Рефераты. Трансформация рынка политического консалтинга в Пермском крае






Единственные выборы в ЗС ПК по партийным спискам пока состоялись только один раз в 2006 г. Согласно официальной информации, наибольший избирательный фонд был у Пермского регионального отделения "Партии Пенсионеров" (20,2 млн рублей). У "Единой России" он составил16,3 млн рублей, у "Аграрной Партии" - 14,8 млн, у "СПС" - 11 млн, у остальных партий - от 1,5 до 3 млн рублей. Максимально допустимый законодательством размер избирательного фонда составлял 60 млн рублей[168].

Однако большинство пермских политологов оценивают реальную стоимость избирательных кампаний политических партий значительно выше, чем их официально заявленные избирательные фонды. Согласно, неофициальной информации, минимальная стоимость избирательной кампании политической партии составила 1 млн долларов. Наиболее дорогой считается кампания "Партии пенсионеров", которая оценивается в 3-5 млн долларов[169]. Таким образом, стоимость избирательной кампании в Законодательное Собрание Пермского края по партийным спискам варьируется от 1 до 5 млн долларов.

На проведение избирательной кампании по выборам главы города Перми требуется в среднем от 7 до 10 млн рублей[170]. Избирательная кампания кандидата в депутаты пермской городской Думы в среднем стоит 200-350 тыс долларов[171]. На муниципальных выборах в других территориях Прикамья (в таких городах, как Добрянка, Чусовой, Краснокамск) мэрская кампания оценивается в 200-300 тыс. долларов, депутатская - от 2 до 10 тыс. долларов[172].

Таким образом, наиболее дорогими являются выборы в Законодаетльное Собрание по партийным спискам (их стоимость - от 1 до 5 млн долларов), далее идут выборы в ЗС по одномандатным округам (минимальная стоимость предвыборной кампании - 300 тыс долларов), следом идут выборы в муниципальные органы власти на территории края, причём выборы в г. Перми стоят дороже (стоимость мэрской кампании - 7-10 млн рублей, думской - 200-350 тыс долларов), нежели выборы в других территориях края (стоимость кампаний по выборам глав администраций - 200-300 тыс долларов, депутатской кампании - от 2 до 10 тыс долларов).

И, наконец, перейдем к анализу политических технологий, применяемых пермскими консультантами. Как уже отмечалось раннее, одной из характерных особенностей современного состояния пермского рынка политконсалтинга является творческий кризис политтехнологов, который проявился в отсутствии новых идей и подходов к организации и проведению избирательных кампаний, в использовании проверенных временем, шаблонных схем[173]. Как отмечает советник генерального директора ООО "Пермрегионгаз" Дарья Худякова, на выборах "от раза к разу используется один и тот же имидж: хозяйственника, доброго и хорошего человека, который строит детские площадки и пьет чай с бабушками"[174]. Однообразие избирательных кампаний в Пермском регионе отмечается и иногородними политтехнологами. По их мнению, "в Перми самой распространенной технологией являются раздача подарков и оказание услуг населению от имени кандидата". Кроме того, как отмечает Владимиров В., "пермских политтехнологов характеризует большая склонность к психологии и работа над имиджем кандидата, тогда как, к примеру, екатеринбургские и красноярские специалисты, прежде всего, сосредоточены на тактике и стратегии избирательной кампании"[175].

Основной упор в ходе избирательной кампании практически все политтехнологи делают на работу с печатной агитационной продукцией (газетами, листовками и иной продукцией "индивидуального пользования"). По словам Данилова С., "традиционно много места в бюджетах избирательных кампаний занимают расходы на наружную агитацию: билл-борды и разнообразную расклейку - плакаты, наклейки и прочее на стенах и в транспорте"[176]. Новшеством избирательных кампаний в Пермском крае является использование электронных СМИ и современных технологий (экранов на улицах города и в транспорте).

Одним из признанных инструментов пермских политтехнологов становится и Интернет. По словам директора РПА "Кучер" Григория Куранова, "все политические силы Прикамья одинаково активно используют Интернет для достижения своих целей",[177] но чаще всего к использованию Интернета прибегают оппозиционные силы (поскольку у оппозиции зачастую существует ограниченный доступ к другим СМИ). Популярность использования интернет-технологий резко возросла в 2006 г во время мэрской кампании в Перми. Так, например, открылись официальные сайты депутата Госдумы Павла Анохина и бизнесмена Александра Репина, проводились интернет-конференции Олега Чиркунова и Игоря Шубина[178]. Знаменательным событием стало открытие блога Никиты Белых в "живом журнале". Специфика блогов, по словам Варламовой Н., состоит в том, что они "позволяют политикам позиционировать себя как человека, близкого к народу, а также персонифицировать и сделать более понятной политическую силу, к которой он принадлежит"[179].

