Б Е Л А Я К Н И Г А
ЧЕЧНЯ, 1991 - 1995:
факты, документы, свидетельства
Часть первая
· Шахрай, Э. Паин о становлении режима Дудаева
· Ситуация вокруг воинских частей и военных городков на территории Чечни в 1992 году
· Об общественно-политической обстановке в Чечено-Ингушской Республике осенью 1991 года
· Письма, свидетельства о массовых актах насилия в отношении русскоязычных граждан
· О встрече с правозащитником С. Ковалевым Из беседы с бойцом ВДВ
· Наемники
· Искандер, нужны мины, стингеры, минометы Перехват секретного разговора Джохара Дудаева
· Дудаевские боевики в действии: насилие, террор, угрозы
· Президент, Правительство РФ о чеченском конфликте
С. ШАХРАЙ, Э. ПАИН О СТАНОВЛЕНИИ РЕЖИМА ДУДАЕВА
"Важнейшая составляющая событий в Чеченской Республике - трагическая судьба чеченцев. В прошлом веке - жестокая более чем полувековая Кавказская война с ее огромными, людскими потерями, а затем махаджирством (исходом) в Турцию и на Ближний Восток. В нынешнем - поголовная депортация в Северный Казахстан в 1944 г. Все это не могло не оставить глубоких шрамов в исторической памяти народа и не породить глубокого недоверия не только к центральной власти, но и к власти вообще. Возможность залечить шрамы открывало возвращение чеченцев на родину в 1957 году, но половинчатые, как всегда, решения государственных: органов оставили нам в наследство мину со взвезенным взрывателем.
И она взорвалась. Взорвалась тогда, когда союзное руководство в борьбе против нового демократического руководства России, с Борисом Ельциным, стало разыгрывать карту автономий и попыталось выровнять их статус с союзными республиками.
И что в результате получилось? Кто от этой борьбе выиграл? Не союзное и не российское руководство, не демократы и не партократы, и уж тем паче не народ. В Чечне постепенно возникло то, что сейчас называют режимом Дудаева, и что на самом деле представляет собой криминальную "свободную экономическую зону".
Сергей Шахрай,
вице-премьер правительства РФ
27 сентября 1994
Э. Паин, А. Попов. "ДА ЗДРАВСТВУЕТ РЕВОЛЮЦИЯ!"
Известия, 07.02.95
"История "независимой Чечни", завершающаяся сегодня трагедией, начиналась как фарс. Летом 1991 года мир узнал о том, что некая не вполне определенная часть Чечено-Ингушетии выходит из состава РСФСР и СССР и объявляет себя независимым государством под названием Чеченская республика. Так решил Общенациональный съезд (позже переименованный в конгресс) чеченского народа (ОКЧН), установивший, что высшим органом власти в этом не имеющем границ государстве является Исполнительный комитет ОКЧН во главе с его председателем. генералом в отставке Джохаром Дудаевым.
В начале сентября 1991 года вооруженные национальные гвардейцы Дудаева силой захватили здание Совмина, радио- и телецентра, а затем, 6 сентября, ворвались в помещение, где шло заседание ВС, и, как и положено революционерам, взяли его штурмом.
15 сентября 1991 года были собраны еще не разбежавшиеся от торжества Вайнахской демократии депутаты Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики и им предложили самораспуститься, что они и сделали. Одновременно был образован Временный Высший Совет, который должен был провести выборы в ВС Чечни 18 ноября 1991 года.
В тот период политическая обстановка в Чечено-Ингушской республике (ЧИР) была сложной и напряженной. Избранные раннее конституционным путем органы власти и управления, практически отстранены от исполнения на них обязанностей, а их функции взял на себя Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН). Под контролем ОКЧН находятся средства массовой информации и другие жизненно важные объекты.
С 5.10.91 года приостанавливается деятельность КГБ ЧИР, парализована деятельность МВД. Временный Верховный Совет республики ушел в подполье. Исполнительный комитет ОКЧН, взяв на себя функции управления республикой издает нормативные акты, которые по их мнению направлены на построение суверенного государства - Первого на Северном Кавказе. Реакция на построение государственности, особенно методы ее достижения, получают не однозначную оценку среди различный слоев населения, в результате чего идет противоборство между ОКЧН и другими организационными структурами. Реальной же властью и силой обладает только ИК ОКЧН. Любые попытки со стороны Российского руководства, направленные на стабилизацию обстановки в республике, рассматриваются ОКЧН как подрыв демократических процессов в ЧИР, продолжением геноцида против чеченского народа, а принимаемые центром решения в отношении республики, объявляются ущемлением декларации о суверенитете, считаются незаконными, противоправными и не имеющими юридической силы.
