Рефераты. Религия и национальная безопасность Казахстана






Новые "нетрадиционные культы" представляют специфический тип религиозной организации. Как пишут некоторые авторы: "В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций нередко иерархическая, с жёстким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям, в них сильно развито "мы - чувство". Внутренняя жизнь регламентируется уставами и правилами, предусматривающими процедуру вступления и обязательств перед общинами. В тоже время есть новые религиозные образования, в которых отсутствуют институциональные структур, а внутреннее строение характеризуется аморфностью и в основном сводится к усвоению религиознофилософских трактатов"[28] .

В этих условиях большинство возникающих в Казахстане новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира. В них можно найти обещание не только приобщить население Казахстана к истиной вере, но и способствовать материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Многие обращаются к нетрадирционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабильность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемая в ряде неорелигий гуманное отношение друг к другу, человечеству, природе. Появлению и закреплению позиций новых религиозных течений благоприятствовало оформление новой модели церковно–государственных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа.

В последние время особую опасность представляет активизирующаяся на территории Казахстана деятельность движения "ваххабизм", использующий экстремизм и террор в своей деятельности. Так на наш взгляд некоторые авторы явно недооценивают угрозы безопасности исламского фундаментализма в центрально - азиатском регионе. Так, например Абенов Е. М. и Арынов Е. М. пишут: "Активность фундаменталистски настроенных мусульман и их руководителей в Центральной Азии не представляет серьёзной угрозы для существующих светских государств. Даже если допустить возможность достижения исламским фактором значительного политического влияния, то нет никаких оснований считать, что это может привести к возникновению на теократического правления, ибо в Центральной Азии, и особенно в Казахстане, исторически широко распространено лишь одно из течений традиционного ислама – суфизм, который не имеет ничего общего с исламским фундаментализмом, более того, осуждающий всякий религиозный экстремизм. Ислам в Центральной Азии в целом, в Казахстане, в частности, синтезированая форма ислама и местных религиозных субстанций".

И всё–таки приходится констатировать некоторые успехи нетрадиционных конфессий в Казахстане. Во взрывооапасной атмосфере растущих этнополитических конфликтов он часто преобретает характер религиозного экстремизма, грозящего целостности и единству многоконфессионального и многонационального региона. Осмысление вопросов нетрадиционных конфессий черезвычайно важно для определения дальнейшей политики властных органов Республики Казахстан с целью избежания повторения допущенных ошибок, учёта этнических и социокультурных характеристик народов и использования в интересах укрепления казахстанского государства. Надо активно работать над тем, чтобы оградить страну от натиска фундаменталистских, экстремистских, сектантских, сатанистских и прочих тенденций, которые разрушают наши национальные ценности, посягают на наши религии.

Для этого необходимо не допустить, чтоб определённые державы использовали религию в политических и экономических целях. А это требует не только принятия мер военного характера, но и развития самой политики борьбы с нетрадиционными религиозными течениями, а именно:

-        Государственная политика Казахстана в отношении религии должна быть построена на известном каноне: не игнорирование и не поощрение религии, а жёсткое отношение к ней в рамках закона и Конституции.

-        В нынешних условиях отношениях к религии необходимо усилить меры по развитию светскости государства.

-        Необходимо раскрывать и публично разоблачать в СМИ деятельность определённых зарубежных центров по использованию религии в корыстных целях.

2.3 Правовое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму в Казахстане


В последнее время в Казахстане наблюдается активность властей, направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму. В частности, на текущий момент времени государством осуществлены следующие действия в этом направлении [25]:

18 февраля 2005 г.– вступление в силу закона "О противодействии экстремизму". Данный закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму.

23 февраля 2005 г. – вступление в силу закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму". В соответствии с этим законом были внесены поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", "Об общественных объединениях", "О политических партиях".

12 мая 2005 г. – одобрение Мажилисом Парламента проекта закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности". Данный законопроект, внесенный в Парламент правительством 24 февраля этого года, предусматривает внесение поправок в 11 законодательных актов страны, включая Уголовный кодекс, законы "О средствах массовой информации", "О некоммерческих организациях", "Об оперативно-розыскной деятельности" и т.д.;

24 мая 2005 г – начало рассмотрения рабочей группой Мажилиса Парламента РК законопроектов "О деятельности филиалов и представительств (обособленных подразделений) международных или иностранных некоммерческих организаций на территории Республики Казахстан" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам некоммерческих организаций". Данные законопроекты были внесены группой депутатов Мажилиса 20 апреля этого года.

