Рефераты. Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений






p> 5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).

6. Автоматическое лицензирование. Для ввоза (вывоза) определенных товаров требуется получить установленный документ. Таким образом, осуществляется наблюдение (мониторинг) за торговлей этими товарами. Такое наблюдение не является ограничительной мерой, но облегчает введение подобных мер в случае необходимости.

7. Монополия государства. Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.

8. Технические барьеры включают в себя контроль за импортом на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности и качества.[32]

Немалую роль в развитии тенденции либерализации торговли сыграло
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было подписано в 1947 году 23 странами, и которое превратилось в форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на многосторонней основе. Благодаря ГАТТ, в основу регулирования экономических связей были положены три фундаментальных принципа: равный не дискриминационный режим для всех стран- участниц ГАТТ, снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров, устранение импортных квот.

С 1 января 1996 года начала работу всемирная торговая организация
(ВТО), которая заменила действующее с послевоенного периода Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). По сравнению со своим предшественником, у ВТО существует больше полномочий и более форматизированная структура. Основными принципами ВТО являются принцип наибольшего благоприятствования и принцип национального режима. Членами новой организации стали 125 стран-членов ГАТТ после ратификации ими
Уругвайского раунда всемирных торговых соглашений. Более 30 других стран хотели бы присоединиться к ГАТТ/ВТО, в том числе Китай, Тайвань, Вьетнам,
Россия и Украина.

По правилам ВТО в настоящее время работает практически все мировое сообщество, что обеспечивает до 98% мировых товаропотоков. Задача ГАТТ/ВТО обеспечить минимальные обязательства по степени открытости экономики со стороны всех партнеров Мировой организации торговли.

Очевидно, что такая крупная держава как Россия не может оставаться вне системы ГАТТ/ВТО. В настоящий период вопрос о вступлении России в ВТО приобрел политическое значение.[33]

2. Анализ проблем и перспектив развития российско-украинских экономических отношений

2.1. Современное состояние внешнеторговых взаимоотношений России с

Украиной.

Глубокий и продолжительный спад, который наблюдался в экономических системах обеих стран, был вызван распадом единого народнохозяйственного комплекса СССР, разрывом большинства хозяйственных связей между странами, а также объективными потерями и промахами в процессе перевода административно-командной экономики на рыночные рельсы. Одной из первых сфер внешнеэкономической деятельности, которая начала оживляться в обеих странах, стала внешняя торговля. В торговых взаимоотношениях России и
Украины были, в основном, применены общепринятые в мировой торговле принципы таможенного регулирования, но с существенной асимметрией налогообложения, заложенной в национальных законодательствах.

Два государства в значительной степени являются взаимозависимыми с ресурсной и технологической точки зрения, имеют развитую сеть многосторонних экономических связей, стремятся к цивилизованной интеграции в мировое экономическое пространство. Особенности глобального и национального развития требуют от России и Украины формирование своих отношений в стратегической перспективе именно на экономическом фундаменте, максимально используя, прежде всего взаимный потенциал, межрегиональное сотрудничество и взаимные связи с международными экономическими организациями.

Неотложные проблемы, которые стоят перед двумя государствами, – прежде всего необходимость структурной перестройки национальных экономик и обеспечение постоянного их роста – похожи, но одновременно есть и определенные отличия, связанные с особенностями рыночных перестроек и механизмов преодоления кризиса. В отдельных случаях российские и украинские товаропроизводители превратились в реальных конкурентов в тех сегментах рынка, которые раньше поглощали всю (или значительную часть) их продукции.
Существуют определенные расхождения интересов и в сфере энергоснабжения.
Действуют и некоторые другие факторы, которые сдерживают расширение и углубление экономических интересов.

Поэтому, нужна активизация сотрудничества именно в тех сферах, где взаимные интересы сохраняются, и поиск компромиссных взаимовыгодных вариантов там, где возникают расхождения.

Российская Федерация является крупнейшим рынком сбыта для товаров традиционного украинского экспорта: продукции агропромышленного комплекса, машиностроения, металлургической и химической промышленности. В свою очередь Украина импортирует из Российской Федерации сырье, газ, нефть, нефтепродукты, ядерное топливо, продукцию машиностроения.

На протяжении 1994-1996 гг. объемы внешней торговли товарами между
Россией и Украиной постоянно возрастали. Если в 1994г. товарооборот составлял 11,0 млрд. долл., в 1995 г. – 13,9 млрд. долл., то в 1996 г. –
14,4 млрд. долл., т. е. увеличился за 3 года в 1,3 раза. Но на фоне этих успехов невозможно не заметить факт непаритетного товарообмена между странами. Если за период 1994-1996 гг. экспорт российских товаров в Украину увеличился в 1,4 раза, то импорт украинских товаров в Россию возрос в 1,2 раза. В результате сальдо внешнеторгового баланса России в торговле товарами увеличилось на 1,5 млрд. долл.[34]

Естественное развитие межгосударственного товарообмена было прервано в результате введения в мае 1996 г. ввозных таможенных пошлин на сахар и подакцизные товары, а с 1 сентября – введения НДС на все товары украинского происхождения. Это означало лишение Украины режима наибольшего благоприятствования и перевод торгового режима на принцип, при котором НДС на импорт взимается обеими странами.

