Рефераты. Политология - Краткий тематический справочник






В своем развитии К. п. проходит, как правило, несколько стадий: от осознания наличествующих противоречий до ис­пользования военной силы для их разрешения. Поэтому всегда необходим тщательный анализ объекта и причин конфликта, состава его участников, условий и исторических корней его возникновения, реального уровня его напряженности и устой­чивости, что только и может определить характер усилий по его оптимальному разрешению.

К основным методам, путям преодоления К. п. относятся:

1) метод «избегания» конфликта (уход с политической арены того или иного лидера, всевозможные уступки или игнориро­вание акций противостоящих общественно-политических сил); 2) метод «откладывания» конфликта («сдача» своих позиций одной из сторон до накопления или перегруппировки своих сил); 3) метод третейского разбирательства или арбитража (когда стороны добровольно передают третьей стороне право разрешения противоречия); 4) метод «примирения» (через переговоры и сближение позиций). Во всех случаях крите­рием эффективности предпринимаемых усилий становится устойчивость достигаемого состояния стабильности, которая остается незначительной в первых трех случаях и достаточной лишь в четвертом. Именно поэтому мировое сообщество в лице ООН настойчиво рекомендует строить отношения между госу­дарствами, общественно-политическими силами и движениями на основе максимального учета интересов каждого из субъек­тов политики и установления между ними взаимопонимания, цивилизованных форм разрешения противоречии.

Конформизм - морально-психологический и социально-политический термин, отражающий установочно-поведенческую сторону жизнедеятельности человека и означающий некритическое принятие и следование личностью существую­щему порядку вещей, авторитетам, пропагандистским клише, устоявшимся мнениям или традициям, стереотипам массового сознания вследствие отсутствия собственной позиции или твердости в ней, беспринципности, социальной или психической пассивности, а также в связи с чрезвычайной убедитель­ностью, силой давления противостоящего воздействия.

Формирование К. граждан государства является одной из важнейших задач воспитания всякой тоталитарной и автори­тарно-бюрократической системы, стремящейся создать «моно­литное единство» граждан. В общих чертах К. достигается политикой обособления страны, изоляции ее от других госу­дарств, ограничением доступа членам общества к информации, подавлением индивидуализма, поощрением вмешательства государства и общественных структур в личную жизнь граждан, насаждением страха, фанатичной веры в обладание абсолютными знаниями.

Кооперация в политике - добровольное объединение различных политических сил (субъектов политики) в процессе политической деятельности, которое определяется соотноше­нием их политических интересов, политических целей. Характеризуется консенсусом (согласием) субъектов политики, т. е. таким состоянием, когда интересы отдельно взятого субъекта наиболее оптимально сочетаются с интересами других политических сил, а также с объективными потребностями, инте­ресами общества в целом.

Кризис (от греч. Krisis - решение, поворотный пункт, исход) -острейшая форма проявления социального противо­речия, связанная с нарушением политической стабильности баланса интересов больших социальных групп. Противоречие является объективной основой кризиса, а его субъективная составляющая - осознание политической ситуации как крити­ческой, ощущение «пределов», «тупиков», невозможности дальнейшего движения по линии прогресса.

По масштабам кризисы могут быть локальными и глобальными. Локальные кризисы охватывают лишь отдельные сторо­ны жизни общества, отдельных социальных групп. Глобаль­ные кризисы связаны со многими сторонами жизни общества, его глобальными проблемами, которые представляют собой не что иное, как ряд кризисов.

Л

Легальность (от лат. legalis - правовой, юридический) - способ узаконения политического порядка, который основывается на имеющихся юридических документах, а также обще­принятых нормах.

Легитимность (от лат. legitimus - законный, правильный, должный) -термин, относящийся к понятийному полю политического господства и отражающий такое состояние (уровень) социального порядка или политической деятельности, при котором они соответствуют законам страны или представ­лениям об этих законах (нормах, правилах) населения страны, что в значительной степени определяет фактическое поведение данной общности, их отношение к тем или иным процессам и явлениям политической жизни.

Как термин Л. введена в оборот М. Вебером и позже была исследована и развита в работах Т. Парсонса и Ю. Хабермаса.

Различают два вида Л.: «эмпирическая» (обыденная), связываемая с представлением индивида о правильности или правомерности его поведения и окружающей его действитель­ности и «нормативная» Л., отражающая формальное соответ­ствие социального порядка или политического режима законам страны. Л. отличается от традиций, обычаев, привычки пове­дения людей главным образом тем, что в ней содержится убежденность индивида в соответствии его поведения нормам, принципам, ценностям или законам всего общества в целом, а не какой-либо его части. Кроме того, Л. всегда подкрепляет­ся наличием специального государственного аппарата, испол­няющего функции охраны данного порядка вещей посредством применения силы.