8 июля 2005 г. – Президентом Республики Казахстан подписан Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности. В данном законе особое внимание уделено ответственности за деятельность общественных или религиозных организаций запрещённых судом в связи с осуществлением экстремизма. Также данный закон определяет ответственность за распространение продукции средств массовой информации, содержащей пропаганду или агитацию за насильственное свержение конституционного строя, разжигание религиозной розни и т.д. Ужесточены условия осуществления в нашей стране миссионерской деятельности, необходимость учётной регистрации миссионера и усложнение данной процедуры вызвано наплывом в Казахстан религиозных миссий разного толка.

Очевидно, что за последний год наблюдается заметный рост уровня проявлений данных угроз безопасности, причем не только для Казахстана, но и всей Центральной Азии.

В частности, беспрецедентным для Казахстана событием стала ликвидация в ноябре 2004 года органами национальной безопасности группы, входящей в состав международных террористических организаций "Аль-Каида" и "Жамаат моджахедов Центральной Азии". В ходе операции, проведенной в разных регионов страны, было арестовано 13 человек, являющихся гражданами Казахстана и Узбекистана. У них были изъяты литература, видео- и аудиокассеты, содержащие призывы к террору, фальшивые паспорта, компоненты взрывных устройств и боеприпасы. Следствием было выявлено, что эта группа действует на территории Казахстана с 2002 года и ее отдельные члены участвовали в осуществлении терактов в марте-апреле и июле 2004 года в Узбекистане.[25]

Анализ информационных сообщений и материалов КНБ позволяет сделать представление о том, в каком качестве Казахстан представляет интерес для потенциальных экстремистов. Условно эти качества можно определить следующим образом:

1. "Тыловой плацдарм". В данном случае Казахстан рассматривается экстремистами не как объект для совершения возможных терактов, а как своего рода база для осуществления конспиративной работы по подготовке подрывных действий в отношении соседних с республикой государств.

2. "Убежище". Казахстан также представляет собой относительно удобное государство, где можно укрыться от правоохранительных органов тех или иных стран, в которых соответствующими лицами были совершены преступления экстремистского характера. В частности, только в течение 2001-2004 гг. органами КНБ были задержаны и выданы правоохранительным органам тех или иных стран, где, кстати, имеют место заметные проявления экстремизма, подозреваемые в преступлениях экстремистского характера следующие лица: Зиявудин Зиявутдинов, Магомед Гасанов (Россия), Алихон Маллаев, Адилхан Муминов (Узбекистан). Следствие выявило, что они без особых проблем смогли въехать и поселиться в Казахстане, где они прожили продолжительное время.

3. "Транзитная зона". Относительная открытость государственной границы Казахстана и мягкость визового режима позволяет гражданам тех или иных государств часто беспрепятственно въезжать, в том числе нелегально, на территорию Казахстана с целью дальнейшего следования в различные "горячие точки" других государств для принятия участия в боевых действиях на стороне экстремистских группировок.

4. "Источник ресурсов для экстремистской деятельности". В данном случае имеется в виду то, что потенциальные экстремисты используют Казахстан для пополнения своих кадровых, материальных, оружейных и иных ресурсов, необходимых им для осуществления своей соответствующей деятельности. Сюда, прежде всего, входит вербовка ими своих потенциальных сторонников из числа казахстанских граждан, а также проживающих в республике граждан других государств. В частности, руководителями ликвидированной в ноябре 2004 года органами КНБ, о чем уже отмечалось выше, экстремистской группировки были завербованы около 50 узбекистанских и до 20 казахстанских граждан. Также удалось выяснить, что члены этой группы совершили 2 разбойных нападения на квартиры в Шымкенте в целях добывания финансовых средств для своей деятельности.

5. "Полигон для распространения проэкстремистских идей". В этом плане территорию Казахстана используют в своих целях прибывающие из зарубежных стран миссионеры различных религиозных организаций радикального толка, распространяющие свои идеи среди местного населения. Особенно это касается мусульманских проповедников из стран Среднего и Ближнего Востока. В частности, в июне 2003 по решению суда Караганды за пределы Казахстана были выдворены граждане Киргизии А. Багышев, З. Атакеев и Ш. Алимжанов, которые занимались незаконным проповедованием учения религиозной организации "Таблиги Джамаат" в мечетях некоторых городов Карагандинской области. Более же частыми в последнее время стали случаи распространения в разных регионах республики листовок и литературы нелегально действующей исламской организации "Хизб ут-Тахрир".[25]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.