Рефераты. История сыскного дела в России: Основные периоды правового регулирования






4.     Основная тяжесть в сыске преступников ложится на сыщиков — особых чиновников, посылаемых центральной властью в города и уполномоченных на поиск и задержание преступников.



5.     С учреждением сыщиков как государственных лиц в России появилась новая форма организации уголовного сыска: приближение приказа к месту действия, охват сыском всей территории одного уезда или группы уездов, порученных сыщику.

С большой долей условности можно сделать вывод, что в указанный период в России начала складываться определенная система уголовного сыска.


3. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО СЫСКА В ПЕРИОД АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ (XVIII-XIX ВВ.)

Переход к абсолютизму означал крупнейшие изменения в государственном строе России. Если вторая половина XVII в. знаменуется преимущественно отмиранием сословно-представительных органов, то первая четверть XVIII в. — строительством новой системы государственных органов. Существенный признак этого изменения в составе и структуре государственного аппа­рата — замена приказов коллегиями, Боярской думы — Сенатом, подчинение церкви государству (Синод), создание регулярной армии и полиции.

В начале своего правления (1721г.) Петр I, осознав безжиз­ненность и несостоятельность старой формы организации управ­ления государством и нерациональность внесения частичных поправок, решил провести полную реформу всего государствен­ного устройства. Большое влияние на ход и характер петровских преобразований оказал знаменитый немецкий мыслитель Г.В. Лейбниц, с которым Петр I встретился в 1711г. Под влиянием советов Лейбница Петр I заменил систему приказов, ос­нованную на личном начале, коллегиальной формой. Одновременно с преобразованием центральных и областных органов власти организуется на новых началах и полицейское) управление столицы. Можно сказать, что петербургская полиция образовалась одновременно с основанием столицы — 16 мая 1703г. Вступивший в управление Петербургом князь Меншиков| должен был согласно правилам, предписанным Воеводам, «и по городу, и по острогу в воротах, и по башням и по стенам караулы держать неоплошно; и того смотреть, чтобы нигде разбою и татьбы, и иного никакого воровства и корчмы, и зерни и баку не было. А будут какие люди учнут красть и разбивать и ины каким воровством воровать, велеть таких людей иметь и расспра­шивать и по ним сыскивать». Отсюда можно сделать вывод, что организация выполнения полицейских функций входила в обязанность главного начальника города.

Устройство исполнительных органов петербургской полиции на первых порах происходило медленно, и только с 1714г. деятельность правительства в этой сфере становится более интен­сивной. Так, из Указа от 20 мая 1715г. мы узнаем, что существо­вала уже Полицейская канцелярия; 25 мая 1718г. учреждается Генерал-полицмейстерское управление Санкт-Петербурга, затем появляется Инструкция, определяющая обязанности городской полиции. В число обязанностей входила и поимка преступни­ков.

С 1722г. генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга назначается главой московской полиции, а с 1732г. — главой полиции всей России.

Одним из первых распоряжений генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга было указание от 13 июня 1718г., в котором даны предписания по прекращению разбоев и грабежей, искоренению воров и разбойников, притонов, игорных домов и умень­шению нищенства.

После учреждения земской полиции 19 марта 1719г. в том же году воеводам предписано было принимать меры к искоренению воров и разбойников. Так, в 1719г. Указом Сената велено было губернаторам, воеводам, оберкомендантам, послан­ным в губернии и провинции, руководствоваться инструкцией, один из пунктов которой гласил, что полиция подчиняется ука­занным лицам и ей вменяется в обязанность прекратить наси­лие и грабеж, воровство и разбои.



Примечательно, что в инструкции, направленной полковнику и астраханскому губернатору Волынскому, впервые предусматривается необходимость учреждения тайных полицейских агентов (курсив мой. — В.Е.), «тайных подсылыциков» для наблю­дения, чтобы «между людьми не было какой шаткости».

В то же время издание указов и распоряжений не носило систематического характера вплоть до издания 16 января 1721г. Регламента Главному Магистрату, в котором по-новому излагается взгляд на полицию и круг ее обязанностей. Если раньше в нормативных актах не существовало даже определения понятия «полиция», то в гл. II и X Регламента законодатель впер­вые очертил задачи полиции как учреждения: «способствовать в правах и правосудии; рождать добрые порядки и нравоучения; всем подавать безопасность от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных...»

С 1721г. до царствования Екатерины II петербургская полиция не претерпевала существенных изменений, однако прика­зы, указы и распоряжения, издававшиеся в этот период, можно разделить на следующие группы:

1) предупреждение и пресече­ние пожаров;

2) искоренение нищенства;

3) поимка воров и раз­бойников;

4) надзор за постройками;

5) наблюдение за произ­водством торговли;

6) охрана здоровья;

7) предупреждение рас­пространения повальных болезней скота и др.

Например, Указом от 15 июня 1735г. генерал-полицмейстеру Салтыкову предписывалось:

1) лес по обеим сторонам перспективной дороги, идущей от С.-Петербурга до Сосницкой пристани, вырубить, «дабы ворам пристанища не было»;

2) для поимки воров посылать от Военной коллегии и Полицмейстерской канцелярии «пристойные партии солдат или драгунов с надлежащим числом обер и унтер-офицеров».

