Рефераты. Политология - Краткий тематический справочник






Общественное самоуправление - в политической сфере это сознательная, целенаправленная самореализация сущностных сил субъектов общественно-политических отношений, осуще­ствляемая в интересах народа. Является максимально демо­кратическим способом регулирования политических отноше­ний средствами информации, морального стимулирования, неформального авторитета. Реализуется через коллективное управление как участие всех членов организации, населения в работе соответствующего органа управления. Развитие, самоуправления предполагает усиление прямой непосредст­венной демократии, расширение гласности, понижение дейст­венности общественного мнения и т. д.

Общественное сознание - целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включаю­щей различные уровни (теоретический - идеология и обыден­ный - общественная психология) и формы сознания (полити­ческое, экономическое, правовое, нравственное, религиозное, атеистическое, философское, эстетическое, научное, экологиче­ское и др.), реализующее себя в различных носителях (инди­вид, коллектив, социальная группа, класс, нация, общество). О. с. является отражением общественного бытия (материаль­ной жизни общества), определяется им и воздействует на него. Оно обладает относительной самостоятельностью, зако­номерностями функционирования и развития и активно влияет на все подсистемы общества, играет большую роль в социаль­ной жизни. О. с. - историческое образование, изменяющееся в зависимости от развития человеческой цивилизации. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в О. с. реальных закономерностей и потребностей обществен­ного развития, от связи сознания, с практической деятель­ностью, от конкретных условий и объективных возможностей: изменения всех сфер жизни общества.

Общественные организации - добровольные  объединения граждан, направленные на развитие политической активности, и самодеятельности, удовлетворение их многообразных инте­ресов, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. О. о. характеризуют способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. Они охватывают все уровни и сферы взаимоотношений между людьми, выполняют интегративную функцию и обеспечивают управление действиями индивидов со стороны социальной системы.

Общественные отношения - взаимозависимость между людьми, социальными группами и общностями, устанавливающаяся в процессе их совместной деятельности как определен­ной системы. О. о. имеют многообразный, диалектически взаимосвязанный характер. Они могут  подразделяться по различным основаниям: по сферам деятельности, ее видам и др. Усложнение и дифференциация общественной жизни обуслов­ливают появление О. о., связанных с различными, более спе­цифичными видами деятельности людей.

Историческое развитие О. о. определяет степень их анта­гонистичности, т. е. являются ли они отношениями между со­циальными группами с противоположными интересами или имеющими общие коренные цели и интересы. Процесс демократизации общества способствует устранению антагонисти­ческих общественных отношений.

Общество - в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой истори­чески развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле - этап человеческой истории (феодальное, бур­жуазное общества) или определенное объединение людей в регионе, странах (французское, российское общества). Поня­тие О. в широком смысле позволяет рассматривать созданную человеком реальность в качестве особой формы движения материи. В О. действуют люди, наделенные сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их. Наряду с все­общими в О. действуют специфические законы. О. представ­ляет собой сложную, исторически развивающуюся целостную систему. Его становление - длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся относительно не­давно - несколько десятков тысяч лет назад. О. - это не просто совокупность людей, в одно целое их объединяет, чело­веческая деятельность и, прежде всего, материально-производ­ственная. На этой основе возникают общественные отношения, и, прежде всего, производственные, служащие формой осуще­ствления этой деятельности и закрепляемые в различных со­циальных институтах. В западной социологии и политологии разрабатывались разнообразные концепции О., либо стирав­шие грань между ним и природой (натурализм), либо ее абсолютизировавшие, исходившие в трактовке общества из индивида или, напротив, из О. как некой целостности. Большое влияние на западных ученых оказали взгляды И. Канта, считавшего О. функциональной системой, структуру которой составляют семья, классы и государство и которая покоится на разделении труда и солидарности. По М. Веберу, О. - взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий. Из идеи «социальных действий» исходил и Т. Парсонс, считавший О. системой, связующим началом которой являются нормы, цен­ности и т. п.

Для современного состояния О. характерно сосуществова­ние в нем различных и взаимодействующих друг с другом социально-экономических укладов, наличие разнообразных, противоречий, возникновение глобальных проблем, свидетель­ствующих о том, что мир стал более взаимосвязанным и взаимозависимым и. что О. в своем развитии подошло к кри­тическим точкам, преодоление которых (мироном ядерной войны, экономического кризиса и др.) становится условием его дальнейшего существования и прогресса.

