Рефераты. Религия и национальная безопасность Казахстана






Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что общество в массе своей не приемлет и отвергает идеи "Хизб-ут-Тахрира". Тому подтверждением служат участившиеся факты, когда граждане приносят в правоохранительные органы листовки и брошюры, отказываются брать в руки такую литературу у распространителей. Случается, рвут ее на глазах у самих хизбутовцев во время раздачи на улицах городов, да и сами члены партии, что тоже не редкость, разочаровавшись в бредовых постулатах партии, добровольно сдают литературу в полицию и спецслужбам.[24]

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. На современном этапе в Казахстане общее число религиозных объединений увеличилось более чем в четыре раза. В Казахстане действуют свыше трех тысяч религиозных объединений, представляющих более сорока конфессий.

2. Кроме традиционных конфессий в нашей стране появилось достаточно большое количество малочисленных, ранее неизвестных казахстанскому населению вероисповеданий. Данный факт не может не настораживать, т.к. религиозные авантюристы используют религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей. Одной из таких группировок является партия "Хизб-ут-Тахрира", чьи действия согласно Закону Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" признаны экстремистскими, а деятельность самой партии запрещена в Казахстане.

3. Как показывают результаты социологических опросов, абсолютное большинство населения отрицательно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, однозначно сделав выбор в пользу демократии и светского государства. Помимо этого, хотелось бы подчеркнуть, что все государства, в одинаковой степени осознавая степень угрозы всему цивилизованному миру, исходящей от религиозного экстремизма и терроризма, едины в своем стремлении совместными усилиями нейтрализовать эту опасность. Это должно стать решающим фактором в ликвидации общемировой угрозы, в укреплении стабильности и согласия в нашем обществе.


2. Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов


2.1 Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений


Безопасность страны можно считать гарантированной, если она обеспечена как "снаружи", так и "изнутри". В этом параграфе исследуется вопрос политики социальной безопасности, демографического развития, межнациональных и межконфессиональных отношений.

По мнению Б. С. Жусипова "к числу неблагоприятных факторов, усиливающих возможность социальных потрясений, относятся этнический, религиозный состав населения, уровень культуры и образования, индекс здоровья, степень криминальности и другие факторы. К интеллектуальному и духовному обнищанию нации добавилась и физическая деградация людей из за ухудшения их здоровья по неблагоприятной социальной и экологической обстановке, развала системы здравоохранения и физической культуры и т д" [12]

Для Казахстана, как и для многих государств, социальная безопасность приобретает не менее важное значение чем военная. Президент Назарбаев высказался по этому поводу совершенно определённо: "спад промышленного производства, безработица и обнищание миллионов людей в постсоветских государствах могут привести к тому, что социально – политический распад станет неуправляемым. В этом случае разрозненные фрагменты мозаики вооружённых конфликтов могут составить одно целое, одну огромную дугу нестабильности, …и в самом Казахстане, и в особенности за её пределами есть реальные силы, заинтересованные в том, чтоб любую случайную искру, вспыхнувшую на межнациональной почве, разжечь кровавый костёр братоубийственной войны ". [13]

Обеспечение гарантий национальной безопасности изнутри страны связано с политической легитимизацией государственной власти, обеспечения народного доверия к проводимым в стране реформам. На наш взгляд никакая внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока в внутри страны продолжается действие деструктивных криминалиских тенденций.

Прав К. С. Гаджиев когда он утверждает, "…что причиной решающих столкновений станут различи в уровне социально экономического развития" [14] Пока разрыв между богатством и бедностью углубляется, то чрезвычайно опасно, так как делает реальной угрозу гражданской войны. По утверждению Б. С. Жусипова "В прежнем тоталитарном режиме гипертрафированное внимание уделялось военным сферам производства, армии и вооружениям в ущерб гражданскому производству, в ущерб социальным, культурным и иным программам развития страны" [15]. Таким образом охранительная концепция которая существовала на территории бывшего СССР не только опасна с точки зрения баланса сил – она контрпродуктивна, ориентирована, на закрытость общества и, в следствие этого консервирует его отсталость. Трудности, оставленные в наследство, а также недостатки субъективного и объективного характера ещё продолжают сказываться на политике социальной безопасности Республики Казахстан.

