а) представление следователю материалов, отражающих те результаты оперативно-розыскного процесса, которые важны для оптимального осуществления следственных действий;
б) направление следователю материалов-результатов оперативно-розыскного процесса, использование которых возможно в доказывании по уголовным делам.
В первом случае речь идет о сведениях, указывающих на потенциальных свидетелей противоправного деяния, то есть о тех гражданах, осведомленных о фактах, событиях, явлениях, процессах, предметах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела; о предметах — потенциальных вещественных доказательствах (орудия преступления, деньги, ценности, наркотики, оружие), в частности, их местонахождение и т. п. В распоряжение следователя могут быть представлены сведения, ориентирующие его на выбор времени и последовательности осуществления конкретных следственных действий, моделирование следственной тактики и т. п. Во втором случае речь идет о результатах конкретных опративно-розыскных мероприятий, которые могут войти в уголовный процесс через конкретные следственные действия, за счет проведения которых устанавливаются угол овно-процессуальные доказательства, то есть сведения о фактах, имеющих значение для уголовного дела и полученные из установленных уголовно-процессуальных источников и в установленном уголовно-процессуальным законом порядке.
Необходимо подчеркнуть, что решение о представлении следователю, органу дознания, в суд результатов оперативно-розыскной деятельности для их использования при подготовке следственных действий и в доказывании по уголовным делам принимает руководитель оперативного подразделения или органа, осуществляющего ОРД, и оформляет его своим постановлением. При этом необходимо “увязывание” данного решения с соответствующими положениями оперативно-розыскного закона и определение направления использования соответствующих результатов оперативно-розыскного процесса.
Известно, что в оперативно-розыскной практике вводятся ограничения на предоставление информации органам, осуществляющим уголовное судопроизводство. Они связаны с отсутствием возможности исключить расшифровку, в основном, источников информации и обеспечить их безопасность.
Сведения-результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение для проведения следственных действий, а также для доказывания по уголовным делам, имеют форму конкретных оперативно-служебных документов и материальных носителей информации, полученных при помощи технических средств. Поэтому к соответствующему письму руководитея оперативного подразделения, направленного руководителю следственного аппарата, могут прилагаться подлинники оперативно-служебных документов и материальных носителей информации с учетом ограничений, установленных ст. 12 Федерального закона об ОРД. Наряду с этим допускается и предоставление руководителю следственного подразделения обобщенной справки, излагающей сведения о конкретном оперативно-розыскном мероприятии, времени и месте его проведения, процедурных особенностях осуществления, об объекте (объектах) ОРМ и полученных в ходе ОРМ результатах. В такой справке высказываются предложения о том, для подготовки и проведения каких следственных действий могут быть использованы эти сведения.
Следователь или руководитель следственного аппарата, ознакомившись с материалами, отражающими результаты оперативно-розыскного процесса, могут прийти к выводу о том, что они могут использоваться для формирования доказательств, удовлетворяющих требованиям уголовно-процессуального законодательства. В этом случае определяется, через какие следственные действия соответствующее оперативно-розыскное мероприятие может войти в уголовный процесс. Например, непосредственное или опосредованное восприятие конкретными физическими лицами — источниками оперативно-розыскной информации обстоятельств, явлений, процессов могут войти в уголовный процесс и использоваться в доказывании через показания свидетеля, потерпевшего в виде устного сообщения в ходе допроса.
Иным доказательством является заключение эксперта. Для его формирования могут использоваться оперативно-следственные документы, отражающие результаты такого ОРМ, как исследование предметов и документов, а также сбора образцов для сравнительного исследования, проверочной закупки, контролируемой поставки, обследования различных объектов, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи, контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Однако предметы и документы, полученные за счет перечисленных ОРМ, результаты применения средств оперативной техники должны сохранить в неизменном виде свойства, составляющие в уголовном процессе предмет экспертного исследования. Кроме того, предметы и документы, полученные за счет проведения ОРМ в ходе оперативно-розыскного процесса, если они сохранили свойства и состояния, связанные с расследуемым преступлением, могут использоваться для формирования вещественных доказательств. В этой ситуации важно, чтобы не в ущерб принципу конспирации следователь был проинформирован о времени, месте, условиях получения конкретного предмета или документа, об индивидуальных особенностях предмета и документа в момент их получения, подтверждающие то обстоятельство, что следователю предъявляется именно тот документ или предмет, который получен сотрудниками оперативного подразделения при проведении соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.
