Рефераты. История сыскного дела в России: Основные периоды правового регулирования







Компетенция экспедиции, а также учрежденных при ней должностей сыщиков в этот период определялась рядом правовых актов: Указом Сената «О беспрепятственном розыске, преследо­вании сыщиками воров, разбойников и их сообщников» (1711), Регламентом Главного Магистрата (1721), Учреждением о гу­берниях (1775), Уставом благочиния или полицейским (1782) и др.

Розыскная экспедиция просуществовала до 1782г., после чего большая часть ее функции перешла к палате уголовных дел, которая была учреждена Указом от 7 ноября 1775г. и в которую было переведено большинство чиновников экспедиции; остальные служащие прикреплены к Управе благочиния по следственному отделению. Такой порядок просуществовал до 1842г., когда была сделана попытка образовать особый полицейский орган для розыскных дел: Временный комитет для рассмотрения предложений о мерах по предупреждению воровства в Санкт-Петербурге. 25 февраля 1843г. комитет представил министру внутренних дел проект организации С.-Петербургской сыскной команды, которая должна была состоять из пристава, сыскных надзирателей и сыщиков по особому штату. Работа должна была проводиться секретно. К сожалению, по неизвес­тным причинам вопрос об учреждении сыскной полиции ос­тавался открытым до 1866г.

Важным этапом в нормотворчестве правительства, регулирующим уголовно-правовые отношения, стало издание Наказа императрицы Екатерины II от 14 декабря 1766г. В нем впервые высказывается мысль о том, что лучше предупредить преступ­ление, нежели наказывать. Перед полицией ставится задача: ох­ранять благочиние, что подразумевает и предупреждение преступ­лений.

Сущность, предмет и пределы полицейской власти определены в особом дополнении к Наказу, изданном 28 февраля 1768г., где предусматривается, что раскрытие всех преступлений поручается полиции.

В 1782г. полицейские функции были переданы управам благочиния. С этого времени охрана общественного порядка, об­щеуголовный сыск и дознание стали возлагаться и на приставов уголовных дел. Их помощниками в этом были квартальные над­зиратели, квартальные поручители и полицейская стража. Опе­ративно-розыскную деятельность приставы осуществляли, при­меняя в основном метод личного сыска, используя при этом информацию, полученную от осведомителей и иных лиц (мест­ных жителей). Такие контакты, как правило, основывались на сугубо личных отношениях и документально не оформлялись.

В связи с развитием всероссийского рынка расширялся полицейский контроль и за торговлей. Прежде всего следует отметить борьбу с «корчемством» (запрещенным производством и торговлей спиртными напитками, а также табаком). Законодательно были установлены вознаграждение за донос о корчемстве (в размере цены незаконно изготовленного вина) и штраф за недонесение.

Полиция следила за ценами на рынке, пресекала спекуляцию отдельными товарами, что особенно важно было в неурожайные годы и после больших пожаров — тогда на полицию возлагалась обязанность решительно пресекать всякое повышение цен на продовольствие, лесоматериалы против установленных Сенатом, не позволять строителям требовать за возведение домов более высокую плату и отказываться от подрядов.

В полиции с купцов брали подписки о том, что они будут продавать товары только по установленным ценам. Сенат требовал от Главной полицмейстерской канцелярий (а та — от контор) представления еженедельных ведомостей цен на продовольствие. Полицейские чиновники ставили клеймо на предназначенном к продаже мясе, следили, чтобы не торговали ядовитыми материалами, контрабандными и неоплаченными пошлиной товарами, изделиями из порченого золота и серебра, а полицейские канцелярии и конторы отводили места для торговли, контролировали весовые и измерительные приборы.



Рост преступности и возникающие в связи с этим проблемы заставили полицейские органы разработать специальные меры поисково-разведывательного характера. Однако «служки» российского уголовного сыска в отличие от чиновников тайных розыскных дел канцелярии, ведших сыск «по государственным делам», такие меры применяли крайне редко. С воцарением на престол Екатерины II (1762) институт сыщиков окончательно был упразднен, а его функции переданы в местные органы общей полиции. Использование в уголовном сыске специальных методов предусматривалось Инструкцией следственной комиссии третьего отделения. Комиссия была создана в феврале 1843г. для «разбора» пойманных особыми средствами воров, мошенников, беглых каторжников. Упомянутые «специальные методы» представляли собой приемы, схожие по своему содержанию со способами, разработанными Видоком: осведомительство, негласное наблюдение, организация притонов-ловушек и др. Кроме того, для выявления и разоблачения преступников использовался специальный штат нижних полицейских чинов, которые производили поиск, искусно маскируясь под различные категории правонарушителей или обывателей.

Тактика применения названных методов оперативно-розыскной деятельности в уголовном сыске в тот период в нормативно-правовом отношении не регулировалась.

