Рефераты. Оперативно-розыскная деятельность






Результаты наблюдения фиксируются в оперативно - розыскных делах, а также с помощью кино-, фото-, видео-, аудиозаписи наблюдавшихся объектов. Решение проблемы использования в уголовно - процессуальном доказывании результатов наблюдения зависит в значительной мере от того, осуществлялось ли оно непосредственно оперативным работником.

Оперативно - розыскная информация, содержащаяся в документах, актах наблюдения, может представлять значительный интерес для следователя. Обычно после проведения наблюдения и документирования его результатов проходит достаточно продолжительное время. Поэтому ознакомление следователя с документами - источниками оперативно - розыскной информации - позволяет устранить пробелы в показаниях свидетелей об обстоятельствах преступления.

Весьма редкие случаи допроса в качестве свидетелей оперативных работников во многом объясняются тем, что возникают определенные трудности проверки (при необходимости) даваемых ими показаний, последовательное проведение которой в уголовном процессе может привести к раскрытию форм и методов оперативно - розыскной деятельности, ее сил и средств. Однако это не означает, что следователям и судьям целесообразно привлекать к допросам оперативных работников, когда исчерпаны другие способы собирания доказательств. Было бы неправильно полностью ставить под сомнение объективность таких свидетелей. Опытный следователь всегда имеет возможность дать им должную оценку, сопоставив с имеющимися оперативно - служебными документами. Вряд ли можно представить, что донесения и рапорты заранее составляются с расчетом на то, что в дальнейшем оперативному работнику предстоит допрос в качестве свидетеля.

Отождествление личности, как правило, осуществляется конспиративно. Наиболее распространенным и простым видом этого оперативного мероприятия является опознание по фотографиям, а также поиск "по горячим следам" с участием очевидцев уголовного деяния. Не менее популярным является и проведение отождествления с использованием служебно - розыскных собак по изъятым с места происшествия и полученным из других мест в процессе расследования вещественным доказательствам. Несмотря на распространенность и практическую возможность, такое отождествление личности бывает вполне надежным источником доказывания.

Результаты отождествления личности независимо от характера документирования могут быть использованы только как имеющие значение для поиска доказательств, для определения путей, но не в качестве фактических данных, которые могут приобрести доказательственное значение.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств осуществляется как оперативно - розыскное мероприятие в целях обнаружения следов преступления, орудий преступления, других предметов и документов, имеющих отношение к преступной деятельности. Сами по себе эти действия могут иметь существенное значение для эффективности процесса доказывания в силу своей практической необходимости и полезности. Однако справки, в которых фиксируются результаты осмотра, вряд ли могут использоваться в уголовно - процессуальном доказывании как "иной документ" в смысле ст. 88 УПК РСФСР.

Оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент относятся к оперативно - розыскным мероприятиям, представляющим систему различных комбинаций, позволяющих создать условия для получения оперативно - розыскной информации, а не непосредственные способы ее получения.

При принятии решения об оперативном внедрении должностных лиц закон требует вынесения постановления, утвержденного руководителем оперативно - розыскного органа. Вместе с тем нормы Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" позволяют этим органам внедрять своих оперативных работников в структуры предприятий, учреждений и организаций, когда иным способом необходимую информацию получить не представляется возможным. Такое внедрение возможно на основании постановления, утвержденного Директором Федеральной службы налоговой полиции или его первым заместителем.

Получение внедренным лицом криминально значимой информации, имеющей значение для собирания доказательств совершения преступления, - одна из основных задач оперативного внедрения. Однако при вводе такой информации в уголовное дело возникают такие же проблемы, как и при получении данных оперативным работником или сотрудничающим с ним лицом при наблюдении криминально значимых событий и фактов.

Такое же значение имеют и результаты контролируемой поставки, которая предполагает передачу оперативным работником или под его контролем другим лицом каких-либо предметов, денег, валюты, ценностей заподозренным в совершении преступления лицам в целях их изобличения. Сам процесс контролируемой поставки может быть зафиксирован с помощью технических средств. Поэтому результатами контролируемой поставки могут быть материалы фото-, видеосъемки, аудиозаписи, зафиксировавшие преступные действия разрабатываемых лиц так же, как и при наблюдении. Однако использование таких материалов в качестве доказательств связано с большими трудностями, поскольку малейшая потребность в документировании факта контролируемой поставки может быть связана с подозрением на провокацию со стороны оперативных работников. Практика правоохранительных органов показывает, что контролируемые поставки могут осуществляться путем слежения за почтовыми отправлениями (посылки, письма, бандероли), наблюдения за грузовыми перевозками (автомобильным, железнодорожным, авиационным, морским и другим транспортом), а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров.