В законе "О национальной безопасности Республики Казахстан" одним из важнейших принципов считается "взаимная ответственность личности, общества и государства" (статья 3, пункт 5). В этом Законе (в статье 16 пункт 1) "Республика Казахстан в соответствии с национальным законодательством и международными договорами обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина на своей территории. Гражданам Казахстана, находящихся за пределами Республики Казахстан, государством гарантируется защита и покровительство ".[16]

Главная цель в социальной сфере – выработка и реализация политики комплексного подхода к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем. В экономической сфере как отметил президент Назарбаев, "предпринимательство это та сфера деятельности, от которой зависит успех реформ во многих направлениях. Предприниматели сегодня представляют самую передовую часть нашего общества и независимо от масштабов капитала и сферы применения своих сил являются результатом проводимой политики, и главной движущей силой прогресса нашего общества, залогом успеха проводимых в нашей стране преобразований".[17]

В нашей научной литературе разработаны индексы интегральных показатели социальной напряжённости в обществе, которые "характеризуются шестью существенно отличающимися друг от друга уровнями, вплоть до социального взрыва" [18].

Первый – благоприятное состояние. В идеале это достаточное количество продуктов питания, активно решающиеся социальные вопросы, уверенность людей в завтрашнем дне, стабильно функционирующие государственные структуры.

Второй – удовлетворительное состояние – характеризуется единичными кратковременными явлениями, связанными с ухудшением положения в одной из областей общественной жизни, и проходящими, когда кризис разрешён или конфликт исчерпан. Всё это происходит на фоне пока ещё скрытого от внешних наблюдателей нарастания общего не довольства. Это неорганизованная форма выражения неудорвлетворённости, обеспокоенности в связи с множащимися нарушениями привычного хода вещей.

Третий - напряжённое состояние – возникает, когда кризисные явления ещё не проявляются в предельно обнажённом виде, когда её отсутствует отчётливо осознаваемое противостояние. Она возникает, как правило, когда большинство жителей региона вначале ощущает, а потом осознаёт, что удовлетворение их социальных, экономических, политических, национальных, культурных, религиозных и жизненно важных потребностей, интересов и прав находятся под угрозой. Для этой стадии характерно возникновение очагов резкого роста напряжённости в отдельных регионах.

В четвёртых – кризисная – это кризис отдельных уровней и звеньев управления. Напряжённость проявляется не только в общественных настроениях, но и в массовых действиях: в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания "с запасом", вынужденной и добровольной миграцией больших масс в другие регионы, активизацией деятельности общественно- политических движений различных направлений, стихийных и организованных демонстрациях, митингах, забастовках и иных формах гражданского неповиновения.

Пятый – критическая – это кризис социально–политической системы как целого. Неудовлетворённость материальным положением и экономической ситуацией переносится на отношение к существующим структурам власти, оценку действий руководящихся политических органов. Проявления и последствия режимного кризиса, его развитие совершенно непредсказуемым.

Шестой – катастрофическая – это полное разрушение всех властных структур, свержение силовым путём существующего политического строя, анархия и правой беспредела.

Как видно, каждый из этих уровней принципиально отличны друг от друга и обладают своими характерными признаками. Очевидно, что чем более напряжена обстановка, тем больший дискомфорт ощущает основная масса населения, тем больше у неё проявляется чувство растерянности и подавленности.

В наше время несовершенства законов механизмов их реализации, неверие весьма значительной части народа в возможность перемен, низкой защищённости и бытовой неустойчивости большинства людей, атогрупповая враждебность (агрессия, конфликт, дискриминация и т. п.) просто неизбежно, независимо от того, какие психологические и социальные факторы влияют на этот феномен – внутренние, мотивационные или личностные характеристики индивидов, социальное окружение человека или объективный конфликт интересов, существующей между социальными группами и т. д.

Политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государства.

В процессе исторического развития Казахстан обрёл облик культурно – этнического образования, в котором синтезированы славянские и тюркские, православные и мусульманские начала.

Политика безопасности в контексте определённой мощи государства со временем меняется. При оценке международного могущества факторы технологии, образования, экономического роста становятся более важными, в то время как географическое положение и наличие сырья теряют своё значение. Как отмечает в своей работе Н. А. Назарбаев в своей работе "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства " на планете ещё "…сохраняются серьёзные противоречия экономического, территориального, религиозного, этнического и другого характера которые могут привести к вооружённым конфликтам затрагивающие интересы Казахстана".

Как справедливо утверждает Н. Ж. Байтенова "… сегодня угроза больше исходит изнутри в связи с социально – экономическими кризисами, политической и межэтнической нестабильностью, о чём свидетельствуют последние события как в дальнем зарубежье так и в ближнем зарубежье (Таджикистан, Россия). Поэтому сейчас актуальным становится вопрос сохранения внутреннего мира и межэтнического согласия" [19].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.