Рефераты. Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений






p> Реализация положений указанных документов дает возможность наладить сотрудничество в различных областях экономики, расширить поставки оборудования, строительных машин и товаров отечественной промышленности; реализовать проекты по созданию совместных предприятий; выполнять совместные научно-технические разработки и внедрять новейшие технологии; реализовывать межгосударственные экономические программы и т.п.

Важнейшей вехой в истории постсоветского времени, а также российско- украинских отношений стало подписание в рамках 36-го саммита СНГ в Ялте 19 сентября 2003 г. президентами Украины, России, Белоруссии и Казахстана масштабного Соглашения о формировании Единого экономического пространства
(ЕЭП).[66] О создании ЕЭП президенты четырех стран заявили в феврале 2003 г. Ратификация парламентами Украины и России Соглашения о формировании ЕЭП состоялась 20 апреля 2004 г.[67]

Под Единым экономическим пространством страны-участницы понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории стран участниц, на котором функционируют основанные на единых принципах механизмы регулирования экономик, свободный оборот товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проводится единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика.[68]

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик стран-участниц и повышения уровня жизни населения.

Координация и управление формированием и функционированием ЕЭП на межгосударственном уровне будут обеспечиваться советом глав государств.
Количество голосов каждого государства-участника в рамках совета глав государств распределяется исходя из принципа «одно государство – один голос». Решения советом глав государств принимаются консенсусом.

Правовой основой обеспечения формирования и функционирования ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, которые подписываются и принимаются с учетом законодательства сторон и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

В соглашении отмечается, что с целью реализации соглашения стороны разрабатывают комплекс основных мер в отношении формирования ЕЭП. Концепция формирования ЕЭП является неотъемлемой частью соглашения.[69]

Украина, Россия, Беларусь и Казахстан, входящие в Единое экономическое пространство, на первом этапе своей интеграции решили создать зону свободной торговли (ЗСТ) без изъятий и ограничений. При этом ЗСТ предполагает неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки.
Вторым этапом интеграции стороны определили унификацию принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм. Третьим этапом определена гармонизация макроэкономической политики. Четвертым – создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Пятым – стороны наметили гармонизацию законодательства в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику. Шестым, и последним, этапом участники намерены формировать единые принципы регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единую конкурентную политику и обеспечивать недискриминационный доступ и равный уровень тарифов на услуги субъектов естественных монополий.[70]

Таким образом, Единое экономическое пространство должно обеспечить рост экономики стран, перемещение товаров, услуг, капиталов, способствовать повышению уровня кооперации и международного распределения труда, доступ на рынки государств ЕЭП, который будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Главными предпосылками российско-украинского партнерства является общность, тождественность стратегических интересов обоих государств в экономической сфере, которые сегодня сосредоточены на решении следующих проблем:

. реструктуризация и модернизация экономики, восстановление, точнее налаживание, на современном уровне с учетом произошедших изменений кооперационных связей между отраслями и предприятиями, образование совместных производственных структур;

. развитие ключевых производств и сохранение их профиля;

. предотвращение созданию дублирующих производств, стимулирование экспортоориентированных производств, выход на международные товарные рынки;

. привлечение прямых иностранных инвестиций и выход на международные рынки капиталов в противовес приоритетности помощи со стороны международных финансовых структур и развитых стран в виде кредитов;

. сохранение и развитие научно-технического потенциала;

. достижение внутренней социально-экономической и политической стабильности, преодоление тенденции обнищания населения.[71]

Совпадение российско-украинских проблем этим перечнем, конечно, не ограничивается, но ясно, что существует база для сотрудничества.

Жизнь показала, что в автономном режиме, без восстановления рациональных производственных, кооперационных и технологических связей, без взаимного доступа к энергосырьевым ресурсам, рынкам сбыта национальные экономики, как России, так и Украины, эффективно функционировать не могут.

Понятно, экономика Украины еще во времена СССР специализировалась на производстве продукции наиболее энерго- и материалоемких отраслей промышленности – металлургической, машиностроительной, нефтехимической и химической. Удельный вес продукции этих отраслей, которая потреблялась, в основном, за пределами страны составлял: 30% – по машиностроению, 42% – по цветной металлургии, 81% – по нефтехимической. Основным потребителем экспортной продукции (приблизительно 80%) была Россия. Ныне украинские поставки продукции металлургии в Россию сократились почти в 20 раз, минеральных удобрений – больше чем в 15 раз. Взаимопоставки машиностроительной продукции, которые ранее составляли 40% товарооборота между странами, сегодня достигают едва 13%.[72] Сокращение взаимопоставок имеет место по всем без исключения промышленным товарным группам.