Для проведения контролируемой поставки требуется наличие оснований для осуществления оперативно - розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 Закона об ОРД. Постановление о контролируемой поставке, являясь документом, в котором закреплены обоснования правомерности перемещения предметов, оборот которых запрещен или ограничен, может предъявляться в органы прокуратуры, в суд или другие государственные органы. Результаты контролируемой поставки оформляются рапортом начальнику органа, утверждающему постановление о ее проведении.

Определенную дискуссионность вызывает вопрос о характере такого оперативно - розыскного мероприятия, как оперативный эксперимент. Его результаты могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в качестве доказательств по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно - процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Статистические данные свидетельствуют, что ежегодно судьи рассматривают (в целом по Российской Федерации) значительное число ходатайств на проведение оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Причем преобразование оперативно - розыскной информации в доказательства стали нередким явлением. 47% опрошенных практических работников подтвердили, что использовали в доказывании материалы записи телефонных переговоров, записи переговоров, зафиксированных на портативные магнитофоны в ходе оперативно - розыскных мероприятий.

Прослушивание телефонных переговоров является оперативно - розыскным мероприятием, результаты которого наиболее часто фиксируются в материалах уголовных дел. Доля этого оперативно - розыскного мероприятия в числе других составляет до 70%. Однако значительная часть таких материалов все же не приобретает доказательственного значения из-за нарушения установленного порядка проведения оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и других ошибок в ходе их проведения.

Среди оперативно - розыскных мероприятий, которые наиболее часто реализуются в доказательственной базе, важное значение имеет снятие информации с технических каналов связи, весьма близкое по своему характеру и содержанию с прослушиванием телефонных переговоров. Оно также представляет негласное получение информации, передаваемой разрабатываемыми лицами, подозреваемыми, обвиняемыми по техническим каналам связи (телетайп, компьютерные сети, электронная почта и т.д.). Правила проведения данного оперативно - розыскного мероприятия аналогичны прослушиванию телефонных переговоров.

В числе оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, обследованию жилища придается особое внимание. Его особенность состоит в том, что оно представляет собой разновидность обследования (непроцессуального осмотра) помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. В отличие от уже указанных оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, обследование жилища может быть гласным и негласным. Гласное обследование происходит в случаях согласия владельца. Негласное - допускается в случае наличия судебного решения по мотивированному постановлению руководителя соответствующего оперативно - розыскного органа. Вопрос о возможности использования результатов обследования жилища в уголовно - процессуальном доказывании может возникнуть только в случае получения криминально значимых данных с помощью применения кино-, видеозаписи, других технических средств или в результате изъятия предметов (документов), имеющих отношение к совершенному преступлению.




 

3.4 Результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение для возбуждения уголовного дела


Это сведения, полученные в ходе различных оперативно-розыскных мероприятий, и достаточные для того, чтобы сделать вывод о налячии события преступления, квалифицируемого по конкретной норме Особенной части У К Российской Федерации. Это данные о признаках противоправного деяния, о лицах его совершивших, очевидцах содеянного, месте и времени обнаружения преступления. Вся эта информация может излагаться в письме, ином сообщении на имя конкретного должностного лица — руководителя следственного аппарата. К нему могут прилагаться оперативно-служебные документы, отражающие результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий с учетом ограничений, установленных ст. 12 Федерального закона об О.Р.Д. Все эти материалы должны быть упорядочены, иметь сквозную нумерацию, оригиналы документов на иностранном языке обеспечены переводом, удостоверенным соответствующими должностными лицами.
     Помимо этого, в распоряжение руководителя следственного аппарата могут представляться объекты-носители информации, изъятые в ходе оперативно-розыскных мероприятий, и материальные объекты — носители информации, как результаты применения средств оперативной техники.
     Указанный объем документов и материальных носителей информации подлежит доследственной проверке, по результатам которой и делается вывод о наличии состава преступления и основаниях для возбуждения уголовного дела. Если результаты доследственной проверки носят отрицательный характер, то руководитель следственного аппарата направляет руководителю оперативного подразделения письмо, в котором аргументирует вывод об отсутствии в результатах оперативно-розыскной деятельности оснований для возбуждения уголовного дела и вносит конкретные предложения относительно доработки оперативно-розыскных материалов. Если дело возбуждено, то в этом случае возникает вопрос об оперативно-розыскном сопровождении предварительного следствия. Оно предполагает:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.