В июне 1993 г. сессия Верховного Совета приняла закон о приватизации жилищного фонда, по которому жильцам были безвозмездно переданы занимаемые ими квартиры. Этот процесс продолжался несколько лет.
В целях сохранения независимости и безопасности республики в конце 1991 г. было создано Министерство обороны, а в 1998 г. был организован Штаб Армии и образованы соответствующие управления. Министерство объединило и возглавило деятельность всех бойцов-освободителей, занимаясь их необходимыми объединениями. В 1993 г. указом Президента Республики была организована Армянская национальная регулярная Армия. Уже в 1994 г. Армянская Армия достигла статуса закрепленного международными документами. Была проделана большая работа по формированию военно-промышленного комплекса. Из года в год приобретая опыт и боевое мастерство, Армянская Армия стала защитницей независимой государственности.
Верховный Совет Армении с самого начала проводил политику установления дружественных отношений со всеми и особенно соседними странами.
В 1991 г. Республику Армения признали США, Россия, Канада и другие страны. С марта 1992 г. Армения является полноправным членом ООН. Верховный Совет периодически обращался к вопросам установления дипломатических и экономических отношений с разными странами и создавал необходимое правовое поле для их развития. Верховный Совет провел значительную работу по улучшению отношений со странами СНГ и развертыванию единой экономической деятельности.
Верховный Совет новой независимой Республики Армения развернул весьма широкую деятельность, направленную на укрепление нового статуса общественных демократических отношений в обществе. Еще в ноябре 1990 г. Верховный Совет принял постановление о деполитизации государственных предприятий, учебных заведений, по которому фактически ликвидировалась однопартийная система и открывалось широкое поле деятельности для общественно-политических организаций.
В феврале 1991 г. Верховный Совет принял Закон "Об общественно-политических организациях", создав необходимые условия для формирования многопартийной системы. В сжатые сроки в Армении начали свою деятельность десятки партий и общественных организаций. Рядом с традиционными партиями оказалось множество новых партий и объединений, которые издают свои газеты и способствуют повышению общественного самосознания населения.
Верховный Совет Армении до заключения в 1994 г. перемирия с Азербайджаном неоднократно обращался к вопросам независимости, безопасности, сохранения целостности республики, помощи освободительной борьбе Карабаха. Особенно большая работа была проведена по установлению внутреннего порядка, а также созданию правового поля для регулирования международных политических и экономических отношений.
В июле 1995 г. одновременно с парламентскими выборами в Армении была принята также и Конституция Армении, положения которой обстоятельно рассматривались и разрабатывались на сессиях Верховного Совета. Все это было первыми шагами на пути установления новых экономических и общественных отношений.
В Армении высшим должностным лицом является Президент республики, он же возглавляет исполнительную власть республики. Президент Армении избирается гражданами республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на пять лет.
Президентом Республики Армения может быть избран любой гражданин Республики Армения, достигший 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно или преимущественно проживающий в Республике Армения в течение последних десяти лет.
Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента Республики Армения более чем два раза подряд. Президентом более одного раза не может быть избрано лицо, которое в предшествовавший выборам период занимало должность Президента не менее двух с половиной лет. Выборы Президента Республики Армения проводятся один раз в пять лет, в третью среду октября.
При вступлении в должность Перзидента Республики Армения на специальном заседании Верховного Совета Республики Армения приносит следующую присягу: «Вступая в должность Президента Республики Армения, клянусь быть гарантом защиты Конституции и законов республики, независимости и демократии, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан».