Преимуществом такого инструмента, как Интернет, является и его дешевизна (создание сайта обходится в 100-120 тыс. рублей). Но все же сфера применения Интернет-технологий в Пермском крае до сих пор остается достаточно ограниченной. Как отмечает лидер краевого отделения партии СПС Сергей Щерчков, "сегодня Интернетом активно пользуются лишь в Перми, тогда как в районных городах и тем более селах он еще недостаточно освоен"[180].

В ходе муниципальных выборов эффективным методом предвыборной борьбы остаются и публичные выступления кандидатов перед избирателями. Так, Олег Подвинцев считает, что встречи с избирателями - один из самых эффективных инструментов на выборах, поскольку прямое общение устанавливает своеобразный контакт между избирателями и кандидатом. Не так эффективен метод встреч избирателей в ходе крупных избирательных кампаний (например, выборы в Законодательное Собрание), когда в большей мере политтехнологи прибегают к более массовым технологиям (та же агитация в СМИ, наружная реклама) [181].

Широко распространено на выборах в Пермском крае применение чёрных пиар-технологий, при этом ничего нового в этой сфере также никто из политтехнологов не демонстрирует[182].

Одной из востребованных технологий в Пермском крае продолжает оставаться технология электорального сетевого маркетинга (или "сеть"). Политтехнологи также называют эту технологию "законным подкупом". Электоральный сетевой маркетинг имеет массу вариаций. Как отмечает Владимиров В., он может быть суггестивным (создание расширяющейся сети убежденных сторонников кандидата) и материальным (формирование сети людей, финансово заинтересованных в результате), может иметь различную специфику и решать разные задачи[183]. Схема электорального сетевого маркетинга заключается в том, что формируется сеть людей, работающих на определенного кандидата. С агитаторами заключаются официальные контракты (устная договоренность) о том, что деньги им платятся в зависимости от количества привлеченных лиц. Они распространяют "нужную" информацию среди родственников, друзей, знакомых и при помощи финансового стимулирования активизируют на подобные действия и их. Данная технология была широко распространена на выборах в Законодательное Собрание 2001 г, однако в последнее время сетевой маркетинг стал использоваться гораздо меньше[184].

Как отмечает Вячеслав Вахрин, "на последних выборах более популярны были другие технологии, например, "рулетка": человек приходит на избирательный участок в день голосования, берет бюллетень, ставит галочку напротив "нужного" кандидата, но не опускает бюллетень в урну, а выносит с избирательного участка. Потом договаривается с кем-нибудь за энную сумму, вручает ему заполненный бюллетень и просит опустить его в урну, а свой, пустой, вынести с участка" [185]. Тем не менее технология сетевого маркетинга считается достаточно эффективной.

Одной из самых популярных технологий, применяемая в ходе избирательных кампаний в Пермском крае, является и технология двойников. Так, например, в ходе выборов депутатов Пермской городской Думы 2006 г, было зарегистрировано 9 пар кандидатов с очень похожими личными данными[186]. Выделяют три вида кандидатов-двойников:

1)"Тихоня": однофамилец "заказанного" кандидата выставляется с единственной целью: присутствие в избирательном бюллетене для того, чтобы запутать избирателя и "растащить" голоса "заказанного" кандидата 2) Провокатор: наряду со статистической функцией присутствия в избирательном бюллетене двойник осуществляет активную роль разрушителя положительного образа "заказанного" кандидата 3)"Свой" двойник: двойника выставляет не конкурент, а сам кандидат для привлечения дополнительного интереса к своей персоне[187]. Среди экспертов существуют разногласия по вопросу эффективности применения данной технологии. Некоторые специалисты считают, что технология двойников постепенно уходит в прошлое, и на сегодняшний день она является малоэффективной. Политолог Олег Подвинцев, наоборот, считает, что "при определенном стечении обстоятельств технология двойников может принести 10-15% на выборах, которые могут стать решающими"[188].

Достаточно распространенной "черной" технологией является и выдвижение подставного кандидата, выполняющего функцию "торпеды", вся деятельность которого в ходе избирательной кампании сводится к жесткой критике "заказанного" кандидата[189]. Многие эксперты отмечают, что эта технология обычно не дает положительного эффекта. Политолог Олег Подвинцев указывает на то, что появление "подставного" кандидата на выборах оправдывает себя лишь в немногих случаях: "с помощью подставных кандидатов решаются разные задачи, например, легализация финансовых средств с помощью избирательных фондов таких участников выборов. Что касается тех, кто выдвигается для того, чтобы "мочить" соперника, то их появление оправдано лишь в тех случаях, когда "подставной" кандидат является известной в округе фигурой, его борьба с соперником ведется уже давно и имеет публичный характер. В противном случае все это выглядит очень искусственно и как правило не приносит организаторам этой акции положительного результата"[190].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.