Рефераты. Политические революции второй половины XX века






Ален Бадью, современный французский философ, развивает хайдеггеровское учение о событии. Событие для него превосходит порядок бытия. В порядке бытия, который подчиняется закону достаточного основания, события действительно нет[20]. Событие у Бадью автореферентно, это множество, включающее в качестве подмножества само себя, основывающееся на самом себе. То есть событие является своим собственным содержанием. Хотя у него может быть и другое конкретное содержание – ряд политических устремлений, например – эти содержательные элементы сами не образуют события, то есть вновь возникшего единства, без добавления к ним чистого имени события, которое не имеет иного содержания, кроме самого себя. Существование (единство) события подвешено, оно зависит от субъекта, который «ставит» на событие, являясь «верным» ему. По этой же матрице строятся мировые, эмпирические события: они замкнуты на себя, тавтологичны и вырваны из причинно-следственных связей. Одна роковая случайность, одно странное, неожиданное происшествие или имя без определенного значения – и событие раскручивает свой маховик, наслаиваясь само на себя. Так, по мере развития Французской революции основной заботой революционеров стало поддержание и спасение революции; внешние цели революции были забыты. Отсюда же серийность исторических революций и их характер «революции в революции», «революции против революции».

Идея самореферентности события, впрочем, восходит к истокам новоевропейской традиции мышления о событии, а именно к второй части «Спора факультетов» Канта, где последний развивает философское определение революции как события («Begebenheit», но в предварительном «Краковском фрагменте» – «Ereignis»). Кант мыслит событие революции не как свершившийся, решительный перелом истории, в котором бы эмпирически воплотилась свободная сущность человека. Такое воплощение в соответствии с духом и буквой кантовского критицизма в принципе невозможно.[21] И тем не менее вокруг Французской революции кристаллизуется необратимое историческое событие. Как мыслится это особое событие? Не как воплощение, а как знак, указывающий на волю человечества к эмансипации и самоуправлению. Событие необратимо, поскольку является мнемотехническим знаком, signum rememorativum, который, по Канту, «уже никогда не будет забыт». Итак, раз ввязавшись в незавершенное событие, человечество принуждено возвращаться к нему снова и снова, повторяя его вопреки самому себе, но никогда не сможет жить, как будто событие революции не произошло, король не убит, а смерть его не развенчана.


Итак, основные черты и тенденции развития современной западной политико-правовой идеологии определялись столетие назад – в ходе глубоких социальных изменений, положивших начало новейшей истории.

На рубеже XIX – XX вв. ведущие индустриальные державы – Англия, США, Германия и Франция вступили в период зрелого капитализма (позднее аналогичный путь прошли Япония, Канада, Италия и некоторые другие страны). Как общественно-экономический строй зрелый капитализм характеризуется концентрацией собственности, господством крупного капитала и гигантских корпораций над массой мелких предпринимателей, а также преобладанием интенсивных способов ведения хозяйства.

С переходом к зрелому капитализму расширяются масштабы деятельности государственной власти. Рост крупной индустрии при многообразии форм собственности приводит к образованию особой системы управления обществом, в которой механизмы рынка сочетаются с государственным регулированием экономики (исследователи называют такую систему по-разному – организованным капитализмом, управляемой рыночной экономикой и т.п.). Составной частью этих процессов явился кризис классического либерализма, исключавшего вмешательство государства в экономическую жизнь.

Для обновления социально-политической теории важное значение имела демократизация общественной жизни в наиболее развитых странах конца XIX – начала XX в. Само понятие политики в связи с этим приобретало новый смысл: если раньше, примерно до середины XIX в., оно охватывало лишь сферу деятельности государственной власти, то теперь его начинают использовать для обозначения гораздо более широкого круга общественных отношений, включая отношения между социальными группами, политическими партиями, их фракциями. Появление на европейском континенте первых фашистских режимов заставило теоретиков политико-правовой мысли внести существенные коррективы в классификацию форм государства и обоснование демократии.

В ходе дискуссий, развернувшихся в обществоведении на рубеже столетий, были пересмотрены философские и методологические основания общественных наук, появилось немало новаторских учений о государстве и праве. Среди них такие авторитетные доктрины, определившие пути развития современной политико-правовой мысли, как социология М. Вебера, теория институтов М. Ориу, бихевиоризм Г. Лассвэлла, и др.

Теория «демократического социализма», окончательно сформировавшаяся после второй мировой войны, стала официальной теорией многих социалистических и социал-демократических партий мира.

Идейные истоки ее лежат в политических взглядах Э. Бернштейна с его диллемой «реформа или революция», а также К. Каутского, акцентировавшего внимание на проблеме «демократия и диктатура». Несомненно и влияние идей солидаризма и институционализма, породивших идеологию плюралистической демократии.

Сам термин «демократический социализм» начал входить в политический обиход между первой и второй мировыми войнами как антитеза той модели социализма, которая создавалась в Советском Союзе. Однако обстоятельная разработка основных положений теории была начата во время второй мировой войны, когда появились работы духовных отцов «демократического социализма»: члена исполкома лейбористской партии Англии Г. Ласки «Размышления о революции нашего времени», председателя социалистической партии Франции Л. Блюма «В человеческом масштабе», председателя социал-демократической партии Австрии К. Реннера «Новый мир и социализм».


ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА


§ 1. Алжирская революция 1954 – 1962 гг.


Современный Алжир – одна из наиболее крупных и развитых стран Африки. По размерам территории – 2 381,7 тыс. кв. км – Алжиру принадлежит второе место среди африканских государств (после Судана), по численности населения – 19,7 млн, жителей (1980 г.) – седьмое. Алжир занимает центральную часть Магриба и около 1/4 площади Сахары, простираясь с севера на юг на 1900 км, с востока на запад – на 1800 км. Северная часть страны на протяжении 1300 км омывается водами Средиземного моря. Выгоды географического положения Алжира связаны прежде всего с его положением в западной части Средиземноморского бассейна, где проходят важные морские и воздушные коммуникации между Атлантикой, Ближним Востоком, Европой и Африкой. Недавно сооруженная транссахарская автомагистраль соединяет Алжир со странами Тропической Африки.

Алжирская Народная Демократическая Республика родилась в огне национально-освободительной революции в 1962 г., после семилетней кровопролитной борьбы алжирского народа против французских колонизаторов.

Великая Октябрьская социалистическая революция способствовала возникновению новых форм национально-освободительной борьбы алжирского народа. В 1920 г. большинство социалистических секций Алжира примкнуло к Французской коммунистической партии (ФКП). Росло число рабочих-алжирцев, вовлекаемых в борьбу прогрессивных профсоюзов. С 1928 г. начался приток алжирцев в Коммунистическую партию, оформившуюся в 1936 г. в самостоятельную Алжирскую коммунистическую партию (АКП).

В 1920-1923 гг. движение в защиту прав алжирцев возглавил эмир Халид, внук Абд аль-Кадира. Национал-реформисты начали создавать с 1927 г. «федерации избранных». В 1926 г. алжирскими рабочими во Франции была образована национально-революционная организация «Североафриканская звезда», запрещенная в 1929 г. за пропаганду идей независимости Алжира, но фактически продолжавшая свою деятельность.

С началом 2-й мировой войны в Алжире усилилась реакция. В сентябре 1939 были запрещены АКП и ППА. После капитуляции французского правительства перед гитлеровской Германией (июнь 1940) началось превращение Алжира в источник продовольствия для Германии и Италии. В ноябре 1942 в Алжире был высажен англо-американский десант. В составе французских войск алжирцы приняли участие в военных действиях союзников.

Требования алжирских патриотов, изложенные в 1943 «Манифесте алжирского народа» и «Проекте реформ» (ликвидация привилегий европейского меньшинства, участие алжирцев в управлении страной, созыв после окончания войны Учредительного собрания Алжира), были отвергнуты. В марте 1944 патриотически настроенное крыло нац. буржуазии во главе с Ф, Аббасом, ППА и Ассоциация улемов-реформаторов создали ассоциацию Друзья манифеста и свободы, выступившую за автономию А, в рамках федерации с Францией. Ассоциация была запрещена после подавления антиколониального Майского восстания 1945. В марте 1946 была создана партия Демократический союз алжирского манифеста (УДМА), а в ноябре 1946 – на базе ППА – Движение за торжество демократических свобод (МТЛД), потребовавшее предоставления Алжиру независимости.

В 1947 г. Алжиру был навязан так называемый Органический статут, сохранявший колониальные порядки. В стране нарушались демократические свободы, фальсифицировались выборы, производились аресты борцов за независимость, Большинство крестьян было лишено земли, безработица в городах приняла массовый характер, алжирцы подвергались дискриминации при приеме на работу и при оплате за равный с европейцами труд. Недовольство колониальным режимом принимало формы общенационального протеста: в конце 40-х годов в горных районах стали возникать партизанские отряды, во многих городах действовала сеть подпольных революционных групп. В 1951 г. все национальные партии страны выступили совместно в защиту демократических свобод. Созданный в 1954 г. Фронт национального освобождения (ФНО) стал готовить вооруженное восстание.[22]

В ночь на 1 ноября 1954 года, ФНО поднял антиимпериалистичекое восстание, явившееся началом Национально-демократической революции в Алжире. В Алжир были переброшены соединения французской армии (в июле 1955 численность французских войск в Алжире была доведена до 400 тыс. чел.), однако восстание постепенно распространилось на весь Алжир. Вслед за беднейшим крестьянством горных областей его поддержали пролетариат, городская мелкая буржуазия, студенчество. Солидарность с муджахидами – борцами Армии национального освобождения (АНО, создана в 1954 году), принимала различные формы: массовые забастовки, сбор денежных средств, одежды и медикаментов для повстанцев, кампании бойкота колониальных властей. Активно действовали городские подпольщики – фидаи и вспомогательные бойцы – мусабили, осуществлявшие акты террора и саботажа. В 1955-56 почти все националистические партии самораспустились и примкнули к ФНО. Широкую поддержку ФНО оказывали профсоюзы, организации студентов, торговцев и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.