СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОМУНИКАЦИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА США.
Руководитель: доцент, к.ф.н. Плясуля Г.П.
Исполнитель: студентка группы 928 Ляпунова С.М.
Новосибирск
1999
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение.
2. Конституция США. Основной текст конституции. 3. Конституции штатов.
4. Законодательная власть. Конгресс США.
Состав и полномочия конгресса.
Комитеты конгресса.
Партийные фракции.
Должностные лица конгресса. Легислатуры штатов.
5. Исполнительная власть. Президент США. Вице-президент. Кабинет министров. Система министерств и ведомств.
Министерства.
Федеральные административные ведомства. Органы государственного регулирования экономики. Разведывательное сообщество. Губернаторы штатов. Местное самоуправление.
6. Судебная власть. Судоустройство на федеральном уровне. Судоустройство в штатах.
7. Лоббизм.
8. Правовая система. Источники права. Принципы федерализма в правовой системе. Отрасли права. Адвокатура. Правоприменительные учреждения.
9. Избирательная система. Общие принципы. Президентские выборы. Выборы в конгресс. Абсентизм.
10. Политические партии. Демократическая партия США. Республиканская партия США.
11. Профсоюзное движение. 12. Общественно-политические движения. 13. Религия и церковь.
14. Заключение. 15. Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
По роду своей деятельности нашей организации “Фемида” приходится работать с законодательством США. Трудности освоения норм американского права часто связаны с недостаточным знанием политической системы страны.
Хочется выразить признательность руководителю работы за предложение данной темы.
Цель работы - кратко описать все аспекты современной политической системы США.
Логика работы. Если иформация по какому-либо аспекту политической системы США хорошо известна, он отражен в работе в схематическом варианте. Если автор считает, что данный аспект политической системы США слабо описан в общедоступных источниках, он освещается в работе более подробно. Статистика, приведенная в работе - десятилетней давности, но она вполне отражает основные тенденции развития современной политической системы США.
Метод работы - последовательное изложение материала с акцентами на ту информацию о политической системе США, которая способствует пониманию современного законодательства Америки.
КОНСТИТУЦИЯ США.
Американская конституция была разработана и принята Конституционным конгрессом в Филадельфии (май-сентябрь 1787 года), в котором приняли участие 55 делегатов от 12 (из общего числа вошедших в состав США 13) штатов.
В текст конституции, утвержденный конвентом 17 сентября 1787 года не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах конгресс принимает в 1789 году Билль о правах - первые 10 поправок к конституции.
Три основных политико-правовых принципа легли в фундамент конституционнной системы США: 1. Принцип разделения властей. Независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - и разграничение их функций. На федеральном уровне три ветви власти представлены конгрессом, президентом и верховным судом. США являются президентской республикой. Ее особенности: . сочетание полномочий главы государства и главы правительства в одном высшем должностном лице - президенте; . внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства (главы министерств назначаются президентом); . отсутствие у президента права распускать высший законодательный орган, а у конгресса - принимать вотум недоверия правительству; . запрещение членам правительства быть депутатами конгресса и наоборот.
В основу взаимодействия всех ветвей власти заложена идея взаимоконтроля и уравновешивания властей, которая не допускает усиления одной ветви власти за счет другой. Например: . конгресс может отклонить президентский законопроект, а президент при утверждении законопроекта может наложиь вето; . многие полномочия президента реализуются только при одобрении сената (международные договоры); . верховный суд вправе признать недействительными как законы конгресса, так и акты исполнительной власти.
2. Федерализм - конституционный принцип, предполагающий жесткое разграничение полномочий федеральных властей и властей штатов.
Штат не является суверенным: у него нет внешнеполитических полномочий, ограничена власть штата в финансовой сфере, ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, не имеет права добровольного выхода из федерации (сецессия).
В полномочия штата входит: . принятие собственных законов и конституций; . регулирование экономики и торговли внутри штата; . формирование учреждений государственной власти; . охрана общественного порядка; . установление принципов судоустройства и судопроизводства; . провеление выборов в органы власти штата и местные органы управления.
3. Судебный конституционный надзор заключается в том, что суды имеют право признать законы конгресса и акты исполнительной власти недействительными, противоречащими конституции. Решения высшего органа конституционного надзора - Верховного суда - являются окончательными.
Основной текст конституции.
Основной текст состоит из преамбулы и семи статей.