После введения этих дискриминационных мер во внешней торговле России и Украины наблюдался обвальный спад объемов экспортно-импортных операций, о чем наглядно свидетельствует таблица 2.1.

Таблица 2.1.

Внешняя торговля России и Украины в 1996-2003 гг.

(млн. долл. США)
|Российские |19,1 |19,1 |4,0 |6 |
|инвестиции | | | | |
|в экономику| | | | |
|Украины по | | | | |
|годам | | | | |
|1994 | | | | |
|1995 |30,9 |50,0 |5,6 |5 |
|1996 |56,2 |106,2 |7,4 |4 |
|1997 |46,4 |152,6 |7,4 |4 |
|1998 |34,6 |187,2 |6,7 |5 |
|1999 |70,5 |257,7 |8,9 |3 |
|2000 |28,8 |286,5 |8,4 |4 |
|2001 |8,7 |295,2 |7,3 |5 |
|2002 |15,7 |310,9 |6,1 |5 |
|Украинские |4,2 |4,2 |0,2 |2 |
|инвестиции | | | | |
|в экономику| | | | |
|РФ по годам| | | | |
| | | | | |
|1994 | | | | |
|1995 |7,9 |12,1 |1,3 |1 |
|1996 |5,5 |17,6 |0,8 |1 |
|1997 |10,6 |28,2 |0,4 |2 |
|1998 |8,6 |36,8 |0,14 |2 |
|1999 |10,1 |46,9 |0,08 |3 |
|2000 |21,2 |68,1 |0,1 |2 |
|2001 |16,7 |84,8 |0,09 |1 |
|2002 |12,4 |97,2 |0,2 |1 |

Источник: www.economy.gov.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ).

Соотношение накопленного объема прямых российских инвестиций в экономике Украины и прямых украинских инвестиций в экономике РФ составило
3,2/1.

Анализ структуры российских инвестиций по отраслям (на 01.01.03) показывает, что весь накопленный объем российских инвестиций распределяется между производственным и непроизводственными секторами экономики Украины в соотношении 1/0,99. Наиболее привлекательными для российских инвесторов были такие отрасли экономики Украины, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (42,4% общего объема); промышленность в целом (22,5%); финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение
(12,2%); транспорт и связь (7,8%); строительство (7,0%); торговля и общественное питание (4,8%).

Среди подотраслей промышленности российских инвесторов более всего интересовали такие, как топливная промышленность (92,7% от общего объема инвестиций в промышленность), машиностроение и металлообработка (2,5%), пищевая (1,6%) и бумажная (0,9%) промышленность, промышленность строительных материалов (0,6%). Среди подотраслей промышленности, у которых удельный вес направляемых в производство инвестиций составлял пятьдесят и более процентов, были такие как топливная промышленность (99,9%), машиностроение и металлообработка (85%), промышленность строительных материалов (93,8%), химическая (80,6%), полиграфическая (56,3%) промышленность, цветная металлургия (100,0%).[57]

Отраслевую и региональную структуру импорта прямых украинских инвестиций по состоянию на 01.01.2003 г. характеризует следующее:

1.Почти половину (46,4%) объема украинского капитала в Российскую
Федерацию привлечено с предприятий, работающих в производственной сфере.
Соотношение объемов прямых украинских инвестиций, привлеченных с предприятий производственного и непроизводственного секторов экономики
Украины, составило 1:1,15. Наибольшие объемы украинского капитала были вложены промышленными предприятиями (56,9%), учреждениями здравоохранения
(19,5%), а также строительными организациями (19,3%);

2.Среди подотраслей промышленности наибольшими по объемам экспортерами украинского капитала были предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно- бумажной промышленности (22,8% от общего объема), машиностроения и металлообработки (18,7%), черной металлургии (14,3%) и топливной промышленности (0,9%).

3.Лидерами среди украинских предприятий и организаций, которые выпускали продукцию и которые вложили свой капитал в российскую экономику, были машиностроительные предприятия (99,9%), строительные организации
(100,0%), предприятия черной (56,6%) и топливной (43,9%) промышленности.[58]

В настоящее время по инициативе Торгового представительства Российской
Федерации в Украине в г. Киеве создается Российско-украинский инвестиционно- коммерческий центр, основными задачами которого являются привлечение российских инвестиций в объекты экономики Украины и украинских – в Россию, а также проведение работы по активному развитию российско-украинских торгово-экономических связей на межрегиональном уровне.[59]

2.2. Тенденции, проблемы и перспективы развития российско-украинских экономических отношений.

Среди стран СНГ Украина – потенциально наиболее важный и одновременно один из наиболее сложных для России партнеров по экономическому сотрудничеству. С того момента, как две самые крупные из экс-республик СССР начали строить свои взаимные связи в качестве суверенных государств, хозяйственная составляющая системы их двусторонних отношений выступает фокусом конфликтного столкновения национальных интересов. У всех на слуху пресловутые «торговые войны» России с Украиной, когда то с одной, то с другой стороны воздвигались барьеры на пути продвижения товаров на рынки соседнего государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.