Рефераты. Российская молодежная политическая культура. Тенденции






Можно сделать вывод что, состояния политической культуры молодежи, так же как и общества в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия пока не носят характер острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности.

Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы. Она индивидуалистична и прагматична.

 Отношение же к современной власти носит характер достаточно нейтральный , и не связывается никаких ожиданий на позитивные перемены. Таким образом, молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций.Это прежде всего проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политической жизни России. В какой то степени , апатия молодежи обусловлена прежде всего тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по ней, и тем, что в стране на протяжении последних лет отсутствует какая-либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы  ,с тем, что она, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившимся укладе жизни, а с другой, не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и формы самоутверждения и личной самореализации. В результате, тотальное отчуждение молодежи от власти, способное в любой момент перерасти в активное ее неприятие.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3 Образование –основной фактор политической социализации молодежи

              Системе  образования принадлежит наиболее ответственная роль в осуществлении политической социализации молодежи . Эту мысль подчеркивали и французские  исследователи М. Доган и Д. Пеласси в своей книге "Сравнительная  политическая социология". Учебные заведения, по их мнению, определяют во многом политические, экономические и даже нравственные   возможности государств.[51]

                 Уровень образования, пожалуй, один самых могучих базовых объективных факторов, который влияет на электоральные ориентации.

            Это подтверждается данными многочисленных исследований за рубежом и

            в нашей стране.

В России сегодня, по свидетельству журнала "Полис", в университеты и вузы   приходят выпускники средних учебных заведений, не обладающие даже       минимальными представлениями о гражданственности и правах человека. Но и   заканчивая вузы, они остаются столь же неграмотными.

Поколение, заканчивающее сегодня вузы и  университеты, через 10-15 лет сменит правящую элиту в сфере политики,  экономики, администрации и управления, социальной сфере. Какие  политические знания получит это поколение и какие усвоит ценности, такой и  будет политическая культура российского общества через эти 10-15 лет.

Сфера образования  способна сфокусировать ментальную энергию общества на решение тех или иных социальных задач [52]. Но эта энергия ментального характера способна либо усугубить процесс уже достаточно очевидной нравственной деградации современного российского социума, сделать его практически необратимым, либо, напротив, переломить деструктивные тенденции, преодолеть все более углубляющийся всесторонний раскол общества, внести долгожданную гармонию во взаимодействие разнонаправленных "векторов" мотивов, интересов, приоритетов и ценностей в поведении как индивидов, так и общественных групп разного уровня и масштаба.

Важно осознать, что сфера образования, школа находятся не только в социально-экономической и социокультурной среде, как принято считать [53]. Они находятся и в среде политической, в том динамичном идеологическом и политическом пространстве, которое, вне всякого сомнения, оказывает огромное влияние на школу, предопределяя прежде всего ее общие целевые установки и критерии. Возникает вопрос: может ли человек, выросший и воспитанный в тоталитарном обществе, внезапно обрести независимость суждений, инициативу, умение отстаивать свою точку зрения и терпеть инакомыслие, на деле руководствоваться демократическими ценностями? Вероятно, должно пройти определенное (причем довольно длительное) время, пока человек из «подданного» превратится в «гражданина». Значит, необходимо настраиваться на кропотливую и длительную работу по воспитанию гражданственности.

В этом смысле известный, но уже изрядно подзабытый тезис о том, что "школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие", сам по себе, несомненно, верен. Конечно, речь идет не о том, чтобы вновь вернуться к насаждению в школах и других учебных заведениях партийных организаций, к вовлечению учителей и тем более учащихся в политическую борьбу и политические интриги. Школа, сфера образования в целом являются важнейшим прогностически сориентированным социальным институтом общества, направление развития которого не может быть стихийным [54]. Весь вопрос только в том, кто, как и в каком направлении идеологически и политически ориентирует школу, насколько она способна разглядеть во множестве разновекторных ориентаций те, которые действительно следует принять и поддержать, и те, которые необходимо решительно отвергнуть.

На протяжении долгих десятилетий через насквозь идеологизированные и политизированные образовательные ведомства и конформистские научные структуры всегда удавалось насиловать школу, заставляя ее служить тем, кто ее, грубо говоря, кормит. Для самостоятельной избирательности и оценки политических приоритетов советской школе, сфере образования в целом никогда не хватало реальных возможностей, не хватало гражданской ответственности и мужества.

