Рефераты. Проблемы развития конфликтов между ветвями власти






Конфликтуют с губернатором и главы двух районов области - Котовского и Жириновского. И здесь в основе разногласий - вопросы формирования и распределения регионального бюджета: губернатор полагает, что вклад этих нефтяных районов в бюджет области должен быть большим. База такого рода внутренних конфликтов была заложена, когда областная Дума приняла (несмотря на протест 13 районов) Закон о формировании Фонда поддержки территорий. В этот корпоративный Фонд забираются доходы городов, из него область помогает тем, у кого хуже обстоят дела.

Можно полагать, что эти конфликты порождены прежде всего несовершенством межбюджетных отношений, а также тем, что не работает Закон о финансовых основах местного самоуправления. по мнению экспертов, глубинная причина конфликтов такого типа - в слабости президентской власти и отсутствии стабильного правительства. Некоторые журналисты считают, что конфронтации удалось бы избежать, если бы главы субъектов федерации и администраций областных городов не выбирались, а назначались из Москвы; однако федеральному центру выгодна существующая ситуация - она позволяет проводить политику под лозунгом «разделяй и властвуй».

Эксперты уверены, что в ходе парламентских выборов данный конфликт выльется в политическое противостояние по причине «неоднородного цвета власти» в области, хотя сами по себе действующие партии здесь никакого влияния не имеют. Реальную политику делают корпорации, сформировавшиеся вокруг губернатора и глав администраций городов (в первую очередь Волгограда). СМИ включены в процесс борьбы: их точки зрения зависят от того, кому принадлежит то или иное издание.

Другие внутрирегиональные конфликты

Обозначенные экспертами линии внутрирегиональных конфликтов, в которых хотя бы одна из сторон не является непосредственным элементом властной структуры, можно классифицировать следующим образом:

- власти - промышленные предприятия;

- банки - промышленные предприятия;

- власти - предприниматели;

- власти - СМИ;

- работодатели - наемные работники;

- межнациональные и межконфессинальные конфликты.

Власти - промышленные предприятия. Суть многочисленных конфликтов между предприятиями и властями - налоговые претензии последних. Кроме налогов предприятия обязывают вносить деньги в так называемые «внебюджетные фонды», полностью подконтрольные властям. К настоящему моменту из-за непомерных налогов 400 предприятий ушли из Волгоградской области в оффшорную зону Калмыкии. Журналисты подчеркивают, что предприятия очень редко выступают инициаторами конфликтов с властями, предпочитая обходные пути. Исключение составляют организации «Каустик» (директор Болотин) и «Волгоградмясомолторг» (директор Савинков), выражающие публичное недовольство областной властью. Журналисты интерпретируют это не как несогласие с губернатором по каким-либо серьезным проблемам, а как демонстрацию лояльности к противоположному лагерю - городским властям.

Банки - промышленные предприятия. Один из крупных конфликтов возник между столичными и местными банками, с одной стороны, и волгоградским заводом «Красный октябрь» - с другой. Финансисты хотят завладеть заводом, власти же помогают предприятию выстоять. Ради сохранения предприятия под контролем региона временно помирились даже мэр Волгограда и губернатор области, прежде конфликтовавшие из-за кандидатур на пост директора завода. В итоге солидаризации кандидат от одной стороны стал директором, а от другой - заместителем, и есть надежда на то, что власти не отдадут завод банкам.

Власти - предприниматели. Основная причина частых проявлений противостояния этого типа, по высказываниям экспертов, - экономическая. Предприниматели протестуют против произвола налоговиков, введения новых налогов («невменяемый налог») и кассовых аппаратов. Они периодически выходят в пикеты и на митинги. Эксперты упоминают забастовку частных «извозчиков», а также протестные акции предприятий малого и среднего бизнеса. Власти иногда идут на уступки.

Власти - СМИ. Наиболее распространен тип «диагональных» конфликтов - когда газеты одного лагеря критикуют власти другого лагеря. Такого рода перепалки возникают постоянно, однако резкого противостояния СМИ и властей нет, как нет и цензуры.

Власти пытаются воздействовать на неугодные им СМИ через суд. Журналисты говорили о постоянных судебных исках властей к тем или иным изданиям, в зависимости от того, к какому лагерю принадлежит газета или редакция электронных СМИ.

Работодатели - наемные работники. Журналисты упоминали об акциях протеста бюджетников и работников предприятий. Забастовки проходили на Тракторном заводе, заводах «Красный Октябрь» и «Ахтуба». Во время опроса продолжалась бессрочная забастовка коммунальщиков в Руднянском районе. Причины - различные невыплаты, задержки зарплаты.

ГЛАВА 3. Проблемы разрещения


Наиболее заметное, противостояние - между губернатором и главами администраций Волгограда и некоторых районов Волгоградской области - будет сохраняться еще долгое время, так как отсутствует идеология вертикального подчинения всех структур исполнительной власти. В основе конфликтов этого рода - несовершенство законодательства. Политическое русло, в которое это противостояние может вылиться, явится лишь усиленной формой борьбы оппонентов за свои экономические интересы.

