1. Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной
2. Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.
Главное место занимает исследование политических процессов в рамках конституционного права.
В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:
1. Исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения
2. Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики.
3. Исследовании стратегий политических партий и движений; политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.
4. Развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.
Политическая социология Мориса Дюверже.
Крупным представителем французской политической науки является Морис Дюверже, который весьма удачно сочетает в себе качества ученого и преподавателя, журналиста и писателя, а также видного общественно-политического деятеля.
М. Дюверже опубликовал большое количество работ как научно-исследовательского, так и учебно-педагогического характера. Среди них: «Политические партии» (1951), «Методы политической науки» (1959), «О диктатуре» (1961), «Социология политики» (1966), «Демократия без народа» (1967) и др.
В числе наиболее важных черт, которые характеризуют М. Дюверже как крупного социолога и политолога, сами французы называют независимость мышления, логическую строгость и широту взглядов.
Круг основных проблем, разрабатываемых М. Дюверже, можно объединить в следующие три группы.
Первая группа включает в себя проблемы теоретико-методологического характера. К ним относится:
Вторая группа ее составляют проблемы демократии. Исследуя эти проблемы, М. Дюверже обращается прежде всего к осмыслению опыта демократического развития западных стран. Последние, по его мнению, живут в условиях плутодемократии, т. е. в условиях такого политического правления, когда властью обладают одновременно и народ и богатство. Плутодемократия выступает в двух формах: либеральной демократии и технодемократии. Но в каких бы формах она ни осуществлялась, это еще не подлинная демократия. Подлинная демократия, подчеркивает М. Дюверже, это нечто другое. Она определяется через «свободу для народа и для каждой части народа»
Третья группа - проблемы политических партий, Обращаясь к этим проблемам, М. Дюверже ставит два главных вопроса:
Отвечая на первый вопрос, М. Дюверже подчеркивает, что организация современных политических партий во многом не соответствует демократическим принципам. Их внутренняя структура в существенных чертах автократична и олигархична. Что касается второго вопроса, то при всех своих недостатках партийный режим все-таки остается лучше режима беспартийного.
Взгляды Лассуэла – классика американской политической науки.
Гарольд Лассуэл (1902-1979) – американский ученый –политологи, профессор права и политической науки в Йельском университете.
Основные работы: «Политика: кто получает, что, когда и как» (1936), «Демократия по средствам общественного мнения» (1941). Значение данных работ для американской политической науки очень велико.
Вклад Лассуэла можно условно разбить на 4 части:
· администратора
· агитатора
· теоретика.
Характеризуя их, отмечая позитивные и негативные качества, Лассуэл отдавал предпочтение "смешанному типу", будучи убежденным, что он сочетает в себе все лучшее, что свойственно другим типам политической личности.
Нельзя оставить без внимания идеи Лассуэла о пропаганде, оказавшие значительное влияние на развитие теории СМИ в США. Он был сторонником тезиса, согласно которому пропаганда представляет собой "продуманный отбор символов", распространяющихся с целью "оказать влияние на поведение масс". Основная цель этой теории - создать такую систему пропаганды, которая была бы "незаметной", "ненавязчивой" и в то же время обладала бы большей силой воздействия. Разработанная Лассуэллом теория политической семантики в целом, легла в основу символического мышления, сила которого состоит в том, что оно формирует рефлексы политического поведения и позволяет политическим лидерам искусно манипулировать этим поведением в собственных интересах.
Политический процесс. Сущность и структура.
Процесс политический – совокупность различных форм взаимодействия по реализации интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные политические функции и роли.
Политическая система, как уже отмечалось, выражает целостность политики, характер взаимосвязи её элементов, позволяющий ей выживать, достигать стабильности и самосохранения, а политический процесс отражает изменчивость политики, раскрывает взаимодействие политических институтов и субъектов, выполняющих определенные функции и роли. Содержание политических взаимодействий составляет то явная, то скрытая борьба за власть, ресурсы и статусы, перерастание которых каждый раз нарушает сложившиеся прежде равновесие интересов и переводит систему в новое состояние.
«Политический процесс» - одна и тех универсальных категорий, которая наиболее широко употребляется в политической науке и массовом сознании. Однако активное использование не сохранило за ней строго определенного содержания, поэтому она трактуется достаточно вольно. Потребность более четко зафиксировать содержание и границы данной категории, выявить ее объяснительные (эвристические) возможности обусловлена не только чисто научными, но и практическими интересами, и прежде всего необходимостью анализа реальных политических изменений и преобразований в современной России. Понять направленность изменений в политической сфере российского общества, концептуально интерпретировать происходящие перемены невозможно, если не уяснить содержания понятия «политический процесс».
Содержание политического процесса определяется:
· качеством механизмов и звеньев политической власти
· особенностями осуществления субъектами политической власти своих ролей и политических функций.
· распределением и перераспределением ресурсов власти
· осуществлением политической мобилизации граждан
· кем принимаются решения
· контролем за элитами
· различными формами политической активности групп и граждан (легитимного и нелегитимного характера), объединенных одной задачей.
Сущность политического процесса заключается в осуществлении политической воли общества через принятие и выполнение политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан и быть выражены в соответствующей слаженной системе общеколлективных целей.
Принятие политических решений.
Принятие политического решения – это сложный и многофазный процесс. Он протекает в 4 стадии:
После стадии реализации политического решения необходимо сделать общую оценку результатов и коррекцию, для подготовки нового решения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14