Рефераты. Современная политическая система США






p>Федеральным судам, действующим на всей территории страны, подсудны дела, отнесённые к их компетенции Конституцией США и Федеральным законодательством.

Судам каждого штата подсудны дела, отнесённые к их компетенции Конституцией и законодательством соответствующего штата.

Суды штатов организационно не свяаны с федеральными судами.

Судоустройство на федеральном уровне.

Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов:
- окружные суды США
- специальные суды первой инстанции
- специальные апелляционные суды
- апелляционные суды.

- окружные суды США -- федеральные суды общей юрисдикции рассматривают все дела, основанные на федеральном законодательстве.

Каждый окружной суд США действует в пределах федерального судебного округа.
Всего их девяносто четыре.

- специальные суды первой инстанции -- претензионный суд США; рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству США.
Суд США по делам внешней торговли; налоговый суд США.

- специальные апелляционные суды – это:
. апелляционный суд США по федеральному округу и
. временный чрезвычайный апелляционный суд.

- апелляционные суды. Принимают жалобы по делам, рассмотренным в окружных судах, налоговом суде США, а также жалобы на решения федеральных административных ведомств.

Федеральную судебную систему возглавляет Верховный суд США.
В качестве суда первой инстанции он рассматривает дела послов и иных официальных представителей иностранных государств, а также споры, в которых стороной выступает штат.

Верховный суд не является конституционной структурой и формируется президентом "по совету и с согласия" Сената.

Численность Верховного суда -- девять человек.

Численность других федеральных судов устанавливается Конгрессом.

Члены федеральных судов назначаются президентом по согласованию с сенатом.

Смещение федерального судьи с его должности возможно только в порядке импичмента.

Юрисдикция всех федеральных судов распространяется на дела, основанные лишь на актах Конгресса.

Судоустройство в штатах.

Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы.

В каждом штате имеются три группы судов:
- ограниченные специальной юрисдикцией,
- общей юрисдикцией,
- апелляционной юрисдикцией.

Низшее звено судебной системы штата -- местные суды, ограниченные специальной юрисдикцией (мировые, полицейские, муниципальные). Они рассматривают гражданские дела по незначительным исковым требованиям и простые уголовные дела. Их решения могут обжаловаться в суде общей юрисдикции.

Суды специальной юрисдикции рассматривают дела несовершеннолетних, о семейных отношениях, о завещаниях, о нарушениях безопасности движения.

Местные суды общей юрисдикции (окружные) рассматривают дела по существу.

Иногда в штатах существуют апелляционные суды.

В большинстве штатов должность судьи выборная. Судьи избираются населением по партийным спискам.

ЛОББИЗМ.

Лоббизм (по-английски лобби -- кулуары) -- механизм воздействия частных и общественных организаций (заинтересованных групп) на процесс принятия решений органами государственной власти по вопросам внутренней и внешней политики.

Все заинтересованные группы имеют в своём составе подразделения, которые занимаются лоббистской деятельностью или пользуются услугами наёмных лоббистов.

Лоббисты -- как правило юристы, имеющие большой опыт работы в органах государственной власти.

Лоббисты выступают на слушаниях в комитетах Конгресса, составляют и предлагают для внесения проекты законов, финансируют избирательные кампании кандидатов в Конгресс.

В 1946 году был принят федеральный закон о регулировании лоббизма, по которому лоббисты обязаны регистрироваться в палате представителей и Сенате и представлять им сведения о том, на кого они работают, каковы цели их клиентов и расходы на лоббистские мероприятия.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА.

Специфика американской правовой системы обусловлена федеральным устройством государства, наличием Конституции США и Конституций штатов, особенностями политического и социально-экономического развития США.

Источники права.

Источником американского права является английская система общего
"прецедентного" права, то есть права, создаваемого судами.

Свод норм, создаваемых судебными прецедентами, дополняется и развивается законодательством.

Правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами, образуют статутное право.

Тем не менее, толкование законов и правил их применения определяется нормами общего права.

Большую роль в формировании американского права играет административное нормотворчество органов исполнительной власти.

Влияние обычая, как источника права, особенно заметно в сфере функционирования институтов государственной власти. Многие из них созданы и действуют не на основе норм общего или статутного права, а в силу сложившейся практики. Например, кабинет министров, постоянные комитеты палат Конгресса, политические партии, не предусмотрены Конституцией и не созданы законодательным путём.

Когда для разрешения спора в суде не находилось необходимой нормы, можно было обращаться в особоые "суды справедливости".

