Рефераты. Особенности расследования налоговых преступлений






По хозяйственным операциям, в которых задействовано несколько организаций, необходимо получить информацию обо всех партнерах. При анализе непроизводительных расходов (неустойки, пени, штрафы за простой вагонов и др.) нужно проверять всех контрагентов, оформлявших и совершавших эти платежи: поставщиков, перевозчиков, получателей и т.д.[13]

Выбирая способ совершения налогового посягательства, его субъект отдает предпочтение тем хозяйственным операциям, которые недостаточно защищены системой бухгалтерского учета. Ориентируясь на уязвимые нормы законов и бухгалтерские операции, налоговые преступники подбирают оптимальный, с их точки зрения, способ уклонения от уплаты налогов или страховых взносов.

Следы, остающиеся в документах бухгалтерского учета, можно классифицировать на экономические, документальные и учетные. Документальные следы остаются на уровне первичной регистрации хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерской документации и материалах инвентаризаций, а учетные на уровне бухгалтерского учета. Они проявляются как разного рода несоответствия между первичными документами и реальной хозяйственной деятельностью, а также между разными первичными документами; учетные между данными учета и отчетности, учетом и первичными документами либо внутри учета (например, между его аналитической и синтетической частями); экономические в системе отчетных или аналитических показателей. Для их выявления используются методы документального, бухгалтерского и экономического анализа.

Достаточно очевидными следами совершения налогового преступления считаются:

1) полное несоответствие произведенной хозяйственной операции ее документальному отражению;

2) несоответствие записей в первичных, учетных и отчетных документах;

3) наличие подлогов в документах, связанных с расчетами величины дохода (прибыли) и сумм налога.

Камеральная налоговая проверка. Каждый хозяйствующий субъект обязан к установленному сроку представить в ФНС России бухгалтерский отчет и расчеты по всем видам налогов. Налоговый инспектор убеждается в наличии всех требуемых приложений к бухгалтерскому отчету и налоговых расчетов. Затем он проверяет правильность их заполнения, корреляцию показателей, приведенных во всех формах отчетности и в налоговых расчетах, с показателями бухгалтерского отчета, выясняет причины неувязок, законность применения налоговых ставок и льгот.[14]

Выездная налоговая проверка более результативный метод обнаружения признаков рассматриваемых преступлений. Она применяется сотрудниками органов ФНС России.

В ходе выездных проверок ведется углубленный анализ деятельности хозяйствующего субъекта на основе первичных бухгалтерских документов и учетных регистров, выявляются нарушения, приведшие к минимизации налоговых платежей.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах бывает сплошной или выборочной, когда проверяется часть документов в каждом месяце проверяемого периода. Если обнаруживаются грубые нарушения налогового законодательства, дальнейшую проверку ведут сплошным методом с обязательным изъятием документов, содержащих искаженные данные, свидетельствующие об укрытии от уплаты налогов или страховых взносов.

Арифметическая проверка контроль правильности подсчетов, произведенных при составлении конкретного учетного документа. С ее помощью обнаруживаются несоответствия, внесенные путем исправления, дописок, травления и т.п. в первичные документы, учетные регистры и финансовую отчетность.

Нормативная проверка глубокий анализ содержания отраженной в документе хозяйственной операции в плане соответствия действующим нормам, правилам, инструкциям. Она позволяет выявлять правильно оформленные, но ложные по сути документы. Для их обнаружения используют такие приемы криминалистического анализа документов, как встречная проверка и взаимный контроль.[15]

Бухгалтерский анализ представляет собой системное исследование таких контрольных документов бухгалтерского учета, как баланс, счета и двойная запись, калькуляция и инвентаризация для выявления учетных несоответствий и отклонений в нормальном ходе хозяйственной деятельности. Вуалирование следов уклонения от уплаты налогов или страховых взносов, если оно не сопровождено подлогом первичных документов, приводит к обязательному разрыву в элементах бухгалтерского учета: либо баланс не коррелирует с данными счетов, либо записи в счетах с первичными документами. Выявляются и неправильные бухгалтерские проводки, учиненные для сокрытия объектов налогообложения. Бухгалтерский анализ обычно применяют лица, участвующие в расследовании налоговых преступлений как специалисты или эксперты.

Экономический анализ состоит в системном исследовании показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности организаций. Он необходим для обнаружения несоответствий, которые отражают деструктивные изменения в ее работе.

Деятельность налогоплательщиков физических лиц в последнее время находится в зоне особого внимания ФНС России, так как в общей массе налоговых преступлений очевиден рост доли их посягательств. Граждане укрывают от налогообложения, как правило, доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности (например, от сдачи в аренду жилых домов, дач, квартир).


