Рефераты. Особенности расследования преступлений, связанных с профессиональной деятельностью )






В качестве взяткополучателей могут выступать должностные лица той отрасли народного хозяйства, где совершается хищение, стоящее на различных ступенях служебной лестницы, а также лица иных ведомств, от которых в той или иной зависит сама возможность организации, дальнейшая судьба преступной деятельности и безопасность дельцов-расхитителей.

Обсудив судебную практику по делам о взяточничестве Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что особую опасность представляют случаи получения взяток должностными лицами, действующими по предварительному сговору с расхитителями государственного и общественного имущества, валютчиками, спекулянтами и др. преступниками, создающими систему подкупов и круговой поруки[34].

Для успешного решения задач выявления, раскрытия и расследования взяточничества большое значение имеют признаки, которые могут свидетельствовать о взяточничестве. Среди этих признаков имеются такие, которые по своему характеру и содержанию в равной степени позволяют судить о том, что взятки могли передаваться должностным лицам как предприятия, где совершалось хищение, так и вышестоящих организаций, контролирующих органов: установление фактов ненадлежащего реагирования со стороны тех или иных компетентных должностных лиц на сигналы о совершаемых хищениях, прежде всего на официальные материалы о задержании расхитителей с поличным, выявленных у них недостатков, пересортицах, не оприходованных изделиях и сырья и т.п.; обнаружение в служебных кабинетах, по месту проживания должностных лиц и в иных местах их пребывания крупных сумм денег, ценностей, явно превышающих возможность их законного накопления (приобретения); установление фактов ремонта квартир, личного транспорта, строительство личных гаражей, дач, и выполнение иных работ в интересах должностных лиц силами или за счет средств подконтрольных, подведомственных и т.п. предприятий; обеспечение должностных лиц, членов их семей, близких путевками в дома отдыха или санатории, квартирами и т.п. благами из фондов предприятий, в которых совершались хищения.

На возможность дачи расхитителями взяток должностным лицам своих или вышестоящих предприятий и контролирующих органов могут указывать также такие обстоятельства как:

-         произвольное по своему усмотрению изменение установленного порядка учета и отчетности на предприятии, что однако не нашло отражения в актах проведенных ревизий, проверок;

-         назначение на руководящие должности или прием на работу с материальной ответственностью лиц, в прошлом судимых за корыстные преступления или иным образом серьезно скомпрометировавших себя;

-         использование расхитителями завышенных норм расхода сырья, в том числе норм, утвержденных не вышестоящим органом, а самим предприятием;

-         поверхностное проведение ревизий, инвентаризаций, нарушение сроков проведения или не проведение их вовсе;

-         систематическое проведение ревизий одним и тем же составом ревизоров;

-         установление фактов незаконных увольнений или иных нарушений прав и интересов лиц, которые вскрывали недостатки в деятельности предприятия, где совершалось хищение, выступали с критикой расхитителей или иным образом реагировали на ставшие им известными случаи хищения или злоупотреблений.


Первоначальные следственные действия


На первоначальном этапе следствия, когда информация о взяточничестве еще предположительна и признаки, указывающие на ее совершение недостаточно четко определены, должны планироваться версии общего характера. Известно, что признаки, указывающие на взяточничество внешне выглядят:

1)  либо как обстоятельства, способствовавшие хищениям (бесконтрольность, неналаженность учета и т.п.);

2)  либо как допущенные тем или иным должностным лицом неисполнения служебного долга, нарушение установленных правил, инструкций, приказов и других актов.


Рассмотрим особенности расследования взяточничества, связанного с хищениями по признакам первой группы.

Распространенность такого рода взяточничества на предприятиях неравномерно, из-за того, что взяточничество, связанное с хищениями, распространенность его выше там, где больше совершаются хищений (таковыми являются предприятия и организации государственной системы).

Круг должностных лиц, которым даются взятки, во многом зависит от способа хищений и отрасли хозяйства. При всем многообразии способов на промышленном предприятии хищения в основном осуществляются за счет изготовления неучтенных изделий. Тоже самое и в предприятиях общественного питания: излишки создаются за счет фальсификации продуктов, а хищения влекут за собой взятки, обманы потребителей. В торговле наряду с обманом покупателей, зачастую расхитители занимаются незаконным списанием товаров на порчу, бой, уценку, принимают и реализуют левый товар, растрачивают денежные средства[35].

Пока изделие выйдет из производства промышленного предприятия и будет реализовано, оно проходит длительный путь изготовления и на всем его протяжении несколько контрольных «пунктов» (лаборатория, ОТК, склад, плановый отдел, бухгалтерия и ревизионный аппарат, охрана). И для того, чтобы преодолеть этот путь с неучтенными изделиями расхитителям приходится принимать меры к устранению указанных препятствий: подкупать должностных лиц указанных контрольных подразделений.

В свою очередь, работники бухгалтерии для сокрытия махинаций втягивают во взяточничество ревизоров вышестоящей организации, а директор (если он замешан в преступлении) обычно ищет покровителя среди должностных лиц вышестоящей организации, при этом платит за «благосклонность» начальства любыми подачками (выпивкой, деньгами и т.п.).