В качестве доказательств в уголовном процессе используются и иные документы. По этому поводу следует отметить, что факт подготовки и результаты осуществления всех оперативно-розыскных мероприятий оформляются определенными документами. Каждый из них удостоверяет определенные факты, события, явления, данные о конкретных мерах, что подтверждается подписью обладающего соответствующей компетенцией должностного лица оперативного подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Подобного рода процедура закреплена оперативно-розыскным законом, что и создает предпосылки для формирования анализируемого уголовно-процессуального доказательства.
Доказательством по уголовному делу являются протоколы следственных и судебных действий. Они удостоверяют определенные факты и обстоятельства. Вполне закономерно, что если следователь своевременно проинформирован об обнаружениив ходе ОРМ этих фактов и обстоятельств, то возможно произ-водство соответствующего следственного, судебного действияи формирование анализируемой категории доказательств.
Анализируя каталог оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих решение задач оперативно-розыскного процесса, нельзя оставить без внимания проблему соотношений оперативно-розыскной информации и доказательств в уголовном судопроизводстве Негативным обстоятельством, усложняющим формирование уголовно-процессуальных доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности, следует признать отсутствие в оперативно-розыскном законе полного перечня и категорий оперативно-служебных документов, призванных удостоверить происхождение соответствующей оперативно-процессуальной информации.
Не в полной мере определены условия осуществления оперативноно-розыскных мер.
Указанные пробелы в оперативно-розыскном законодательстве устанавливают для результатов отдельных оперативно-розыскных мероприятий (оперативного внедрения, агентурного метода, оперативного эксперимента и др.) барьеры, труднопреодолимые за счет уголовно-процессуальных процедур, предназначенных для формирования доказательств.
Тем не менее нельзя не признать, что изменение подхода к законодательному регулированию оперативно-розыскной деятельности и переход от его фиксационной формы к регулированию оперативно-розыскного процесса полномасштабным законом в определенной степени все же создает благоприятные предпосылки для доступа оперативно-розыскной информации в уголовный процесс[5].
Прежде всего это наличие в оперативно-розыскном законе каталога оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или оперативного подразделения может удостоверить факт происхождения результатов ОРД. Так, к сопроводительному письму на имя руководителя следственного аппарата, следователя, дознавателя он имеет возможность приложить:
а) оперативно-служебные документы, подтверждающие легитимность получения конкретной информации, например, добытой в ходе опроса, отождествления личности и т.п.; подлинники или копии документов, предметов, веществ, полученных в ходе оперативно-розыскного процесса, и подтвердить факт их получения легитимными методами в виде таких оперативно-розыскных мероприятий, как сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, контроль почтовых отправлений, обследование помещений и иных объектов;
в) материальные объекты — носители информации и удостоверить легитимность их получения в ходе оперативно-розыскного процесса при помощи таких оперативно-розыскных мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, наблюдение, контролируемые поставки ;
г) документы, отражающие результаты исследования предметов, документов, веществ, добытых легитимными оперативно-розыскными мероприятиями и подвергнутые научному анализу при помощи такого оперативно-розыскного метода, как исследование предметов и документов. Указанное письмо соответствующего должностного лица должно убедительно аргументировать и то, что сообщаемая им информация, предметы и документы, добытые в ходе оперативно-аналитического поиска и оперативной проверки криминального события, свидетельствуют о необходимости проведения доследственной проверки, решения вопроса о возбуждении уголовного дела либо — использоваться в ходе дознания, следствия по факту противоправного деяния уже расследуемого в установленном порядке.
Вполне закономерно, что следователь, дознаватель, руководитель следственного аппарата, получив вышеуказанный объем информации о результатах оперативно-розыскного процесса приобретает опору для деятельности по формированию угодавно-процессуальных доказательств. Так, обладая сведениями о том, кто конкретно проводил то или иное оперативно-розыскное мероприятие, кто из физических лиц был его объектом, в каких условиях проводилось ОРМ, с помощью каких технических средств фиксировалась оперативно-розыскная информация и т. п., следователь или дознаватель определяют тот алгоритм следственных действий, за счет которых результаты соответствующего ОРМ могут изменить свой статус и быть признаны доказательствами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7