Глава 2. Методика расследования налоговых преступлений

§ 1. Возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении


Преступлением согласно ст.ст.198 и 199 УК является уклонение от уплаты налогов и обязательных сборов. Само уклонение должно быть фактически установлено и зафиксировано только после того, как руководитель налогового органа вынес на основании акта проверки решение о наличии недоимки по обязательным платежам, рассмотрев возражения проверяемого.[16]

Возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении органом дознания, следователем с согласия прокурора, либо прокурором правомерно при наличии указанных в законе поводов и достаточных оснований.

Существуют различные источники информации, которые содержат сведения c признаками налоговых преступлений. Но только те из них имеют юридическое значение, которые получены из источников, перечисленных в ст. 140 УПК РФ, называемых законом поводами для возбуждения уголовного дела.[17]

Анализ практики возбуждения уголовных дел показывает, что чаще всего признаки налоговых преступлений обнаруживают:

а) налоговые инспекции;

б) налоговая полиция и налоговые инспекции в результате совместных проверок;

в) органы МВД России и прокуратуры, расследующие уголовные дела своей подследственности. Однако поводом к возбуждению уголовных дел по ст. 198, 199 УК РФ обычно служит информация, собранная органами ФНС России.

Уголовные дела данной категории относятся к подследственности федеральных органов налоговой полиции. Однако методику расследования этих преступлений должны знать также следователи органов МВД России и прокуратуры. Это необходимо им в тех случаях, когда при расследовании преступлений своей подследственности они обнаруживают признаки налоговых деликтов.[18]

Поводами к возбуждению уголовных дел по ст. 198 УК РФ, как правило, служат сообщения контролирующих органов ФНС России, которые, в соответствии с ведомственными указаниями, в 3-дневный срок со дня принятия решения по акту налоговой проверки гражданина должны направить материалы о нарушениях налогового законодательства в правоохранительные органы.

Представляемые в органы ФНС России материалы камеральных и выездных проверок организаций обычно содержат признаки налогового преступления, что позволяет возбудить уголовное дело без дополнительных проверочных действий. Вместе с тем следователю надлежит тщательно проанализировать полученные материалы, истребовать недостающие документы. Наряду с документацией, связанной с исчислением и уплатой налогов или страховых взносов, следует (при необходимости) получить устав предприятия, свидетельство о регистрации, другие первичные документы.

Для возбуждения уголовного дела по факту налогового преступления достаточна совокупность достоверных данных: о месте совершения преступления, занижении в бухгалтерских документах организации доходов (выручки) или завышении расходов либо о сокрытии иных объектов налогообложения, а также о крупном размере сокрытия. Уже к этому моменту бывает известен способ совершения налогового преступления, ибо в акте налоговой проверки организации излагается содержание действий ее руководителя и главного (старшего) бухгалтера по искажению в учетных документах данных о доходах (выручке) или расходах либо сокрытию иных налогооблагаемых объектов.


§ 2. Первоначальные и последующие действия


В ходе расследования налогового преступления в первую очередь необходимо установить следующие обстоятельства:

– является ли данное физическое лицо предпринимателем без образования юридического лица, а предприятие (организация) – юридическим лицом (т.е. прошло ли оно государственную регистрацию);

– обязано ли физическое лицо или предприятие (организация) уплачивать налоги;

– какие виды налогов и иных обязательных платежей обязано оно уплачивать;

– имеет ли предприятие право на льготы по уплате налогов;

– каков порядок ведения бухгалтерского учета и представления отчетности на предприятии;

– с какого момента и какая финансово-хозяйственная деятельность осуществлялась налогоплательщиком;

– в течение какого времени совершалось преступление (т.е. в течение какого времени осуществлялось внесение искаженных сведений в документы бухгалтерского учета и отчетность);

– кто осуществлял руководство предприятием в момент совершения налогового преступления, а также отвечал за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности;

– кто непосредственно совершил преступление и кто являлся инициатором его совершения; – кем и при каких обстоятельствах были выявлены факты, сокрытия объектов налогообложения;

какие законодательные и нормативные акты были нарушены;

– какие виды объектов налогообложения были сокрыты, в каком размере;

– каковы размеры налогов, неуплаченных с сокрытых объектов налогообложения, какова общая сумма неуплаченных налогов;

– какой способ сокрытия объектов налогообложения использовался;

– каковы мотивы совершения преступления.

Вместе с тем всегда при анализе первичных данных следует обращать внимание на то, не совершено ли уклонение от налогов группой лиц по предварительному сговору, лицом, ранее судимым или неоднократно.[19]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.