Но несмотря на принимаемые меры, преступность в городах не снижалась. Так, в августе—октябре 1724г. московская полицмейстерская канцелярия рассмотрела 66 дел о кражах. Чтобы воры не могли проникнуть во дворы, жителям предписывалось ста­вить заборы в 4 аршина высотой.

В случае если полицейские служители и караульщики были не в состоянии задержать воров или разбойников, они били в трещотки и кричали «караул». Все, кто слышал это, должны были бежать на помощь; непришедших на призыв о помощи ждало наказание наравне со «злодеями». Виновных задерживали и доставляли на съезжий двор или в полицейскую канцелярию.

В целях усиления борьбы с преступностью правительство издало Указ от 26 июня 1724г., согласно которому к этой борьбе привлекалась и армия: «Полковникам же с офицеры велено смот­реть, и проведовать накрепко того, чтоб в тех их дистрататах разбойников не было, а где явятся: тех ловить и отсылать в указанные места...»

Инструкцией 1723г. полиции поручено осматривать на форпостах купеческих людей и арестовывать найденный у них за­поведный (запрещенный) товар. Полиция наблюдала также за торговлей: устанавливала таксы, преследовала незаписанных торговцев, контролировала доброкачественность предметов продовольствия.

В 1741г. была учреждена торговая полиция на основании доклада Сенату генерал-полицмейстера Салтыкова о необходимости наблюдения за продажей харчевых припасов, в котором он просил выделить для этого две соответствующие должности — советника и ассесора. Решение о необходимости наблюдения за продажей хлебных припасов Кабинет министров утвердил и на­значил Авраама Хега на должность советника.


Одновременно были определены следующие обязанности полиции по наблюдению за производством торговли:

1) установ­ление таксы на съестные припасы и строительные материалы;

2) наблюдение за неповышением торговцами цены на съестные припасы и другие предметы торговли;

3) надзор за доброкаче­ственностью продаваемых съестных продуктов;

4) надзор за со­держанием на рынках чистоты и опрятности;

5) принятие мер к прекращению незаконной торговли;

6) искоренение корчемства;

7) надзор за мерами и весами, за соблюдением в торговых заве­дениях порядка и правил благочестия.

В средневековый период основными методами уголовного сыска являлись пытки до личного признания, считавшегося «царицей доказательств», или оговор других лиц; «повальный обыск»; «поличное» обнаруже­ние и изъятие похищенного; негласное выведывание, а также использование тайных подсыльщиков (т.е. агентов либо штат­ных негласных сотрудников). В результате полицейской реформы, проведенной Петром, произошло становление регулярной полиции, были определены ее основные задачи и функции. Общая полиция была организационно отделена от органов политического сыска. Однако, не­смотря на преобразования, она еще не в достаточной степени обеспечивала организацию борьбы с общеуголовной преступно­стью. Существовавшие для этих целей административные орга­ны — Розыскной и Сыскной приказы, в функции которых входили и обязанности по поимке беглых и судебные, — явно не справлялись с ростом уголовных преступлений. Так, в 1735г. Главная полицейская канцелярия докладывала Сенату, что «воровство умножилось близ самого Петербурга, и многих людей грабят и бьют». В 1740г. в именном указе констатировалось: «.ныне не токмо в других где местах являться стали воровства, но и в самой Санкт-Петербургской крепости воры часового убили и несколько сот рублей казны нашей покрали».

Такое положение не могло далее устраивать власть, и в 1763г. при полиции для розысков по делам воров и разбойников вместо упраздненных Розыскного и Сыскного приказов при Московской губернской канцелярии была учреж­дена Особая экспедиция для розысков по делам воров и разбой­ников, которая затем была переименована в Розыскную экспедицию.

Предметы ведомства Сыскного приказа — «татиные, разбойные и убийственные дела» — перешли полностью в Розыскную экспедицию. К ней было приписано 12 воеводских канцелярий, которые не имели права производить пытки, а всех пойманных преступников должны были посылать в экспедицию. Экспедиция была также центральным пересылочным органом для ссылаемых в Сибирь и Оренбург. В ведомстве экспедиции были все преступления против собственности, к какому бы сословию ни] принадлежал преступник. В случае возбуждения следствия по какому-либо делу без наличия обвиняемого его розыск осуществлялся либо чинами экспедиции, либо другими правительственными и частными учреждениями — по требованию экспедиции В первом случае чину экспедиции с ведома полицейской канцелярии давалась особая инструкция, уполномочивавшая его отправиться с несколькими солдатами на розыски обвиняемого. Если же экспедиция желала или находила более удобны розыск обвиняемого поручить какому-либо учреждению, то посылала туда «промеморию» или указ с требованием сыскать прислать известное лицо. С подобными требованиями чаще всего экспедиция обращалась в полицейские канцелярии обер-полшмейстеров, полицмейстеров и градоначальников, которые после упразднения экспедиции и до организации Сыскной полиции выполняли оперативно-розыскные функции. Как в сыскном приказе, так и в Розыскной экспедиции использовались допросы «с пристрастием» подсудимого били плетьми, причем количество ударов зависело от усмотрения присутствовавших при этом допросе судей) и пытки (поднятие на дыбы и удары кнутом).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.