Рефераты. Роль церкви в политической жизни западных государств






Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская церковь, главой которой выступает монарх.

Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:

1) В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее

2) Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство за свой счет содержит капелланов в армии и в тюрьмах.

3) Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения.

4) В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в  государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов.  В некоторых странах Запада все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.)

5) В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

6) Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных  и средних государственных школах.

Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь в Англии. В Финляндии лютеранская церковь наделена особым статусом. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Например, английская королева официально является главой англиканской Церкви, но должность ее скорее номинальная, на самом деле англиканской Церковью управляет религиозная иерархия. Тем не менее, для принятия определенных решений, качающихся внутренней организации Церкви, требуется голосование в парламенте. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме,  все же ставит Церковь в большую зависимость от государства

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, правительственным меморандумом 1918 года на территории британских колоний допускалась деятельность миссионерских организаций католической церкви, обладающих статусом «признанных обществ», то есть обществ, чья деятельность удостоверялась Вестминстерским архиепископом.

В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 году правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной   Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:

1) Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку.

2) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями.

3) Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки.

4) Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций.

5) Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.

Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства, но религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.

В 1976 году отделение церкви от государства произошло в Испании, а в 1984 даже в Италии, несмотря на исторически теснейшую связь итальянского государства с центром католической церкви (Ватикан).

Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 году отделение церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 года), тем не менее использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, а также регулировала посредством законов некоторые элементы внутрицерковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций).

Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.

Заключение


Влияние религии на жизнь государства и на государство в целом имело как созидательные, так и разрушительные последствия. Истории западных стран известны различные варианты взаимодействия государства и религии: от узурпации государства религией до узурпации религии государством. Эти две крайности не являются ни демократичными, ни созидательными, то есть не обладают ценностями западных политических систем. На мой взгляд, в современном отношении стран Европы и религии складывается единственно правильная связь, при которой ни религия, ни государство не используют друг друга, что не нарушает права конфессий и граждан. Такие отношения между государством и религией основаны на политике невмешательства религии в государственные дела и нейтралитете по отношению к какой либо политической власти, в том числе и к правящей, хотя при этом религия не теряет своей социальной роли. Этот подход характерен для всех государств с сильной светской властью, каковыми являются государства Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.


1. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие- М.: Цифра, 2004

2. Нурулаев А. А. О соотношении религии и политики

3. Козловски П. Общество и государство. Неизбежный дуализм- М.: Республика, 1998

4. Сухов А.Д. Религия в истории общества- М.: Наука, 1979

5. Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества.- М: Полит. издательство, 1974

6.  Зорькин В.Д.“Политическое и правовое учение Томаса Гоббса” “Советское государство и право”, 1989 г., №6.

7. Миронов А., Бабинов Ю. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения. – Социально-гуманитарные знания. 1999, № 3



[1]  М Мчедлов «Политика и религия» Журнал «Обозреватель» №1

[2] М Мчедлов «Политика и религия» Журнал «Обозреватель» №1

[3] А.А. НУРУЛЛАЕВ О СООТНОШЕНИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ

[4] А.А. НУРУЛЛАЕВ О СООТНОШЕНИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ


             [5]  Клочков В.В. Религия, государство и право- М.: Мысль, 1978

[6] Зорькин В.Д. “Политическое и правовое учение Томаса Гоббса”

“Советское государство и право”, 1989 г., №6.


[7] Зорькин В.Д. “Политическое и правовое учение Томаса Гоббса”

“Советское государство и право”, 1989 г., №6.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.