Рефераты. Терроризм в Южном федеральном округе на рубеже 20 и XXI века: доктрина и политическая практика






Особенностью терроризма, порожденного современным общественным развитием, является то обстоятельство, что по уровню использования преимуществ глобализации он опережает межгосударственные объединения, функционирующие в сфере безопасности.

Взаимосвязь между чудовищными метастазами терроризма и меняющейся действительностью все очевиднее. Сегодня одна пятая часть человечества присваивает 80 процентов мирового богатства. Если в конце XIX в. самая богатая страна мира по доходам на душу населения девятикратно превосходила самую бедную, то сейчас это соотношение составляет сто к одному[25].

Террористические группировки рождаются и функционируют вне поля правового регулирования и способны пронизывать все общество. Они могут развиваться и функционировать в любой – нейтральной, дружественной или враждебной – среде и создавать свою инфраструктуру на транстерриториальной основе, опираясь на современные коммуникативные технологии, легальные и нелегальные методы мобилизации и использования людских ресурсов. Они накрепко спаяны общей идеологией, какую бы окраску она не принимала, что снимает проблему оправдания человеческих жертв, способствует жесткости внутренней организации и повышению уровня ее конспиративности.

Итак, процессы глобализации вызвали радикализацию населения на Востоке, что привело к появлению глобального исламского терроризма, с проявлением которого и столкнулась Россия в Южном федеральном округе. И несмотря на отсутствие внутреннего единства в рядах чеченского «движения сопротивления», можно утверждать, что особенность современного терроризма заключается в сращивании на основе идеологии радикального ислама религиозного, этнического и криминального терроризма, поддерживаемого аналогичными международными структурами. И можно сделать вывод, что это «движение» является сегментом международного исламского терроризма.

Стоит выяснить и то, почему международный терроризм получил свое распространение именно на юге России, а не в каком-либо другом регионе страны. Какова идеологическая база терроризма в ЮФО?

Причиной может служить распространение в этом регионе ислама. История российского ислама начинается с Северного Кавказа, поскольку уже в VII в. арабские завоеватели впервые проникают на территорию южного Дагестана. Исторически ислам в регион был привнесен извне и насаждался здесь в течение многих веков, главным образом, опираясь на мощь внешних сил. Уровень исламизации северокавказских этносов неуклонно понижается с востока на запад.

На Северо-Восточном Кавказе (Дагестан, Чечня, Ингушетия) получил развитие суннитский ислам шафиитского толка в форме суфизма (накшбандийский и кадирийский тарикаты, а с ХХ в. – и шазилийский тарикат, последний только в Дагестане); на Северо-Западном, у части кумыков и ногайцев, а также во всех других субъектах ЮФО – суннитский ислам ханифитского толка.

В постсоветский период, особенно в ходе военной кампании в Чечне в 1994-96 гг., в регионе появляется и постепенно укрепляет свои позиции радикальный фундаментальный ислам, получивший известность как «северокавказский ваххабизм» или неоваххабизм[26]. Почему?

Главным действующим актором на исламском поле выступал традиционный ислам, представленный большинством традиционно верующих мусульман, тарикатскими структурами – так называемыми вирдовыми (мюридскими) братствами во главе с суфийскими шейхами и устазами, а также институализированными исламскими организациями – духовными управлениями мусульман (ДУМ).

В результате распада единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа (Махачкала) в каждой республике региона возникли самостоятельные ДУМ. Более того, в ряде ДУМ отсутствовало и до сих пор отсутствует внутреннее единство. Все это стало причиной того, что северокавказский традиционный ислам к моменту развала Советского Союза был крайне ослаблен и в условиях резко усилившихся «возрожденческих» процессов попросту оказался не готов к осознанному сопротивлению чуждому и враждебному идеологическому вторжению.

В связи с временной слабостью традиционного ислама его зону воздействия попытались занять иные субъекты, как правило, политизированные, можно сказать околоисламские, поскольку большинство из них, строго говоря, мусульманскими не являются. Главным и наиболее опасным противником традиционализма в регионе выступает неоваххабизм, который после событий в Дагестане в августе 1999 г. приобрел преимущественно ультрарадикальный (экстремистский) характер, активно используя для достижения политических целей террористическую практику[27].

В понимании масштабов влияния неоваххабизма или «северокавказского ваххабизма» на Северном Кавказе нужно, в первую очередь, определить, что это за явление.

«Ваххабизм – термин, обозначающий еретическое исламское направление, основателем которого был Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1787гг.), изложивший свои взгляды в “Китаб аль-таухид (Книге единобожия)”. Ваххабизм является частью такого явления в суннитском исламе как салафия.

Салафия (от арабского глагола "салафа" - "быть изначальным"), фундаменталистское религиозно-этическое направление, возникшее в 14 веке из трудов мусульманского философа ибн Таймии, апеллирующее ко времени Мединской общины (622-630гг) пророка Мухаммада как "золотому веку" ислама. Мединская община провозглашается обществом максимально приближенным к идеалу, а значит примером и целью коррекции абсолютно любого социума.

Главный догмат ваххабизма - вера в безусловно единого бога. Основной своей задачей ваххабиты считают борьбу за “очищение ислама”. Ваххабиты (которые также себя называют, кроме “салафитов”, “таухидун” или «мувахидун» - единобожники) отвергают различные “новшества”, возникшие в процессе тысячелетнего развития традиционного ислама – культ святых, дервишество, местные особенности существования ислама и прочее. Крайнее отрицание "посредничества" между Аллахом и человеком вызывает чрезвычайно негативное отношение ваххабитов к представителям практически всех течений в исламе. Особенно к суфиям. "Посредниками" между богом и человеком в суфизме выступают шейхи (старейшины) и устазы (наставники). Суфизм имеет исконно широкое распространение на Северном Кавказе»[28].