Преамбула излагает цели принятия конcтитуции: . образовать более совершенный союз: . гарантировать правосудие, свободу, благоденствие; . обеспечить совместную оборону.
Статья 1 описывает полномочия, структуру, порядок формирования и работы конгресса США. Статья 2 посвящена президентской власти. Статья 3 касается федеральной судебной власти. Статья 4 регулирует взаимоотношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством. Статья 5 описывает порядок принятия поправок к конституции. Статья 6 провозглашает верховенство конституции, федеральных законов и международных договоров. Статья 7 установила условие вступления конституции в силу: ратификация ее конвентами 9 из 13 штатов.
Конституция вступила в силу 4 марта 1789 года.
КОНСТИТУЦИИ ШТАТОВ.
Имеют схожую структуру и включают разделы; . преамбула, . билль о правах, . избирательное право и выборы, . законодательная власть. Она принадлежит законодательным собраниям - легислатурам. Устанавливается их структура, порядок избрания, срок полномочия и т.д. . исполнительная власть. Принадлежит губернатору. . судебная власть. Верховные суды штатов осуществляют конституционный надзор в пределах штата. . финансы и налоги, . милиция штата, . местные органы власти, . образование, . благоустройство.
В конституции многих штатов включены статьи, касающиеся: . трудовых отношений, . здравоохранения, . сельского хозяйства, . административно-территориального деления.
Конституции штатов (конституция штата Алабама содержит 129 тысяч слов) более объемны по сравнению с федеральной конституцией США (9 тысяч слов).
Детализация конституционных предписаний в конституциях штатов объясняется тем, что политические партии, заинтересованные группы, религиозные и лоббистские организации пытаются закрепить свои привилегии в самом тексте конституции штата.
Средний возраст ныне действующих конституций штатов составляет 82 года.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Законодательная власть в США осуществляется конгрессом и легислатурами штатов.
Конгрес США.
Состоит из двух палат: . сенат (100 человек). Каждый штат представлен двумя членами, избранными на 6-тилетний срок. Каждые 2 года сенат обновляется на одну треть. . палата представителей имеет 435 членов. 1 депутат от 500 тысяч человек избирается сроком на 2 года. Каждый штат должен быть представлен в палате по крайней мере одним членом.
В составе конгресса: юристы (62%), бизнесмены (37%), журналисты, бывшие государственные служащие.
Конгресс имеет совместные широкие конституционные полномочия: . устанавливает налоги, пошлины, акцизные сборы, . утверждает федеральный бюджет, . финансирует государственные акции, . берет и выдает кредиты, . регулирует внешнюю торговлю и торговлю между штатами, . объявляет войну, формирует вооруженные силы, . осуществляет контроль за деятельностью правительственных учреждений.
У каждой из палат есть отдельные полномочия: . только от палаты представителей могут исходить законопроекты о государственных доходах. Ей принадлежит право избрания президента США, если ни один из кандидатов не получит более половины голосов выборщиков. Это право было осуществлено в 1801 и в 1825 годах. . сенат принимает участие в принятии международных обязательств, а также участвует в назначении на высшие должности государственного аппарата, правительства и верховного суда. Если ни один из кандидатов в вице- президенты не получит более половины голосов выборщиков, вице-президента выбирает сенат.
В случае осуждения гражданских должностных лиц в порядке импичмента, палата представителей вправе возбуждать преследование, но только сенат может осуществлять суд.
Важную роль в деятельности конгресса играют: . постоянные комитеты, которые готовят тексты законодательных актов по своим проблемам, осуществляют надзор за деятельностью органов федерального правительства в своей области; . специальные комитеты учреждаются палатами для выполнения какой-либо специальной работы. Могут существовать в течение нескольких созывов. . объединенные комитеты обеих палат. Их задача - координация позиций обеих палат.
В конгрессе США представлены только две крупнейшие партии страны - Демократическая и Республиканская.
В каждой из палат конгресса образуются партийные фракции обеих партий: фракция большинства и фракция меньшинства.
Лидеры большинства в сенате и палате представителей являются вторыми лицами после председателя и спикера.
Должностные лица конгресса.
Спикер палаты представителей утверждается палатой из фракции большинства. Он председательствует на заседаниях, руководит фракцией большинства, определяет порядок рассмотрения законопроектов, направляет внесенные законопроекты в комитеты, выносит окончательное решение по всем процедурным вопросам.
Страницы: 1, 2, 3