Достижение Л. социально-политического порядка, как пра­вило, всегда обеспечивает ему стабильность, устойчивость, делает реальным единство и целостность общества, поддержку со стороны широких масс существующих властных отношений; и порядка реализации политического господства.

Либерализм (от лат. liberalis - свободный) - образ мыш­ления, установка индивида, а также деятельность различных социально-политических движений, направленная на макси­мальное освобождение личности от принуждения и насилия во всех его формах. Как понятие возник в начале XIX в. Ос­новные идеи разработаны А. Смитом, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером, позже Р. Далем, Г. Моргентау, Ф. Хайеком и др.

Философской основой Л. является идея полной свободы личности. В экономической сфере Л. исходит из принципа невмешательства в деятельность индивидов и основывается на понятиях частного предпринимательства, свободной инициативы и конкуренции, рынка, разделения труда, невозмож­ности централизованного управления экономикой. В мировоз­зренческом плане Л. основан на индивидуализме, толерантности, гуманизме, космополитизме, непреходящей ценности личности, свободы от предрассудков. В политической области - на при­знании прав человека, идеях правового государства, парла­ментаризма, реформизма, «гражданского мира».

Развитие Л. в настоящее время привело к появлению неолиберализма как доктрины, сохраняющей все прежние постулаты, но пересматривающей роль государства как силы независимой от индивида и от общества и поэтому способной их защитить друг от друга, что создаст благоприятные усло­вия для реализации идей Л. В пользу разумного эгалитаризма пересматривается также и соотношение идей равенства и свободы.

Сегодня наблюдается некоторый спад интереса к пробле­мам Л. Это вызвано, с одной стороны, тем, что на политиче­ском уровне его цели во многих странах Запада уже реализо­ваны, и он исчезает как организованная политическая сила, хотя и продолжает существовать на уровне мировоззренческой установки, с другой - его чрезмерно индивидуалистическим характером.

Лидерство (от англ. lеаder - ведущий, руководитель) - способность той или иной личности дать наиболее полное и точное определение политической ситуации с точки зрения своей позиции или своего предполагаемого действия как ведущего. Потребность в лидерстве возникает в тех случаях, когда обстоятельства приобретают значимость для групп людей. В малых группах лидерство, как правило, неформальное, поникающее на основе личных взаимоотношений. В больших и организованных группах обычно присутствуют формальные структуры лидерства, связанные с установленными правилами назначения руководителя и функциональными отношениями. По стилю различают авторитарное Л., предполагающее еди­ноличное направляющее воздействие, и демократическое Л., облекающее членов группы в управление ее деятельностью.

М

Мажоритарная избирательная система - система выборов в представительные органы государственной власти, основанная на получении полномочных мандатов в зависимости от достигнутого большинства голосов в избирательном округе.

В соответствии с принятым порядком определения результатов голосования избранными при М. и. с. считается кандидат (или список кандидатов от партии), получивший более 50% голосов избирателей (в странах с М. и. с. абсолютного большинства) или просто большее по сравнению с другими кандидатами число голосов (в странах с М. и. с. относитель­ного большинства).

Применение М. и. с. не позволяет обеспечить представительство в органах власти всего разнообразия политических сил и течений государства, так как голоса, отданные за партии и движения, не получившие необходимого большинства, практически никак не учитываются. Как следствие крупные партии в условиях применения М. и. с. всегда получают пре­имущества, что искажает реальное соотношение политических сил в стране. Эти недостатки преодолеваются избирательной системой пропорционального представительства.

Маргинальность (маржинальность) (от лат. margo - край) -социально-политическая категория, обозначающая промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными, группами, возникающая вследствие утраты им связи с органично присущей ему социокультурной средой. Маргинализация происходит в виде свободного выбора индивидом линии поведения, основанной: 1) на не приятии им общепринятых стандартов и господствующих норм общественной жизни (добровольная маргинализация - эскапизм); 2) стремлении уйти от действительности. Маргинализация может происходить и в виде отторжения обществом социальной общностью кого-либо из своих членов в связи с падением его жизненного уровня (бедность), впитывания им ценностей другой (не обязательно конфликтующей) социокультурной системы, выхода индивидом (или насильственным вытеснением его) за пределы законности. Маргинализация может проходить как на основе реального, так и вымышленного конфликта с генетически присущей личности социальной средой.

В настоящее время в состоянии М. находится весьма значительная и подчас активная часть человеческого общества этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей научной и художественной интеллигенции; неформалы. В зависимости от обстоятельств маргинальная личность может занимать различную позицию в обществе: от изгоя до лидера различного рода социально-политических движений. В основе этого лежит ряд характерных для маргинальной личности черт, а именно: девиация, эгоцентричность, чрезмерная чувствительность, невроз, пассивность или необузданная агрессивность, деморализация и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.