В США такие суды существовали в отдельных штатах.

По мере развития правовых системы штатов “право справедиливости" утратило самостоятельное значение, но судебные приказы "судов справедливости", предписывающие или запрещающие какое-либо действие, сохранились.

Основными источниками американского права являются:
- судебный прецедент,
- законодательство,
- административные нормы,
- обычай и
- право справедливости.

Принцип федерализма в правовой системе.

В США нет общенациональной правовой системы, существует пятьдесят правовых систем штатов и отдельная федеральная правовая система.

Конституция США содержит положения, позволяющие унифицировать законодательство и судебную практику штатов, а также закрепляет принцип взаимности в применении нормативных актов одного штата государственными органами другого.

Федеральные суды обязаны оказывать доверие и уважение нормативным актам и судебным решениям, принятым в штатах.

Конгресс США располагает широкими возможностями унификации правовых систем штатов.

Соотношение федерального права и правовых норм штатов определяется принципом верховенства федерального права (конституции, федеральных законов и международных договоров США) по отношению к нормативным актам штатов.

Споры по поводу соответствия правовых норм штатов федеральному праву разрешаются в судебном порядке вплоть до Верховного суда США, как высшего органа конституционного надзора.

Отрасли права.

Общепринятые: конституционное, международное, административное, трудовое, семейное, гражданское, военное, уголовное.

Хорошо развиты отрасли права, связанные с предпринимательством и личной собственностью: договорное, торговое, финансовое, налоговое, авторское и патентное и т.д.

Адвокатура.

Разделенность, сложность правовой системы, многоуровневость судебной системы, необходимость ориентироваться в огромной массе прецедентов определили особое положение и влиятельную роль практикующих юристов.

Доступность квалифицированной юридической помощи широким слоям населения остается социальной проблемой. Существуют государственные и благотворительные организации юридической помощи малоимущим и беднякам.

Правоприменяющие учреждения.

Функция правоприменения возложена на государственные органы с соответствующими полномочиями в сфере правосудия и исполнения закона: суды, полицию, органы расследования, шерифские ведомства и ведомства государственного обвинения (атторнейские службы).

На федеральном уровне главное должностное лицо - генеральный атторней
(глава министерства юстиции) - руководит федеральными обвинителями в судебных округах - атторнеями США.

На уровне штата главным должностным лицом в сфере правоприменения является генеральный атторней штата (только консультирует правительство штата и представляет его в судах, но не надзирает за полицией и не руководит местными обвинителями).

Полиция штата занимается, в основном, безопасностью движения.

Следственные органы правительства штата ограничены конкретными правонарушениями (коррупция должностных лиц штата).

Местные правоприменяющие учреждения выполняют основную работу:
. уголовное преследование осуществляется службами окружных атторнеев в городах и графствах,
. охрана общественного порядка и расследование преступлений ведут полицейские управления в городах и шерифские управления в графствах.
.
Окружные атторнеи, шерифы, начальники полиции в большинстве штатов выбираются и не имеют административного руководства.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Общие принципы.

В конституции США объявлено, что избираются:
. президент и вице-президент,
. обе палаты конгресса страны,
. органы власти в штатах, включая губернатора,вице-губернатора и членов законодательных собраний,
. советы графств, муниципальные советы, советы специальных округов,
. должностные лица органов штатов,
. судьи и окружные атторнеи,
. должностные лица на местном уровне,
. представители правоприменяющих органов (шерифы, полицейские медицинские эксперты, коронеры).

В США действует мажоритарная система относительного большинства: избранным считается тот, кто набрал больше голосов избирателей, чем каждый из его конкурентов, даже если он не получил 50% голосов.

Избирательным правом обладают граждане США обоего пола, достигшие 18- летнего возраста и прожившие на данной территории определенный срок.

Президентские выборы.

Первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года - день выборов президента США по постановлению конгресса.

Перед президентскими выборами проводятся неконституционные первичные выборы
- праймериз - в 30 густонаселенных штатах.
Они продолжаются с февраля по июнь года президентских выборов и определяют делегатов на съезд партии. Их главная цель - рейтинг популярности кандидатов на пост президента.
Праймериз довольно подробно описан в законодательстве этих 30 штатов.

В июле-августе года выбора президента созываются национальные партийные съезды, на которых официально выдвигается кандидат соответствующей партии на пост президента США и утверждается предложенная им кандидатура на пост вице-президента.