Президент Республики Армения:
1) представляет Республику Армения внутри страны и в международных отношениях;
2) обладает правом законодательной инициативы;
3) подписывает и обнародует законы Республики Армения в двухнедельный срок. В указанный срок Президент Республики Армения может не подписать законопроект и со своими возражениями возвратить его в Верховный Совет Республики Армения для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет Республики Армения простим большинством голосов, депутатов полномочия которых признаны, но не менее чем одной третью голосов от общего числа депутатов вносит в соответствии с возражениями Президента Республики Армения изменение в законопроект или большинством в две трети голосов участвующих в заседании, но не менее чем простим большинством голосов депутатов, полномочия которых признаны, подтверждает принятый им законопроект, то Президент Республики Армения подписываеть и обнародуеть законопроект в пятидневный срок после его получения. Если в двухнедельный срок Президент Республики Армения не подписывает или возвращает законопроект, а также не подписывает законопроект в пятидневный срок в случаях предусмотренных частью второй пункта 3 настоящей статьи, законопроект публикуется за подписью Председателя Верховного Совета Республики Армения и приобретает силу закона;
4) представляет Верховному Совету Республики Армения ежегодные сообщения о политической, социально-экономической ситуации в республике, о ходе выполнения законов и постановлений, принятых Верховным Советом Республики Армения; может обращаться с посланиями к народу Республики Армения и Верховному Совету Республики Армения. Президент Республики Армения на основе Конституции Республики Армения, законов Республики Армения и постановлений Верховного Совета издает указы и распоряжения в пределах своих полномочий. Указы Президента Республики Армения обязательны для исполнения на всей территории Республики Армения. Указы и распоряжения Президента, противоречащие Конституции и законам Республики Армения, отменяются Верховным Советом на основании заключения Конституционного Суда.
Одновременно с Президентом Республики Армения избирается и Вице-президент Республики Армения. Кандидата в Вице-президенты Республики Армения предлагает кандидат в Президенты Республики Армения. По поручению Президента Республики Армения Вице-президент Республики Армения исполняет его отдельные полномочия.
Вице-президент Республики Армения занимает должность Президента Республики Армения, если Президент Республики Армения:
1) подал в отставку;
2) не может продолжать исполнение своих обязанностей;
3) отстранен от должности в установленном законом порядке.
В случае невозможности исполнения своих обязанностей одновременно Президентом и Вице-президентом Республики Армения должность Президента Республики Армения занимает Председатель Верховного Совета Республики Армения или его Заместитель.
Президент и Вице-президент Республики Армения могут быть отстранены от должности, если они признаны виновными в измене Родине, взяточничестве или совершении иных преступлений.
Личность Президента и Вице-президента Республики Армения неприкосновенна и охраняется законом.
Исполнительную власть в Республике Армения осуществляет Правительство Республики Армения.
В состав Правительства Республики Армения входят:
Премьер-министр (Председатель Правительства) Республики Армения,
Заместитель Премьер-министра (Заместитель Председателя Правительства) Республики Армения, государственные министры, министры, начальники государственных управлений и Государственной инспекции Республики Армения.
В структуру Правительства Республики Армения входят:
Министерство внутренних дел,
Министерство высшего образования н науки,
Министерство здравоохранения,
Министерство иностранных дел,
Министерство культуры,
Министерство легкой промышленности,
Министерство материальных ресурсов,
Министерство обороны,
Министерство охраны природы и окружающей среды,
Министерство продовольствия и заготовок,
Министерство промышленности,
Министерство просвещения,
Министерство связи,
Министерство сельского хозяйства,
Министерство строительства,
Министерство торговли,
Министерство транспорта и сообщений,
Министерство труда и социального обеспечения,
Министерство финансов,
Министерство экономики,
Министерство энергетики и топлива,
Министерство юстиции,
Государственное управление по архитектуре и градостроительству,
Государственное управление по вопросам беженцев,
Государственное управление по национальной безопасности,
Государственное управление по недрам,
Государственное управление по специальным программам,
Государственное управление по статистики, государственному регистру и анализу,
Государственное управление по телевидению и радиовещанию,
Государственное управление по чрезвычайным ситуациям,
Государственная налоговая инспедция.
Полномочия правительства устанавливаются конституцией и законами. Структура и порядок деятельности правительства устанавливаются указом президента Армении по представлению премьер-министра.
Все постановления правительства подписывает премьер-министр и заверяет президент республики.
Премьер-министр руководит деятельностью правительства и координирует работу министров. Премьер-министр принимает постановления, постановления Премьер-министра в предусмотренных порядком деятельности Правительства случаях подписывают также осуществляющие их министры.
Основные обязанности правительства Армении:
1) представляет в конституционном порядке на одобрение Национального Собрания программы своей деятельности;
2) представляет на утверждение Национального Собрания проект Государственного бюджета, обеспечивает исполнение бюджета, в связи с чем представляет отчет Национальному Собранию;
3) управляет государственной собственностью;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6