Раздел второй
КАДРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Глава XI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
§ 1. Понятие кадров органов внутренних дел и их классификация
Все в обществе делается через людей и самими людьми. Можно выбрать верную цель, наметить правильную линию деятельности, разработать на ее основе хорошие планы. Но все это может оказаться напрасным, если на участках, где решается успех дела, не стоят люди, правильно понимающие намеченные цели и задачи, если не будет работников, способных с чувством высокой ответственностей на высоком профессиональном уровне перевести эти решения в плоскость практических дел, претворить их в жизнь. От того, кому доверено на практике' осуществлять решения государства, кто стоит во главе служб и подразделений органов внутренних дел, насколько высок уровень профессионального мастерства кадров, призванных охранять общественный порядок и вести борьбу с преступностью, в решающей степени зависит осуществление мер, направленных на укрепление правопорядка и законности в стране. Следовательно, эффективность деятельности органов внутренних дел находится в прямой зависимости от качественного состава кадров.
Понятие кадры органов внутренних дел неоднозначно, как и неоднозначно общее понятие кадров управления. Оно трактуется в узком и широком смыслах.
Так, в узком смысле к кадрам некоторые авторы относят лиц, занятых выработкой и организацией исполнения управленческих решений*. Другие авторы еще более сужают понятие кадров, сводя
1 См.: Гербер Р., Юнг Г. Кадры в системе социального управления. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1970. С. 9.
232
их только к должностным лицам1. По сложившейся традиции к кадрам органов внутренних дел относят лишь работников, имеющих специальное звание2.
Однако, с позиций науки управления, кадры органов внутренних дел должны рассматриваться в широком смысле, который охватывает их следующие основные характеристики:
1. Это лица, постоянно или временно выполняющие определенные трудовые функции в органах внутренних дел (в их подразделениях, учреждениях, на предприятиях).
2. Эти функции выполняются ими в качестве основной профессии или специальности.
3. Осуществление этих функций происходит возмездно. Интеграция данных признаков позволяет дать определение: к кадрам органов внутренних дел (в широком смысле) относятся лица, которые постоянно или временно в качестве основной профессии или специальности и на возмездной основб выполняют определенные трудовые функции в органах, учреждениях, предприятиях
системы МВД России.
Необходимым условием научно обоснованной работы с кадрами органов внутренних дел является их классификация, которая может быть осуществлена по ряду критериев:
1. По профессиональной принадлежности (юристы, педагоги,
инженеры, врачи и т.д.).
2. По объективным признакам личности (пол, возраст, обра-
I зование, стаж работы и т.п.).
3. По должностному положению (начальники, их заместители, оперуполномоченные, инспекторы, инженеры, врачи и т.д.).
4. По правовому положению в системе управления (должностные лица, представители власти и работники, не являющиеся таковыми).
5. По функциональной роли в процессе управления, то есть степени участия в выработке, принятии и организации исполнения управленческих решений.
Необходимо отметить, что с точки зрения науки управления классификация кадров по последнему критерию имеет наиболь-/
\ См.: Лебин БД., Перфильев М.Н. Кадры аппарата управления в
СССР. Л., Наука. 1970. С. 4.
2 См.: Безуглов В.Г. Кадры органов внутренних дел. М.: УУЗ МВД
СССР, 1976. С. 6.
шее значение. По функциональной роли в процессе управления кадры органов внутренних дел подразделяются на три группы.
Руководители — лица, ответственные за принятие и организацию исполнения управленческих решений. Они наделены правом внешнего и внутриорганизационного руководства и, следовательно, имеют подчиненных. К руководителям относятся начальники органов внутренних дел и их заместители, начальники структурных подразделений, служб органов внутренних дел, учреждений и организаций системы МВД России, их заместители.
Специалисты (исполнители) — лица, использующие специальные знания и навыки, не наделенные правом внутриорганизационного управления и, следова-юлоно, не имеющие подчиненных. Группа специалистов в органах внутренних дел достаточно многочисленна и неоднородна. В ней, в свою очередь, выделяются:
— лица, принимающие и исполняющие управленческие решения в сфере внешнего управления, то есть непосредственно реализующие основные функции органов внутренних дел (участковые инспекторы милиции, оперативные уполномоченные криминальных служб милиции, инспекторы ГИБДД и т.д.);
~ лица, занятые преимущественно или исключительно подготовкой управленческих решений и проверкой их исполнения (инспекторский состав МВД, УВД);
— специалисты в узком смысле слова, 'то есть лица, обладающие специальными знаниями * в какой-либо сфере, отрасли (эксперты, инженеры, врачи и т.п.).
