Культура политической дискуссии.
Политическая культура проявляется в том, как человек участвует в политической дискуссии.
Понятие политической дискуссии было известно еще с древности. В древней Греции существовали дискуссии полиса, на которых происходили философские поиски истины. Именно тогда начало формироваться умение доказывать свою позицию (искусство риторики). Древние риторы ставили перед собой многостороннею задачу. Они считали необходимым так организовать процесс речи, обращения к аудитории, чтобы не просто донести до нее сухой материал, но и увлечь ее за собой мыслью, эмоциями, страстью. В связи с этим древнегреческие риторы огромное внимание уделяли процессу разработки конструкции речи (по принципу: как архитектор строит дом), где позиция была бы доказательной, а мысль аргументированной. Риторы убеждали и увлекали аудиторию. Они вносили в общество 3 начала: эстетику, идею и истину. Была разработана целая наука риторика.
Каждая эпоха вносила в нее что то свое. В средневековье речь отличалась изяществом, благородством, подчиненностью строгим канонам. В поздние эпохи она становилась более разнообразной по жанру, наполнялась новым содержанием, теряла строгость. Шел процесс демократизации речи. Современная риторика тоже содержит эти постулаты, трансформируя их с учетом потребностей нового времени.
Политическая дискуссия – это окультуренный процесс. Умение вести ее грамотно очень важно, т.к. человек всегда должен понимать и видеть истину. Есть определенные правила, которые необходимо знать человеку, вступающему в спор:
Эти основные требования позволяют выстраивать демократическую структуру полит. Дискуссии с прорывом творческой мысли и упором на достижения прошлого. Но в дискуссии всегда требуется утверждение нового: политик не должен повторяться и озвучивать то, к чему публика относится враждебно. Он должен выждать, дать возможность высказаться общественности, сделать для себя определенные выводы и выступить на подготовленной почве.
Проблема политического прогнозирования на современном этапе
Метод «тыка» в политике недопустим, его должен заметь метод научного прогнозирования.
Политическое прогнозирование – это обоснование направлений, тенденций политики и последствий ее осуществления. Развитием прогнозирования сегодня занимается не только академическая наука, но и частные крупные статистические исследовательские центры.
В эпоху кризисов вопрос политического прогнозирования является основным, обществу дорого приходится платить за отсутствие ясности в своем будущем развитии. Прогнозирование создает модели, идеальные образцы и на основе их корректируется и закладывается политический курс, определяются силы экономического развития государства. В ходе этого процесса чрезвычайно важны два аспекта работы политологов: 1. Предсказательно-описательный, направленный на раскрытие возможных перспектив. 2. Предсказательно-предусматривающий аспект, предполагает нахождение способов решения возникшей проблемы в будущем.
Типы прогнозов:
1. По проблемно-целевому критерию различают:
· Поисковый прогноз – определяет возможное состояние того или иного явления в будущем. Отвечает на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения наметившихся тенденций исторического развития.
· Нормативный прогноз – отвечает на вопрос какими путями достичь желаемого. Определяет пути, сроки достижения нового состояния.
2. По временному критерию:
· Оперативный – прогноз на 1 месяц
· Кратковременный – прогноз до 1 года
· Среднесрочный – прогноз до 5 лет
· Долгосрочный – прогноз до 20 лет
· Дальнесрочный- прогноз на 50-100 лет.
Принципы прогнозирования: альтернативность, проверяемость, непрерывность, комплексность.
Методы прогнозирования:
Основные этапы развития прогноза.
Политическое прогнозирование – это обоснование направлений, тенденций политики и последствий ее осуществления.
В эпоху кризисов вопрос политического прогнозирования является основным, обществу дорого приходится платить за отсутствие ясности в своем будущем развитии. Прогнозирование создает модели, идеальные образцы и на основе их корректируется и закладывается политический курс, определяются силы экономического развития государства. Оно проходит в 10 этапов:
Первый этап – предпрограмма прогноза . В ходе данного этапа необходимо:
Второй этап – построение исходной базовой модели. В ходе его используются методы системного анализа. Возможен опрос, привлечение статистики, общение с экспертами и специалистами.
Третий этап – сбор данных прогнозного фонда, т.е. совокупности внешних по отношению к объекту условий.
Четвертый этап – построение динамических рядов показателей основы будущей модели с учетом прошлого и обобщения его в будущий сценарий.
Пятый этап – построение гипотетических предварительных моделей и объектов, с конкретизацией и учетом прогнозного фонда.
Шестой этап – оценка достоверности, точности и обоснованности прогноза.
Седьмой этап – выработка рекомендаций, для решения в сфере управления.
Восьмой этап – экспертиза подготовленного прогноза, его доработка с учетом обсуждения.
Девятый этап – сдача полученного прогноза заказчику
Десятый этап – вновь предпрогнозная разработка с новыми данными ибо прогнозирование- это непрерывный процесс, постоянно совершенствующийся на основе получения новых данных.
3. По проблемно-целевому критерию различают:
4. По временному критерию:
Принципы прогнозирования:
альтернативность, проверяемость, непрерывность, комплексность.
Типология политических режимов.
При рассмотрении политической системы какого-либо государства и общества не следует ограничиваться лишь тем, что заявляет о себе само государство, поскольку часто существуют весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими в нем за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие политического режима.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14