Община - 1) форма социальной организации, возникшая на основе кровнородственных, соседских и дружественных связей. Для общины характерно коллективное владение сред­ствами производства и полное или частичное самоуправление. Главную роль в общине играют эмоциональные отношения между родственниками, соседями, друзьями. В реальности невозможно выделить идеальный тип общины в обществе. Для нее характерно сочетание социальных образований, в которых преобладающим является тот или иной тип отношений; 2) в широком смысле - самые различные общности: город­ские коммуны, сельские общества, землячества, религиозные сообщества, профессиональные объединения и т. д.

Олигархия - (от греч. oligarchia - класть немногих) - 1) форма правления в государстве, основанная па скрытом или явном подчинении государственного аппарата небольшой группе людей, обладающих в обществе фактическим полити­ческим или экономическим господством за счет владения этой группой основными средствами производства, банками, финансами, военной силой и т. п.; 2) сама эта правящая группа.

Оппозиция (от лат. oppositio - противопоставление) - 1) противодействие, противопоставление своих, взглядов, поли­тики, действий другим взглядам, политике, действиям; 2) груп­па лиц или партий, выступающая с противоположным или иным мнением, вразрез с мнением большинства господствую­щей точкой зрения. Парламентская оппозиция группа депутатов парламента или парламентская фракция какой-либо партии, не участвующая в формировании правительства, вы­ступающая по ряду вопросов против правительственной поли­тики. Внутрипартийная оппозиция - группировки, выступаю­щие против каких-либо принципиальных (программных, организационных, тактических) вопросов политики партии и ее руководящих органов.

Организация политическая - объединение людей, создан­ное для реализации ими  политических  интересов,  имеющее определенную структуру, системный характер  построения к деятельности.

Деятельность политической организации предполагает активное участие в политической жизни общества, регуляр­ность отчетов и выборов, подзаконность, выражающуюся в ее регистрации и в возможности контроля за ее деятельностью со стороны государственных органов.

Основным типом политической организации является политическая партия. Кроме партий к политическим организациям относятся союзы трудящихся, молодежные организации и дру­гие, сориентированные на политическую деятельность объеди­нения.

Отношения - объективная и универсальная взаимозависи­мость структурных элементов определенной системы. О. лю­дей, вещей и явлений друг к другу имеют бесконечно много­образный характер. Разные О. определяют существование всякого явления, его источник, динамику и направленность развития, специфические особенности и свойства. Особый тип составляют общественные отношения.

Охлократия (от греч. ochlos - толпа и kratos - власть) - букв, власть толпы; специфический, редко достигаемый тип политического режима, при котором функционирование госу­дарственного аппарата управления происходит не на основе твердых, выверенных социальным опытом нормативно-пра­вовых актов, моральных ценностей или традиций, а на основе быстроменяющихся прихотей толпы, постоянно подпадающей под влияние политических демагогов.

Переход власти к толпе (охлосу) наступает, как правило, в смутные, переходные этапы развития общества и государства и не может означать ничего другого, кроме как фактического кризиса традиционной власти. Такое состояние общества всегда неустойчиво, быстро вызывает недовольство большин­ства населения страны и перерастает либо в демократические, либо в авторитарные формы правления.

П

Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) кон­цептуальная исходная модель постановки проблем и их реше­ния, схема методов исследования (алгоритм), исходная база теоретических построений и практических решений. В общест­венном развитии П. характеризует совокупность идейных установок, достигнутых знаний, приоритетов, из которых ис­ходит наука на определенном этапе своего развития. Под воздействием новых условий, научных прорывов, постановки новых целей П. меняется. Сегодня идет пересмотр доктрин, опыта, ценностей, целей века двадцатого, создаются ориентиры и ценности XXI в. Со сменой парадигм связаны социальная неустойчивость, драматизм явлений и событий, мучительные поиски и нередко разочарования. Однако общество не может существовать без перспективных ориентиров, устойчивых жиз­ненных правил, да и вряд ли сможет успешно развиваться весь цивилизованный мир.

Паразитарное общество - собирательное понятие для сообщества, основанного на организации жизни на средства, получаемые от чужого труда; тунеядство; иждивенчество. П. о. характеризует состояние общества, образ жизни в нем значительного количества людей не за счет личного труда, а в результате перераспределения доходов в пользу лиц, занимающих определенное положение, имеющих возможности и присвоенные себе льготы. Многие черты такого общества про­явились при командно-административном правлении («ижди­венческом социализме» (А. Яковлев) и выражаются: 1) в ут­вердившихся установках общественного сознания (кто-то должен сделать, но не я); 2) уравниловке (понемногу, но всем хорошо и плохо работающим) и множестве льгот; 3) не­компетентном руководстве (все могут всё); 4) использовании служебного положения в корыстных целях. Иждивенчество и тунеядство П. о., как правило, глубоко проникает в общест­венное сознание, считается нормой, сковывает деловую ини­циативу, ведет общество в тупик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.