусматривающей возможность (или допустимость) применения досмотра в связи с совершением данного конкретного вида правонарушения.1

В соответствии с действующим законодательством личный досмотр может применяться в связи с совершением мелких хищений, нарушений законодательства об охране и использовании животного мира, по борьбе с наркоманией и проституцией, а также антиалкогольного законодатель­ства. Личный досмотр и досмотр вещей могут быть произведены в связи с совершением ряда нарушений установленных правил приобретения, хра­нения и использования огнестрельного оружия и боевых припасов. В част­ности, при нарушении порядка приобретения, хранения, передачи или продажи гражданами огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия, правил хранения или перевозки огнестрельного гладкостволь­ного охотничьего оружия и боевых припасов гражданами, имеющими разрешение органов внутренних дел на хранение оружия; нарушении установленных сроков регистрации (перерегистрации) гражданами ог­нестрельного оружия или правил постановки его на учет, а так


же стрель­бы из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах; в случаях уклонения от регистрации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов.

В обязательном порядке производится личный досмотр администра­тивно задержанных - перед водворением в комнату для административ­но задержанных и административно арестованных — перед выдворе­нием в камеру, а также лиц, помещенных в медицинский вытрезвитель, с целью выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в местах содержания этих лиц.


Изъятие вещей и документов

Изъятие вещей и документов как мера административного воз­действия носит комплексный характер.

Изъятие может применяться в качестве предупреждения (например, изъятие оружия у лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, сис­тематически нарушающих общественный порядок или употребляющих наркотические вещества без назначения врача, у страдающих психичес­кими заболеваниями лиц); пресечения (например, в целях обеспече­ния безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров, воз­душных судов и членов экипажей этих судов органам внутренних дел предоставлено право проведения досмотра пассажиров с целью обнару­жения и изъятия опасных веществ и предметов, на провоз которых рас­пространяются специальные требования, или предметов, запрещенных к перевозке воздушным судном29, а также меры обеспечения производ­ства по делам об административных правонарушениях); самого изъятия вещей и документов до рассмотрении дела об административном право­нарушении в соответствии со ст. 239 КоАП РСФСР.

В последнем случае изъятие вещей и документов представляет собой административно-процессуальную меру, выражающуюся в действиях, направленных на задержание предметов, явившихся орудием или непо­средственным объектом административного правонарушения, до рас­смотрения дела об административном правонарушении.(33)













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Лончаков А.П., Никулин М.И. Понятие, содержание правоохранительной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации: Темы учебной лекции, концептуальный аспект. Хабаровск, 1997. С.43.


2.     Лончаков А.П., Никулин М.И. Учебно-методические материалы и фондовая лекция. Юридическая сущность законности в государственном управлении и способы ее обеспечения. Хабаровск. 1996. С.51.


3.     Лончаков А.П. Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности. Владивосток 1996. С. 72



4.     Лончаков А.П. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Хабаровск. 1999. С. 100.


содержание

Правоохранительная деятельность субъектов административного права

ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Функции административной деятельности милиции

Формы административной деятельности милиции

Методы административной деятельности милиции

Убеждение в административной деятельности милиции

Принуждение в административной деятельности милиции

Меры административного предупреждения

Меры админитстративного пресечения, применяемые милицией

Меры административно-процессуального обеспечения,  применяемые милицией

Административные взыскания, налагаемые работниками милиции


МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


























.

 










Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.