Знаменательным событием в реформе государственного механизма, сыгравшим в последующем определенную роль в организации службы уголовного сыска, стало учреждение в 1802г. министерств, в том числе Министерства внутренних дел. Руководство полицейской службой в России было возложено на Департамент внутренних дел, который состоял из трех экспедиций: государственного хозяйства, медицинской управы, спокойствия и благочиния. В последней и сосредоточивалось управление полицейскими органами страны. В свою очередь, экспедиция спокойствия и благочиния делилась на два отделения: первое собирало сведения по губерниям о всех происшествиях, занималось «делами цензуры», контролировало проведение массовых зрелищ, публичных собраний; в компетенцию второго отделения входили вопросы охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, «прямого неповиновения власти и восстановления порядка». Здесь сосредоточивались сведения о количестве совершенных и раскрытых преступлений, массовых беспорядках, пожарах, несчастных случаях и о деятельности полиции.

В дальнейшем в целях освобождения полиции от выполнения несвойственных ей функций в 1811г. из состава МВД было выделено Министерство полиции, которое в 1819г., не оправдав возложенных на него надежд, было упразднено, и все функции управления полицией были возвращены МВД.

Интересно, что в период существования Министерства полиции капитану-исправнику в целях контроля за чиновниками местной ад­министрации было дозволено направлять свои донесения о злоупот­реблениях непосредственно в министерство, не уведомляя местное начальство.

Розыскная деятельность в тот период осуществлялась силами наружной полиции, а также судебными следователями при окружных судах в судебных палатах. По оценке видного ученого-юриста Н. Селиванова, в то время отсутствовала регламентация «правильной организации розыска и смешивались полицейские и судейские функции в лице следователя».

В середине XIX - " еще сохранились особенности организации и правового положения петербургской полиции. В 1838г. было утверждено новое положение о столичной полиции, регламентирующее ее организацию и деятельность. Город был разделен на 13 частей и 56 кварталов. Каждую часть возглавили два частных пристава: один — «для дел полиции исполнительной и распорядительной», другой — «для расследования, следствия о преступлениях». О состоянии дел на обслуживаемой территории они ежедневно докладывали полицмейстеру, который, в свою очередь, отдавал им соответствующие распоряжения.


Законодательными актами, регулирующими деятельность полиции по предупреждению и раскрытию общественных преступлений, в этот период были Указ об учреждении губерний, Устав о предупреждении и пресечении преступлений, Устав уголовного судопроизводства, Общий Устав счетный.

В законодательных актах российского государства конца XIX в., регулирующих судебно-следственную и полицейскую сферы деятельности, употребляется термин «дознание». Причем отмечается, что «полиции должно предоставить только производство предварительных дознаний и действия ее в этом отношении ограничить самыми необходимыми изысканиями». Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление». Исходя из того, что подавляющая часть предварительных дознаний по уголовным преступлениям осуществлялась методами уголовного сыска, немаловажное значение имело определение пределов оперативно-розыскного обеспечения. В юридической науке того времени существовали различные точки зрения на определение понятия дознания (как формы досудебного исследования преступления, осуществляемого чинами полиций методами уголовно-розыскного характера). Так, В.К. Случевский в изданном под его редакцией учебнике русского уголовного процесса называет целью дознания только «обнаружение преступного характера происшествия», полагая, что «дальнейшие действия по розысканию и обличению преступника» должны принадлежать следователю. Другие авторы утверждали, что «дознание направляется на исследование дела для обнаружения виновника и его виновности». А.А. Квачевский различал дознание в широком и узком смысле слова: в широком смысле — это все первоначальное производство, включая розыск (т.е. весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, применительно для того времени); в узком смысле — это собирание признаков одного преступления, без указания преступника.

Есть основание предполагать, что из таких рассуждений теоретического характера о месте и роли оперативно-розыскной деятельности в искусстве раскрытия преступлений (в том числе) и сформировалась система научных знаний, которая в последующем реализовалась в теорию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Характеризуя Устав уголовного судопроизводства, следует отметить, что в нем предусматривалась возможность рассмотрения дела у судьи, когда поводом к возбуждению дела было сообщение полиции. Надо учитывать, что сведения, представляемые судье полицией, могли быть получены и оперативно-розыскным путем.

В законодательных актах-того времени предполагалось участие полиции в производстве предварительного расследования в следующих формах:

1) дознание;

2) совершение отдельных следственных действий в порядке ст. 258 Устава уголовного судопроизводства;

3) выполнение отдельных поручений следователя, в том числе и розыск.

 Таким образом, уголовный сыск (оперативно-розыскная деятельность в современном понимании) уже выделялся как форма участия полиции в раскрытии преступлений, причем как составная часть дознания. Представляют интерес мнения ученых и практиков о роли розыска (уголовного сыска) в дознании. А.А. Квачевский считает, что «дознание иногда называют розыском — это неточно... В своем особенном значении розыск составляет часть дознания, в обширном смысле — один из способов его производства, направленный к обнаружению и указанию скрытого, тайного, преимущественно виновника преступления». Судебный следователь П. В. Макалинский также подчеркивал: «Дознание и розыск употребляются часто в одном значении, но понятие о дознании обширнее понятия о розыске; последний представляет как бы часть первого, направленную на обнаружение чего-либо скрытого, не легко доступного; он предполагает быстроту действий и потому упоминается тогда, когда говорится о делах или обстоятельствах загадочных или важных, требующих особенной деятельности со стороны полиции».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.