Из-за разрыва кооперационных связей резко снизились возможности производства многих видов продукции. В промышленности России простаивает приблизительно 40% производственных мощностей, численность занятых в экономике за годы независимости сократилась на 9,8 млн. чел. В Украине загруженность производственных мощностей составляет лишь 50%, а численность работников уменьшилась на 2,4 млн. чел.[73] Одним словом, идет непрерывный процесс деиндустриализации обеих стран, и проблема экономического выживания и сохранение статуса государств технической цивилизации стала доминантой как для России, так и для Украины.

Анализ событий последнего десятилетия красноречиво свидетельствует, что России и Украине Запад как раз готовит роль сырьевых придатков и индустриальных свалок. Например, сегодня уже поступают предложения относительно захоронения ядерных отходов, продажи «национальных квот» загрязнения окружающей среды на много лет вперед и т. п. Стратегическая цель Запада – дальнейшая деиндустриализация и ослабление России и Украины.

Любые действия по нашему сближению вызывают резкое неприятие со стороны США, которые, не стесняясь, вмешиваются во внутренние дела Украины.
Они используют все возможные рычаги влияния для того, чтобы не допустить реального ее притяжения к России, в частности, сорвать ряд важных российско- украинских программ, например объединения энергосистем.

Российский вектор в обозримой перспективе будет оставаться для Украины доминантным, поэтому необходимо приложить максимум усилий, чтобы в ближайшее время оптимизировать экономические взаимоотношения, которые сегодня имеют для обеих стран не меньшее значение, чем сближение с ЕС.

В начале 1999г. дополнительно к известным традиционным стимулам появилась еще одна причина необходимости быстрейшего расширения торговых связей между Россией и Украиной. Имеется в виду начало функционирования
Европейского валютного Союза (ЕВС) и введение новой валюты – евро. Дело в том, что это событие будет стимулировать дополнительные инвестиции стран
ЕВС с целью стабилизации кредитных портфелей внешних для Союза стран через валютную диверсификацию. По этой же причине страны ЕВС также увеличат свои инвестиции в США, Японию, а также в развивающиеся страны. Безусловно, что рост инвестиций в указанные страны приведет там к оживлению производства, а, следовательно, к дальнейшему усилению конкуренции на мировом рынке.
Вследствие этого более неконкурентоспособным товарам России и Украины будет еще сложнее пробиться на мировые рынки и для стабилизации своих торговых балансов они просто вынуждены увеличивать взаимные товарообороты.

В плане конкретного взаимодействия России и Украины в развитии производства конкурентоспособных товаров и увеличения экспорта как между собой, так и в другие страны мира, наиболее перспективным и реальным считается дальнейшее развитие межгосударственной производственной кооперации на основе целесообразного возобновления старых и налаживание новых связей на рыночных условиях. Такая кооперация тем более полезна, если учесть, что многие, как российские, так и украинские товары неконкурентоспособны на мировых рынках, но крайне необходимы для нормального функционирования национальных экономик.

Российско-украинскую кооперацию надлежит ориентировать на производство, прежде всего, экспортной продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, и отказываться от развития производства импортозамещающей продукции, оставив только ту, отсутствие которой угрожает военной или экономической безопасности государства.

Перед более конкурентоспособными экономиками развитых стран мира
России и Украине необходимо не столько конкурировать между собой, сколько взаимодействовать на мировых рынках с целью выигрыша максимальных преимуществ перед третьими странами. Поэтому целесообразно разработать совместную программу повышения конкурентоспособности экспорта наших товаров и услуг, в которой предусмотреть устранение дублирования, закрепление за каждой страной специализации по наиболее развитым направлениям с дальнейшим взаимообменом разработанными технологиями и разделом рынков сбыта.

В механизмах реализации российско-украинских экономических отношений, на наш взгляд, целесообразно предусмотреть:

- создание надежной информационной базы о состоянии экономических отношений;

- прогнозирование развития сотрудничества с целью разработки взвешенной стратегии и принятия оперативных решений по их нормализации, а также предупреждению угроз экономической безопасности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.