В СМИ эти конфликты освещаются по-разному, в зависимости от принадлежности издания к тому или иному лагерю. Необходимость вмешательства федеральных властей в конфликты между региональными и местными властями и его эффективность вызывают у экспертов сомнения. По мнению некоторых журналистов, федеральные власти заинтересованы в подобных конфликтах, так как внутренняя борьба препятствует образованию сильной оппозиции центру. Эксперты считают, что федеральные власти должны влиять на конфликтные ситуации законными мерами, усиливать эффективность правовых средств.

Конфликты властей с различными хозяйственными субъектами укладываются в общую и актуальную сегодня для России тему: перераспределение собственности на уровне регионов. Власти и коммерческие банки конфликтуют между собой за контроль над производством и финансовыми потоками предприятий. Конфликты такого рода в Волгоградском регионе часто заканчиваются тем, что предприятия «уходят в оффшорную зону» - в Калмыкию, лишая тем самым регион налоговых поступлений.

Конфликты властей Волгоградской области с мелкими и средними предпринимателями отмечены растущей сплоченностью последних. Им удается добиться частичного снижения налогового бремени, используя публичные акции, однако база для противостояния остается, так как отношения местных властей с мелким и средним бизнесом законодательно не урегулированы.

Конфликты властей со средствами массовой информации проходят в Волгоградском регионе по основной линии противостояния: власть региона - местная власть. Поскольку силы двух основных властных субъектов (администраций области и города Волгограда) примерно равны, борьба через прессу идет с переменным успехом и ограничивается легальными формами (судебными процессами против того или иного издания).

Конфликтный потенциал по оси противостояния «работодатели - наемные работники» в Волгоградском регионе в целом идет на убыль. Работники, пережив период протестных выступлений в защиту своих предприятий, устают от безденежья и нервного напряжения и просто увольняются. Акции протеста продолжаются в основном на тех предприятиях, работники которых не могут найти альтернативных источников заработка.

Острых межнациональных и межконфессиональных конфликтов на момент опроса в Волгоградском регионе не наблюдалось. Конфликты между разными национальными кланами кавказцев носят характер криминально-экономических разборок, а выступления «Русской общины» не воспринимаются журналистами и населением всерьез.

Анализ выделенных конфликтных ситуаций в регионе Волгоградской области показывает, что во всем разнообразии приведенных фактов отчетливо просматривается общее:

1. типичные конфликтные линии в сферах управления и экономики;

2. базовые причины, вызывающие противостояние;

3. некоторые тенденции перехода конфликтов в политическую сферу.

Схожесть линий противостояния обусловлена географическим положением региона, их политической конфигурацией, объемом ресурсов власти и т.д.

В основе большинства конфликтов лежат тесно взаимосвязанные проблемы формирования бюджета (объемы отчислений в областной бюджет, налоги, дотации, федеральные транши и т.д.) и управляемости (выстраивание властной вертикали, контроль над предприятиями, контроль над СМИ).

Типичным для большинства регионов является конфликт двух субъектов власти: администрации области, с другой стороны, и мэрии главного областного города, либо города-донора - с другой. Это противостояние носит постоянный характер и обостряется в моменты утверждения бюджета. Причину обделенности областных центров и других городов-доноров я виджу не только в объективной необходимости материально поддерживать убыточные сельские районы, но и в политических соображениях губернаторов: сельские районы, как правило, более управляемы. Регулярное получение губернских дотаций ставит местные власти и население в жесткую зависимость от «доброй воли» главы областной администрации. Это проблема не только выживания российской «глубинки», но и управляемости - недаром многие губернаторы недовольны тем, что местная власть не назначаются ими, а избирается населением. Долги бюджета по зарплате погашаются в тех районах, население которых лояльно к губернатору.

Базовую причину конфликтов этого типа мы видим в несовершенстве Закона о местном самоуправлении (разграничение полномочий и ответственности между властными субъектами) и системы распределения бюджета. Эти конфликты в момент выборов губернатора или областной Думы принимают подчас политическую окраску, но на самом деле в их основе лежат не политические разногласия, а проблемы границ властных полномочий.

Большинство экспертов весьма скептически оценивают возможности прямого вмешательства федеральных властей в эти конфликты, поскольку меры, принимаемые Центром по какому-либо конкретному поводу, вряд ли устранят базовые причины противостояния. Кроме того, в Москве есть силы, лоббирующие как исполнительную, так и законодательную власть, поэтому вмешательство вряд ли будет адекватным проблеме.

Желательным было бы законодательное решение проблем, общих для конфигурации власти в регионах.

Во-первых, это изменение Закона о местном самоуправлении;

во-вторых, - нормативное регулирование процесса формирования областного центризбиркома;

в третьих, - контроль судебной системы и прокуратуры.

СМИ в регионах часто напрямую связаны с какой-либо из властных или хозяйственных элит, включенной в конфликтную ситуацию. Созданные областной администрацией или властями губернского города, СМИ защищают интересы своих учредителей и хозяев, критикуя оппонентов. Региональные издания, не зависимые ни от одной из конфликтующих сторон, чаще всего образованы крупными столичными информационными корпорациями. Региональные власти стараются либо поставить под контроль нелояльные к ним СМИ, либо мешают их работе. Журналисты, в свою очередь, изобретают свои способы противостояния: создают новые издания взамен закрытых, уходят «под крышу» крупной промышленной структуры или находят покровителей в Москве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.