Рефераты. Роль церкви в политической жизни западных государств






Проблема косвенной власти. Идеи западных философов относительно государства и религии.

Разделение влияния над людьми есть явление перманентное, следовательно, это та область отношений между государством и церковью, в которой они постоянно участвуют в деятельности друг друга, изменяя баланс влияния.

История показывает, что тот, кто имеет власть над умами людей  (а с точки зрения религии - над душами), тот имеет реальную политическую власть, независимо от того, в какую форму она обличена и каким образом ее делят государство и церковь. Поскольку религия занимает большое место в умах людей, то становится понятно, почему государство нуждалось в церкви довольно долгое время, то есть, взаимоотношение религии и государства можно рассмотреть как разделение умов людей между двумя сторонами.  При поддержке государства церковью, оно получало часть влияния церкви, которое необходимо для  правления над народом, кроме того, государство могло придавать своим действиям легитимность, основываясь на идее избранности и божьей воле. Однако, это возможно, только когда действия государства одобряются религией, в противном же случае эта функция направляется против действий государства.

 На примере реформации можно проследить, как власть меняется от верховной власти церкви в светских и духовных делах к политической системе суверенитета. По словам Гоббса, суверенитет – полное отделение государства от церкви.  Идея Гоббса заключается собственно, в суверенитете государства от церкви в невмешательстве церкви в светские дела. Гоббс считал, что государство возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.).

Широкую поддержку противников монархии  получила работа Этьена Ла Боэси «Рассуждение о добровольном рабстве». В этой работе Боэси осуждал монархию как антиобщественную и антигуманную по своей природе. Боэси говорил о рабстве, в которую монархия ввергает людей, и как одно  из средств такого порабощения он видел именно церковь. В частности, он говорил, что церковь своими ритуалами и показным величием вводит людей в подневольное состояние. Также как одно из средств такого введения в неволю можно рассмотреть страх перед адом, который сулила церковь в случае неповиновения, если учесть суеверность людей тех времен, то это представляется довольно веским аргументом.

Также сильное влияние на общественное сознание Европы оказал Жан Кальвин. Учение Кальвина интересно тем. Что оно развило индивидуализм, до сих пор характерный для общества западных стран. Согласно учению кальвинистов, богословление дается не по правопремности, как принято в католической церкви, а в зависимости от индивидуальной успешности и заслуг. С точки зрения формирования политики это учение интересно тем, что во-первых ослабляет авторитет церкви как посредника, во вторых развивает самосознание человека как индивида, при котором он совершает характерные для данного мышления политические действия.

 Общественное движение против феодальных отношений было невозможно без того, чтобы сорвать с них «ореол святости».[5] Оно целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт.[6] С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий.[7]

Именно этот случай присутствует в современных политических системах западных стран. В современных странах запада не религия влияет на политику государства, но политика влияет на религию,  в качестве примера непосредственного влияния может подойти любое политическое действие государства, так или иначе затрагивающее религиозные интересы. Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях по распространению некоторых идей, или дискредитированию отдельных религиозных образований или вполне конкретных людей. Как правило, взаимодействовать с религией стараются силы, стоящие у власти. Воздействие на религию может оказываться через материальную поддержку, апелляцией к общим интересам и давлением со стороны властей. Эти методы используются широко, несмотря на то, что они усугубляют межнациональную и межконфессиональную напряженность.

В данный момент мы можем заметить, что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства.    По моему мнению, такое положение есть результат более глубокого развития идей реформации.






Церковь в политической жизни общества.

Воздействие церкви на общество напрямую влияет на политику, так как индивид принимает какое либо решение, в том числе политическое, руководствуясь своими соображениями и идеалами. В случае, когда человек относит себя к религиозной конфессии, позиция церкви влияет на решение человека. Порицанием или одобрением действий государства, религия формирует общественное мнение и влияет на законодательную власть.

Также церковь объединяет социальные интересы. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями. У верующих людей есть характерная черта в отношении любого государства. Они во многом недолюбливают государство, поскольку ни одно государство не соответствует идеалу политического и социального устройства, представленному в основополагающих книгах или проповедях любой конфессии. Верующие постоянно тяготеют к созданию параллельного социума, в котором, порой в сектантской атмосфере, они могут попытаться реализовать все свои утопические социально-политические мечты. Вместе с тем возможны религиозно-государственные мифы, которые верующими будут поддерживаться или просто вызывать одобрение в их среде. Характерным примером является распространенный в православной среде миф о прекрасной православной Византии - идеальном государстве, в котором существовала полная симфония отношений между государством и Церковью. Мифом, относящимся к западным государствам являются мифы, распространенные в протестантской среде, в большей степени ориентированы на ценности демократического общества и на развитие человеческой индивидуальности.

Говоря о роли церкви в политической жизни общества, следует выделить два основных процесса. Первый, это сакрализация, процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу» или непосредственно подчинялось сакральной сфере

Второй, обратный первому, это секуляризация, процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Процесс секуляризации выражается  в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.  Последнее можно оценить как социальную эволюцию и видоизменение функций религии в ходе социальных перемен. Данный процесс вовсе не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на политическую жизнь государства, экономику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой. По мнению Ива Алмана, доктора политических наук в обстоятельствах современного мира именно секулярное государство создает предпосылки для разграничения сферы духовной от политической, избавляет церковь от соблазна прибегать в делах веры  к принудительным средствам и гарантирует религиозный плюрализм. В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. При этом церковь не теряет своей роли в обществе, как и не теряются взаимоотношения между государством и церковью. Скорее это можно охарактеризовать как отношения особого рода, при которых государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Во многих случаях государство и церковь выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и т.д.

Конституция 1949 года предусматривает возможность обращения церкви в суд, когда спорные вопросы между ней и государственными структурами не могут быть решены другим путем.


Взаимовлияние современных западных государств и церкви.

История западных государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

В Европе существуют два основных вида взаимоотношений государств и церкви.

 1). Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

2). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.