Последствия действий взяточников, создающих условия для хищений могут мало чем отличаться от имеющихся иногда в организациях криминогенных недостатков, поэтому следователю необходимо:

1)  принять все меры для изобличения расхитителей, установления каналов сбыта похищенного, целей использования денежных средств;

2)  выяснить, что способствовало хищению, и кто должен был устранить недостатки, которыми пользовались расхитители, и почему не выполнил свои обязанности: не устранил нарушения, не воспрепятствовал преступной деятельности.


Активное изобличение расхитителей создают у них представления, что взяточничество тоже будет раскрыто и если часть средств они передавали должностным лицам, то далеко не каждый будет скрывать это, а взять на себя вину означает, самому возместить полностью ущерб от хищения.

Чтобы раскрыть взяточничество, связанное с хищениями неучтенной продукции на промышленном предприятии, следователь должен выяснить, каким образом создавались излишки. Наиболее часто это делается за счет использования завышенных норм расхода сырья и материалов на единицу изделия. Кроме того, за счет списания их в отходы и брак, естественную убыль, ухудшение качества и т.п.

Обнаружив подобные факты, следует допросить работников отдела технического контроля по вопросам допущенных нарушений при маркировке и выяснить, не кроется ли за этим взятка какому-либо из должностных лиц. Выявив круг взяточников, следователь должен обратить внимание на осуществление контроля со стороны вышестоящей организации и выяснить, почему стало возможным хищение. При этом нужно отметить, что изготовление и сбыт неучтенной продукции происходит на глазах рабочих, поэтому из их числа и нужно искать свидетелей происходящих событий, знающих о связях расхитителей со взяточниками.


Основные следственные действия


Для раскрытия взяточничества одним из наиболее ответственных следственных действий является допрос расхитителей и тех должностных лиц, которым по предположению следователя и имеющимся материалам передавались взятки. Изобличение взяточника на допросе нужно производить с использованием данных о его правах и обязанностей, совершенных им грубых нарушениях, причастности к хищениям, заинтересованности в делах расхитителей и т.д.

В числе результативных следственных действий является также обыск, ибо обнаружение у подозреваемого в получении взяток изделий, вырабатываемых на предприятии, где совершались хищения, а также денег, сберегательных книжек, может служить важной уликой преступления.

Также эффективным средством изобличения взяточников является внезапное проведение проверок и задержание с поличным, так как когда виновный оказывается при внезапной проверке застигнутым врасплох, он зачастую бывает не готов к ложным показаниям и вынужден признаться в хищении, совершаемом с ведома директора, а нередко в дачи взяток ему из похищенных средств.

Длительность хищений с предприятия и не выявления его дают следователю основания для выдвижения и проверки версии о взяточничестве ревизоров, членов инвентаризационных комиссий. При расследовании такого дела необходимо выяснить, имелись ли какие-либо сомнительные документальные операции, которые остались вне поля зрения ревизора. Для этого нужно осмотреть приходно-расходные документы. Особое внимание следует обратить на инвентаризационные ведомости, товарные, кассовые отчеты с целью выявления пологов, подчисток, исправлений, неправильных записей. В случае необходимости следует назначить повторную или дополнительную ревизию, судебно-бухгалтерскую экспертизу данные которых можно использовать для изобличения подозреваемого во взяточничестве ревизора[36].

О поведении, инвентаризаторов во время проведения проверок следует допросить работников торгового предприятия, материально ответственных лиц, деятельность которых проверялась, и самого подозреваемого. Анализируя документы, ход производившихся подозреваемым ревизий, инвентаризаций, оперируя свидетельскими показаниями и др. данными с точки зрения установления различий между ошибкой и злоупотреблением ревизора необходимо, при наличии оснований, доказать виновнику, что имеет место не ошибка, а совершение преднамеренных действий. Это поможет и выявлению взяточничества.

Тактическое выявление взяточничества ревизоров, инвентаризаторов производится с учетом конкретной ситуации, личности подозреваемых, свидетелей, их взаимоотношений, обстоятельств события, имеющихся доказательств и т.д.

Для этого, прежде всего, допрашиваются члены коллектива, где работал предполагаемый взяткодатель, затем, в зависимости от показаний и собранных данных, производится допрос ревизора, инвентаризатора и при этом выясняется, как проводилась ревизия, проверка, какие и почему были допущены нарушения, что выявлено и осталось не выявленным в работе материально ответственного лица, направлять допрос на выявление данных, характеризующих проверяемого и его деятельность, связанную с хищением, образование недостачи, сокрытием следов преступления и т.д. Для следствия важно, если ревизор даст какие-либо изобличающие или контрастирующие данные в отношении материально ответственного лица. При допросе последнего они нередко являются крайне результативным средством раскрытия фактов дачи взяток ревизору, членам инвентаризационных комиссий и во всех случаях в дополнение к этим показаниям следует собрать подтверждающие их доказательства для использования на допросе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.