Правовая оценка сложившейся ситуации в Чеченской республике определяется положениями Конституции Российской Федерации, в частности:
- Статья 4 Конституции Российской Федерации устанавливает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
- Часть 1 статьи 65 устанавливает, что в составе Российской Федерации как ее субъект находится Чеченская республика. Субъект Российской Федерации не может обладать государственным суверенитетом, что вытекает непосредственно из Конституции РФ. Провозглашение такого суверенитета является незаконным.
- В статье 15 определяется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. В этом смысле действия органов власти Чеченской республики по созданию собственных воинских формирований, провозглашению ими государственного суверенитета республики, разжигание вооруженных конфликтов, несоблюдение прав и свобод граждан, неприятие мер по защите их жизни на своей территории являются незаконными.
- В части 4 статьи 3 Конституции Российской Федерации устанавливается, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Руководство Чеченской республики по существу присвоило отдельные из полномочий, которые отнесены Конституцией РФ (статья 71) к ведения Российской Федерации и тем самым поставило себя вне рамок закона.
Таким образом, в Чеченской Республике был совершен государственный переворот. Был распущен, а фактически разогнан ее Верховный Совет. и в нарушение целевого ряда статей Конституции РСФСР 27 октября 1991 года были проведены незаконные выборы президента Чеченской Республики и депутатов Верховного Совета Чеченской Республики.
Несмотря на то, что 2 ноября 1991 года постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР эти выборы были признаны незаконными, а принятые вышеназванными органами власти акты - не подлежащими исполнению, для восстановления законности и правопорядка Федеральными органами власти не были применены никакие силовые меры. Президент и Правительство Российской Федерации проявляли максимум терпимости и искали пути для политического разрешения возникшего конституционного кризиса. Свидетельством чему служит обращение Президента Российской Федерации Б. Ельцина от 19 октября 1991 года к лидерам Исполкома Общенационального конгресса чеченского народа.
******
Из официального документа:
31 марта 1992 года руководство Чеченской Республики отказалось участвовать в подписании Федеративного Договора, и тем самым попыталось поставить под сомнение сам факт нахождения Чеченской Республики в составе Российской Федерации.
В январе 1993 года парламентско-правительственная делегация России во главе с Р. Абдулатиповым и С. Шахраем подписала с делегацией Верховного Совета Чеченской Республики "Протокол о разграничении полномочий" между государственными органами Российской Федерации и Чеченской Республики, призванный стать основой соответствующего договора Однако указанный документ был дезавуирован Д. Дудаевым.
Назначенный с учетом действующего в Российской Федерации законодательства на 5 июня 1993 года республиканский референдум, который должен был установить результаты голосования о статусе Чеченской Республики в составе Российской Федерации, режимом Дудаева был сорван; митинг оппозиции был разогнан с применением военной силы и жертвами среди мирных граждан.
Таким образом, был попран один из основополагающих принципов -принцип народовластия, и нарушены статьи 33, 45, 49 Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.
17 июня 1993 года Совет Национальностей ВС РФ принял Заявление, в котором призвал федеральные органы власти "незамедлительно предпринять необходимые шаги по нормализации положения в Чеченской Республике ...защите прав и свобод личности".
В январе 1994 года в "Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию" было подчеркнуто, что основой для урегулирования отношений между федеральной властью и Чеченской Республикой "могут стать проведение в Чечне свободных демократических выборов и переговоры по разграничению полномочий с федеральной властью".
25 марта 1994 года Государственная Дума Российской Федерации своим постановлением рекомендовала Президенту России принять меры по политическому урегулированию конфликта и поручить Правительству Российской Федерации провести консультации с представителями органов власти а также всех политических движений Чеченской Республики и "на основе консультаций подготовить проект Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти Чеченской Республики". Кроме того было признано считать "необходимой основой подписания указанного проекта Договора проведение свободных выборов в высшие органы власти Чеченской Республики и выборов депутатов" в Федеральное Собрание Российской Федерации на территории Чеченской Республики".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22