Рефераты. События на Кавказе в контексте "Большой игры"






События на Кавказе в контексте "Большой игры"

 

 

Б Е Л А Я   К Н И Г А

 

ЧЕЧНЯ, 1991 - 1995:

факты, документы, свидетельства

 

Часть первая


·        Шахрай, Э. Паин о становлении режима Дудаева

·        Ситуация вокруг воинских частей и военных
городков на территории Чечни в 1992 году

·        Об общественно-политической обстановке в
Чечено-Ингушской Республике осенью 1991 года

·        Письма, свидетельства о массовых актах насилия
в отношении русскоязычных граждан

·        О встрече с правозащитником С. Ковалевым
Из беседы с бойцом ВДВ

·        Наемники

·        Искандер, нужны мины, стингеры, минометы
Перехват секретного разговора Джохара Дудаева

·        Дудаевские боевики в действии: насилие, террор, угрозы

·        Президент, Правительство РФ о чеченском конфликте






С. ШАХРАЙ, Э. ПАИН О СТАНОВЛЕНИИ РЕЖИМА ДУДАЕВА








"Важнейшая составляющая событий в Чеченской Республике - траги­ческая судьба чеченцев. В прошлом веке - жестокая более чем полувеко­вая Кавказская война с ее огромными, людскими потерями, а затем махаджирством (исходом) в Турцию и на Ближний Восток. В нынешнем - поголов­ная депортация в Северный Казахстан в 1944 г. Все это не могло не ос­тавить глубоких шрамов в исторической памяти народа и не породить глу­бокого недоверия не только к центральной власти, но и к власти вообще. Возможность залечить шрамы открывало возвращение чеченцев на родину в 1957 году, но половинчатые, как всегда, решения государственных: орга­нов оставили нам в наследство мину со взвезенным взрывателем.

И она взорвалась. Взорвалась тогда, когда союзное руководство в борьбе против нового демократического руководства России, с Борисом Ельциным, стало разыгрывать карту автономий и попыталось выровнять их статус с союзными республиками.

И что в результате получилось? Кто от этой борьбе выиграл? Не со­юзное и не российское руководство, не демократы и не партократы, и уж тем паче не народ. В Чечне постепенно возникло то, что сейчас называют режимом Дудаева, и что на самом деле представляет собой криминальную "свободную экономическую зону".

 

Сергей Шахрай,

вице-премьер правительства РФ

27 сентября 1994

Э. Паин, А. Попов. "ДА ЗДРАВСТВУЕТ РЕВОЛЮЦИЯ!"

Известия, 07.02.95

"История "независимой Чечни", завершающаяся сегодня трагедией, на­чиналась как фарс. Летом 1991 года мир узнал о том, что некая не впол­не определенная часть Чечено-Ингушетии выходит из состава РСФСР и СССР и объявляет себя независимым государством под названием Чеченская рес­публика.  Так решил Общенациональный съезд  (позже  переименованный  в конгресс) чеченского народа (ОКЧН),  установивший,  что высшим органом власти в этом не имеющем границ  государстве  является  Исполнительный комитет ОКЧН во главе с его председателем. генералом в отставке Джоха­ром Дудаевым.

В начале  сентября  1991  года вооруженные национальные гвардейцы Дудаева силой захватили здание Совмина,  радио- и телецентра, а затем, 6 сентября,  ворвались в помещение, где шло заседание ВС, и, как и по­ложено революционерам, взяли его штурмом.

15 сентября 1991 года были собраны еще не разбежавшиеся  от тор­жества Вайнахской демократии депутаты Верховного Совета Чечено-Ингушс­кой Республики и им предложили самораспуститься,  что они  и  сделали. Одновременно был образован Временный Высший Совет,  который должен был провести выборы в ВС Чечни 18 ноября 1991 года.

В тот период политическая обстановка в Чечено-Ингушской республи­ке (ЧИР) была сложной и напряженной.  Избранные раннее конституционным путем органы власти и управления, практически отстранены от исполнения на них обязанностей,  а их функции взял на себя Общенациональный конг­ресс чеченского народа (ОКЧН).  Под контролем ОКЧН находятся  средства массовой информации и другие жизненно важные объекты.

С 5.10.91 года приостанавливается деятельность КГБ ЧИР, парализо­вана  деятельность  МВД.  Временный  Верховный Совет республики ушел в подполье. Исполнительный комитет ОКЧН, взяв на себя функции управления республикой издает нормативные акты,  которые по их мнению направлены на построение суверенного государства - Первого на  Северном Кавказе. Реакция на построение государственности,  особенно методы ее достиже­ния, получают не однозначную оценку среди различный слоев населения, в результате чего идет противоборство между ОКЧН и другими организацион­ными структурами. Реальной же властью и силой обладает только ИК ОКЧН. Любые попытки со стороны Российского руководства, направленные на ста­билизацию обстановки в республике, рассматриваются ОКЧН как подрыв де­мократических процессов в ЧИР, продолжением геноцида против чеченского народа, а принимаемые центром решения в отношении республики, объявля­ются ущемлением декларации о суверенитете, считаются незаконными, про­тивоправными и не имеющими юридической силы.