Технические исполнители (обслуживающий персонал) - лица, осуществляющие технические операции по сбору, обработке, фиксации, передаче, изготовлению и хранению информации и ее
материальных носителей (делопроизводители, секретари, машинистки, бухгалтеры и т.д.)1.
Работа с кадрами представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических методов, связанных с реализацией кадровой функции в органах внутренних дел. Она является составным элементом системы работы с кадрами, которой охватываются все вопросы проблемы кадров. Система работы с кадрами состоит из следующих элементов:
1 В научной литературе можно встретить и иные классификации кадров органов внутренних дел. (См., например, Малков М.В. Научная организация управления в аппаратах милиции. М., 1975).
234
— определение количества работников, их должностной кате-горийности и уровня профессиональной подготовки;
— работа с кадрами: подбор, расстановка, перемещение, формирование резерва на выдвижение, оценка работников;
— стимулирование трудовой активности и воспитание кадров:
применение мер морального и материального стимулирования, дисциплинарная практика, воспитание в духе соблюдения служебной дисциплины и законности;
— подготовка кадров: первоначальная, боевая и физическая, переподготовка, повышение квалификации1.
Перечисленные элементы системы работы с кадрами реализуются в рамках кадровой функции и раскрывают ее основное содержание. Следовательно, кадровая функция в органах внутренних дел представляет собой обеспечение нормальной деятельности органов и подразделений внутренних дел по выполнению возложенных на них обязанностей посредством подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, отвечающих определенным требованиям2.
Кадровая функция - одна из важнейших обеспечивающих функций органов внутренних дел. Вполне очевидно, что без ее эффективной реализации немыслимо выполнение ни одной из всех остальных функций этих органов.
Ввиду своей важности кадровая функция является прерогативой руководителей органов внутренних дел (структурных подразделений) и составляет часть их основных обязанностей. Однако в органах внутренних дел с большой штатной численностью личного состава необходимость решения кадровых вопросов существенно превышает возможности руководителя. Поэтому в органах внутренних дел выделяются специальные структурные подразделения — кадровые аппараты, при помощи которых руководители осуществляют реализацию кадровой функции в полном объеме.
Кадровые аппараты органов внутренних дел образуют систему, которая включает Главное управление кадров и кадровой политики МВД России, управления и отделы кадров МВД республик в составе Российской Федерации, УВД краев, областей,
1 См.: Колодкин Л.М. Организационные и правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел. М., 1979. С. 61.
2 См.: Колодкин Л.М. Указ. Работа. С. 62.
235
УВДТ, отделения и группы кадров крупных ОВД и их подразделений, а также учреждений, предприятий и образовательных учреждений МВД России. На них возлагаются важные и ответственные задачи по подбору кадров, оформлению приема на службу и увольнению из органов внутренних дел, работе с резервом, выдвижению и перемещению по службе, направлению на учебу, осуществлению мероприятий по укреплению служебной дисциплины и законности, социальному развитию коллектива и т.д.
Кадровые аппараты призваны обеспечить реализацию кадровой политики МВД России, которая, будучи отраслевой модификацией государственной кадровой политики, является важнейшей основой создания надежного механизма управления органами внутренних дел, повышения уровня профессионализма работников, результативности оперативно-служебной деятельности, обеспечения действенного сотрудничества с населением страны.
Объективной потребностью настоящего момента развития органов внутренних дел стала выработка научно обоснованной Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации1. Главная цель Концепции заключается в изложении перспектив развития кадрового потенциала органов внутренних дел ^ внутренних войск на период до 2005 года, определении основных путей и методов совершенствования всей системы кадровой работы в МВД России.
Согласно Концепции, цепью-кадровой политики на период до 2000 года является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым социально-политическим, экономическим, криминогенным и другим условиям, способного эффективно решать задачи, поставленные
перед Министерством внутренних дел Российской Федерации обществом и государством.
Концепция определяет принципы кадровой политики МВД России, основными из которых являются:
1 См. Приложение 1 к решению коллегии МВД России от 23 декабря 1998 г. № бкм/1.
236
— научная обоснованность, реалистичность, системность и комплексность решения кадровых проблем;
— перспективность, ее опережающий и упреждающий характер, основанный на прогнозировании кадровой ситуации;
—- тщательность отбора персонала органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по их деловым и моральным качествам;
Страницы: 1, 2, 3, 4