К концу ХХ века ситуация стала принципиально иной. Политическое многоцветье можно было бы только приветствовать, имей мы дело с устойчивыми демократическими институтами власти, осуществляющими, независимо от персональных носителей этой власти, естественную фильтрацию политических идей и отбрасывающими те из них, которые не соответствуют ценностям большинства народа. Но в условиях пока еще не состоявшейся в России демократии, когда уже действуют формальные механизмы демократических процедур, но еще нет ясности в объективных критериях оценки содержательных параметров конкурирующих стратегических приоритетов, реальное влияние на общественное сознание оказывается во многом стихийным и определяется зачастую лишь эффектной, популистской риторикой, броской и навязчивой формой их представления.

Только в свободном, демократическом, гражданском обществе, где административное влияние государства на школу сведено к минимуму, можно рассчитывать на реальный самостоятельный статус школы, способной противостоять насилию и руководствоваться при этом не политическими ценностями государства, отдельных политических партий и их лидеров, а абсолютными гуманистическими, нравственными приоритетами жизни, разума, добра, вечности . Вопрос же об источнике этих ценностей в конечном счете - дело совести каждого свободного человека, независимо от того, придерживается ли он определенной религиозной доктрины или предпочитает считать эти абсолютные ценности коллективной мудростью человечества, концентрированным выражением многовекового нравственного опыта его развития. В идеале, конечно, следовало бы стремиться к совпадению официальных, неизбежно политизированных и идеологизированных общественных и образовательных доктрин с этими нравственными абсолютными ценностями. Но до их полного совпадения пока еще так далеко. Более того, как это ни парадоксально, но именно от школы, от ее усилий во многом зависит, когда такое поистине спасительное совпадение сможет состояться, когда государство, социум в целом, воспитанные школой, признают верховенство абсолютных нравственных ценностей перед ценностями рукотворными, относительными, искусственными, преходящими. Студенты в сегодняшней ситуации  сами как никто иной заинтересованы в том, чтобы она функционировала как можно лучше и давала бы им качественные знания и умения.

          Теперь же, в новых условиях жизни, когда по крайней мере одной из важнейших проблемой молодежи является поиск перспектив в будущем, и в первую очередь – престижной и высокооплачиваемой работы в будущем, после окончания учебы [55]. Школа уже сейчас должна хотя бы стремиться к идеологической и политической избирательности и разборчивости, и в тех случаях, когда рассогласование нравственных идеалов с конъюнктурными политическими доктринами становится вполне очевидным, решительно брать сторону ценностей гуманистических, соответствующих природосообразным правам и свободам человека и гражданина, проявляя при этом, если понадобится, необходимые "бойцовские" качества.

          Сегодня российская система образования переживает кризис, который является     отражением системного кризиса общества, возникшего с распадом прежнего  режима, и сопровождается разрушением традиционных ценностей и деструкцией   личности. Кризис в полной мере захватил и политическое образование. Однако    это вовсе не означает, что сделать ничего нельзя, и, поэтому, все усилия    бессмысленны. Более того, образование - именно та сфера   переходного общества, воздействие на которую наиболее продуктивно для  того, чтобы вывести его из кризиса. Интеллектуальные и материальные   инвестиции в образование в этом аспекте более выгодны, чем в  любые другие сферы.

         Когда в обществе не сложился консенсус относительно направления и целей его развития, попытки навязать учащимся    ценности демократии, как им в свое время навязывались догматы  марксизма-ленинизма, может дать обратные результаты, даже если они   совершаются с благими намерениями.       Но и деидеологизация мира политики невозможна в принципе, ибо       ответственное политическое участие в любой форме предполагает обладание       определенным ценностным видением мира.

        Для переходного общества проблема формирования гражданственной политической культуры в образовательном  процессе состоит прежде всего в демифологизации обыденного, унаследованного от тоталитарной социализации представления о мире политики   через адекватное концептуальное и фактологическое знание, которое способно сделать политический процесс более прозрачным для понимания. Степень ее  решения определяется тем, насколько абстракты теоретико-концептуальные построения политологии удается раскрыть в конкретном контексте национальной политической традиции России, ее культурно-исторического   опыта и современной реальности, т.е. от решения проблемы концептуальной    эквивалентности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.