Правовая оценка сложившейся ситуации в Чеченской республике опре­деляется положениями Конституции Российской Федерации, в частности:

- Статья 4 Конституции Российской  Федерации  устанавливает,  что суверенитет Российской  Федерации  распространяется на всю ее террито­рию. Конституция РФ и федеральные законы имеют  верховенство  на  всей территории Российской Федерации.

- Часть 1 статьи 65 устанавливает, что в составе Российской Феде­рации как ее субъект находится Чеченская республика.  Субъект Российс­кой Федерации не может обладать государственным суверенитетом, что вы­текает непосредственно из Конституции РФ.  Провозглашение такого суве­ренитета является незаконным.

- В статье 15 определяется,  что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,  прямое действие и применяется на  всей территории РФ.  Законы и правовые акты,  принимаемые в РФ,  не должны противоречить Конституции РФ.  В этом смысле действия  органов  власти Чеченской республики  по  созданию  собственных воинских формирований, провозглашению ими государственного суверенитета республики,  разжига­ние вооруженных конфликтов, несоблюдение прав и свобод граждан, непри­ятие мер по защите их жизни на своей территории являются незаконными.

- В  части 4 статьи 3 Конституции Российской Федерации устанавли­вается, что никто не может присваивать власть в Российской  Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по феде­ральному закону. Руководство Чеченской республики по существу присвои­ло отдельные  из полномочий,  которые отнесены Конституцией РФ (статья 71) к ведения Российской Федерации и тем самым поставило себя вне  ра­мок закона.

Таким образом,  в Чеченской Республике был совершен государствен­ный переворот. Был распущен, а фактически разогнан ее Верховный Совет. и в нарушение целевого ряда статей Конституции РСФСР 27  октября  1991 года  были проведены незаконные выборы президента Чеченской Республики и депутатов Верховного Совета Чеченской Республики.

Несмотря на  то,  что  2 ноября 1991 года постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР эти выборы были признаны незаконными,  а при­нятые вышеназванными органами власти акты - не подлежащими исполнению, для восстановления законности  и  правопорядка  Федеральными  органами власти не были применены никакие силовые меры.  Президент и Правитель­ство Российской Федерации проявляли максимум терпимости и искали  пути для политического разрешения возникшего конституционного кризиса. Сви­детельством чему  служит  обращение  Президента  Российской  Федерации Б. Ельцина от 19 октября 1991 года к лидерам Исполкома Общенационально­го конгресса чеченского народа.

******

Из официального документа:


31 марта 1992 года руководство Чеченской Республики отказалось участвовать в подписании Федеративного Договора, и тем самым попыталось поставить под сомнение сам факт нахождения Чеченской Республики в составе Российской Федерации.

В январе 1993 года парламентско-правительственная делегация Рос­сии во главе с Р. Абдулатиповым и С. Шахраем подписала с  делегацией Верховного Совета Чеченской Республики  "Протокол о разграничении полномочий" между государственными органами Российской Федерации и Чеченской Республики, призванный стать основой соответствующего договора Однако указанный документ был дезавуирован Д. Дудаевым.

Назначенный с учетом действующего в Российской Федерации законо­дательства на 5 июня 1993 года республиканский референдум,   который должен был установить результаты голосования о статусе Чеченской Рес­публики в составе Российской Федерации, режимом Дудаева был сорван; митинг оппозиции был разогнан с применением военной силы и жертвами среди мирных граждан.

Таким образом,  был попран один из основополагающих принципов -принцип народовластия, и нарушены статьи 33, 45, 49 Конституции Рос­сийской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и граждани­на.

17 июня 1993 года Совет Национальностей ВС РФ принял Заявление, в котором призвал федеральные органы власти "незамедлительно предпринять необходимые шаги по нормализации положения в Чеченской Республике ...защите прав и свобод личности".

В январе 1994 года в "Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию" было подчеркнуто, что основой для урегулирова­ния отношений между федеральной властью и Чеченской Республикой "могут стать проведение в Чечне свободных демократических выборов и перегово­ры по разграничению полномочий с федеральной властью".

25 марта 1994 года Государственная Дума Российской Федерации сво­им постановлением рекомендовала Президенту России принять меры по по­литическому урегулированию конфликта и поручить Правительству Российс­кой Федерации провести консультации с представителями органов власти а также всех политических движений Чеченской Республики и "на основе консультаций подготовить проект Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти Чеченской Республики".   Кроме того было признано считать "необходимой основой подписания указанного проекта Договора проведение свободных выборов в высшие органы власти Чеченской Республики и выборов депутатов" в Федеральное Собрание Рос­сийской Федерации на территории Чеченской Республики".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.