Выборы президента и вице-президента являются косвенными: в день выборов американские избиратели голосуют не за президента, а за членов коллегии выборщиков, которые заранее выдвигаются единым списком от партии в кажом из
50 (+ округ Колумбия) штатов.

Коллегия выборщиков состоит из 538 человек: 535 человека - от 50 штатов страны и 3 выборщика от федерального округа Колумбия, который не имеет своих представителей ни в одной из палат конгресса.
Члены коллегии выборщиков не являются членами конгресса США и государственными служащими.

В первый понедельник после второй среды декабря того же года избранные месяцем раньше выборщики собираются в столицах штатов и персонально голосуют за кандидата в президенты и кандидата в виц-президенты.
Если большинство выборщиков проголосовало за данных кандидатов, они считаются официально избранным на пост президента и вице-президента.
В противном случае палата представителей выбирает президента из числа трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов.

В начале января оглашаются результаты голосования коллегии выборщиков на совместном заседании обеих палат конгресса, после чего президент и вице- президент считаются официально избранными.

Отсчет срока пребывания президента на посту начинается с 20 января года, следующего за годом выборов.

Выборы в конгресс.

Выборы членов обеих палат конгресса США, законодательных собраний штатов, всех должностных лиц штатов и местного управления являются прямыми.

Выборы в конгресс США проводятся также в первый вторник после первого понедельника ноября с периодичностью в 2 года.

Сенатором США ( сроком на 6 лет) может быть человек, являющийся в течение 9 лет гражданином страны , достигший возраста 30 лет и проживающий в том штате, от которого баллотируется. Каждые 2 года происходит ротация сената на одну треть.

Членом палаты представителей (сроком на 2 года) может быть человек, являющийся в течение 7 лет гражданином страны, достигщий возраста 25 лет и проживающий в том штате, от которого баллотируется по норме - от 500 тысяч избирателей один член палаты представителей.

Абсентизм.

Неявка зарегистрированных избирателей на участки для голосования - характерная черта выборов США. Например, в 1984 году за Р.Рейгана проголосовало 30,6% избирателей из всех, имеющих право голоса.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

У власти попеременно находятся 2 партии: Демократическая и Республиканская.


Двухпартийная система сложилась в результате особенностей избирательной системы, государственного устройства, исторических традиций, порядком финансирования выборов.

Другие крупные партии называются “третьими партиями”, среди них: либертаристическая партия, партия граждан и др.

Демократическая партия США.

Исторически формировалась в традициях фермерства, городских низов и плантаторов Юга . Организационно оформилась и получила свое название в 30-х годах XIX века.

Основы современной избирательной базы и политики демократов были заложены президентом Ф.Д.Рузвельтом в годы “нового курса”.

За последние 50 лет партия 32 года (8 президентов) владела Белым домом, 44 года контролировала обе палаты конгресса.

В 60-х годах нынешнего века партия пережила кризис, связанный с войной во
Вьетнаме и социальными потрясениями.

В 1984 году, после нескольких поражений на выборах партия стала опираться на разнородную избирательную коалицию: крупных предпринимателей Северо-
Востока и Юга страны, профсоюзов, научный мир и либеральную интеллигенция.

Демократическая партия не имеет фиксированного членства. По опросам общественного мнения к демократам принадлежит около 40% избирателей.

Действующий устав принят в 1974 году.
Высший орган - национальный съезд партии, созываемый в год президентских выборов.
Текущее руководство осуществляет национальный комитет, избираемый из представителей всех штатов и территорий страны.
В каждом штате есть партийная организация (комитет).

Официальным лидером считается президент или кандидат в президенты, выдвинутый на последнем съезде партии.

Эмблема Демократической партии - осел.

Республиканская партия США.

Основана в 1854 году крупными предпринимателями Севера и фермерами не южных штатов.
При образовании партии основной целью была борьба с рабством. Первый республиканский президент - А. Линкольн (1862г.).

С момента основания до “великой депрессии” придерживалась концепции
“твердого индивидуализма”, минимизирующей государственное вмешательство в экономику.

Республиканская партия является более консервативной, чем демократическая, не имеет постоянного членства, 23% избирателей США считают себя республиканцами. Ее эмблема - слон.

ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

В начале XIX века были созданы организации квалифицированных рабочих - цеховые профсоюзы, которые затем объединились в национальные.
В 1886 году произошло объединение цеховых профсоюзов в Американскую федерацию труда (АФТ), которая придерживалась идеологии компромиссного
“делового тред-юнионизма”.