Большое внимание ваххабиты уделяют понятию "джихада". Правда, это понятие в их интерпретации не разделяется на "великий" (борьба в душе верующего с собственными губительными страстями) и "малый" (война против неверных) джихад, как в традиционном исламе. Для ваххабитов джихад един, с акцентом на войну вовне, против неверных. Мусульмане, исповедующие другие формы ислама для них являются также неверными. Методы борьбы против них, соответственно, такие же, как и против кафиров. "Неверными", следуя вопреки Корану, салафиты называют всех, кто не воспринимает ислам в интерпретации их учения. Коран называет "неверными" исключительно язычников.

Распространение данной идеологии, враждебной российской атмосфере национальной и религиозной терпимости, вносит раскол в отечественную исламскую умму. В свою очередь, это обстоятельство дестабилизирует межрелигиозные и межнациональные отношения, обостряя политическую обстановку в стране.

Таким образом, на Юге России исламский фундаментализм, салафийя или ваххабизм появился на общей волне возрождения ислама в конце 80-х – начале 90-х гг. Наибольшее распространение он получил в регионах Северо-Восточного Кавказа, где исламская традиция была наиболее устойчивой. Однако исламистские идеи, включающие в себя и салафитский компонент, стали транслироваться и в других регионах Юга России. Исламский фундаментализм был тесно связан с политическими процессами, происходящими в регионе, что отразилось на неоднородности и противоречивости этого явления. На салафитскую идеологию опирались как умеренные сторонники «очищения ислама», так и экстремисты.

Обострение конфликта в Чечне, в который активно вмешивались зарубежные исламистские и террористические организации, привело к созданию в середине 90-х гг. на Северном Кавказе квазинезависимого государства Ичкерия, которое превратилось в плацдарм международного терроризма, существовавший под прикрытием религиозной идеологии. Под влиянием укрепившихся в Чечне экстремистов, значительная часть салафитского движения региона перешла на более радикальные, а зачастую экстремистские позиции.

«Ваххабизм» в южнороссийском регионе окончательно стал синонимом экстремизма и терроризма. Вооруженный джихад против местных и федеральных властей превратился в основную цель лидеров ваххабизма. В связи с этим произошло качественное изменение состава фундаменталистских групп: в них все более весомое место занимают представители криминального мира и маргинализированные слои населения, которые видят в ваххабизме средство достижения своих личных целей. Определяющее место в планах и действиях ваххабитов стала занимать идея распространения конфликта на другие территории с целью насаждения там исламизма.

«Начало в 1999 г. контртеррористической операции привело к частичному слому организационной структуры ваххабитов не только в Чечне, но и на Юге России в целом. Однако имеющие место современные социально-политические процессы свидетельствуют о долгосрочных перспективах этого движения в регионе. Его характер и вектор развития во многом будут зависеть от политики властей, понимания ими сущности, целей и задач различных отрядов неоваххабитского движения»[29].

Следует отметить, что ваххабитские общины на Северном Кавказе не являются однородными по составу. Есть среди них крайне радикально настроенные, но есть и довольно значительное умеренное крыло. Естественно, они не отказываются от конечной цели — установления господства их интерпретации ислама и шариата на Северном Кавказе, но они понимают необходимость воспитания людей, способных его воспринять и не настаивают на немедленной шариатизации региона[30].

Впрочем, радикализм и экстремизм — это болезнь не только ваххабитов. В 1998 г. ныне покойный муфтий Дагестана Саййидмухаммад Абубакаров произнес ставшую знаменитой фразу: «Всякий мусульманин, убивший ваххабита, попадет в рай, как и мусульманин, погибший от рук ваххабитов»[31].

Следовательно, одной из ключевых причин распространения терроризма на юге России является привнесенная извне ваххабитская идеология, которая сумела распространиться в связи с ослаблением позиций традиционного ислама.

Что выделяют в качестве причин терроризма в ЮФО ещё?

Многие исследователи выделяют кроме религиозной причины причину сугубо экономическую. Добаев в одном из своих интервью сказал, что ваххабитская идеология не имела бы такого значения, «если бы не было такой жуткой нищеты... подавляющее большинство людей живет не просто скромно, а на нищенскую зарплату. При общем падении производства и уровня социализации произошло перераспределение всех благ в пользу одной узкой группы. То есть самая главная причина - деньги. Ведь многие террористические акты за деньги осуществляются»[32]. Такого же мнения придерживается и Романченко Ю.Г.: «Терроризм может рассматриваться как следствие большой разницы в доходах»[33]. Представитель партии КПРФ Владимир Кашин тоже считает, что главная причина - это «экономическая составляющая…На основе экономической составляющей в то время партия грамотно вела и национальную политику. Почему не было взрывов, не было социальной напряженности в СССР?»[34] Губрий В. подробно рассказывает о происходящем в социальной и экономической сферах юга России: «Массовая преступность и насилие в Чечне как питательная среда для терроризма - следствие прежде всего тяжелейшего обеднения, вызванного неудачными экономическими реформами, а не Хаттабом. Если в 1980 г. доходы жителя Чечни в среднем были в 2,6 раза меньше, чем у москвича, то в 1992 г. стали в 9,1 раза меньше. А потом хозяйство Чечни вообще было разрушено. В 2002 г. в Чеченской Республике, население которой составляет 0,7 % населения РФ, было 12,7 % от общего числа безработных в РФ - 199 тысяч»[35].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.