Во время великой депрессии образовалась масса профсоюзов на производственной основе ( рабочих сталелитейной промышленности, автомобильной и т.д.). В 1935 году они объединились в Конгресс производственных прфсоюзов (КПП). Они проповедовали “социальный юнионизм”, т.е. проведение социальных реформ в интересах рабочих.

В 1955 году обе организации объединились для совместных действий (АФТ-КПП), став крупной политической силой, поддерживающей Демократическую партию США.

Существует также Национальная федерация независимых профсоюзов, а также ряд независимых профсоюзов.

В различных профсоюзах состоит около 14% от всех работающих страны, среди них “белые воротнички” составляют 41%, “синие воротнички” - 37%, 10% - работники частого сектора.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.

В Антивоенное движение входят:
Федерация американских ученых, организация граждан за разумный мир, Матери за мир, Женщины, боритесь за мир, обеспокоенные священнослужители и миряне,
Ветераны за мир, Бизнесмены за национальную безопасность и т.д.
Исторически сильным является пацифистское движение.

Движение в защиту прав и свобод имеет несколько направлений: за гражданские права афро-американцев, за избирательное право для женщин, обеспечение социально-экономических прав ( труд, образование, жилище, медицинскую помощь, обеспечение старости).
Против преследования активистов массовых движений, против маккартизма, против нарушений прав граждан полицейскими органами.

Существует и ряд других движений, отражающих наличие ситуации социального напряжения: движение за расовое равенство, движение безработных, женское движение, движение молодежи и студентов, фермерское движение, движение в защиту окружающей среды, движение потребителей, движение престарелых и т.д.

РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ.

Играет в жизни американцев гораздо большую роль, чем все профсоюзы и общественные движения.

Хотя религия отделена от государства, правительство содержит капелланов в конгрессе, в армии, на флоте, в тюрьмах; церковная собственность не облагается налогом; президент принимает клятву на библии; национальным девизом США является высказывание: “Мы полагаемся на Бога”.

98% американцев верит в Бога, 40% - еженедельно посещают различные храмы,
68% - состоят в церковных общинах.

Для США характерна высокая степент религиозного плюрализма.
Всего в стране около 2 тысяч вероисповедных объединений.

Протестантизм - основное религиозное направление для США. Протестанты составляют 57% населения страны ( наЮге -74%, на Среднем Западе - 63%).
Афро-американцы - на 82% - протестанты.

Баптизм - крупное направление протестантизма (20% населения) - особенно распространен на Юге как среди белых, так и среди цветных.
Методизм привлекает 9% населения.
3% американцев - лютеране, 3% - принадлежат епископальной церкви.

Католицизм исповедуют 28% американцев, в основном, на северо-востоке (44%) страны.

Иудаизма (неортодоксальных форм) придерживаются 2% населения, живущего в крупных городах.

Православные церкви делятся на греческие и русские зарубежные.

С иммигрантами в страну приходит мусульманство, буддизм, индуизм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современная политическая система США сформировалась под влиянием всех перечисленных в работе аспектов.
В какое-то время определенный аспект политической системы страны играл решающую роль, как например, профсоюзное движение в седине XX века или политическая активизация исполнительной власти сразу после “великой депрессии”.

После окончания данной работы мне кажется, что подробное знакомство с политической системой США - более ценное знание, чем история страны или история развития права для понимания основ законодательства страны, и отсюда, для понимания всего американского народа, с которым нам предстоит жить в мире и согласии, как и с европейскими народами.

В 1996 и 1998 годах мне приходилось работать в США (штат Западная Вирджиния и штат Аляска) с некоммерческими организациями, законодателями штата, чиновниками Мэрий, судьями местного суда, полицейскими, просто гражданами страны.
Если бы тогда у меня были знания, которые я получила в результате данной контрольной работы по политологии, наша совместная деятельность с американскими коллегами была бы более эффективной.

Конечно, основной литературный источник данной работы имеет 10-летний возраст и изобилует идеологическими отступлениями, но он предоставляет энциклопедическую статистическую, общую и специальную информацию о политической системе США.

Еще раз выражаю признательность своему руководителю работы за то, что результат контрольной работы оказался исключительно полезным для нашей работы с законодательством США.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Демидов А.И., Федосеев А.А., Основы политологии., М., 1995.
2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Ввеление в политологию., М., 1995.
3. Современные США. Энциклопедический справочник., М., 1988.
4. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права., М., 1999.
5. Election laws of West Virginia., V., 1995.
6. West Virginia. Blue Book 1995., WV., 1995.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.