Рефераты. Политическая антропология о происхождении государства






Такое развитие продолжалось до наступления железного века. В середине I тысячелетия до н.э. произошел ряд принципиальных изменений (некоторые ученые называют это явление «вторичной эгалитаризацией».[17] В результате этих изменений был сделан шаг назад от вождества к более простым милитаризированным общественным структурам, начали исчезать крупные поселения, а вместо них пришла совершенно иная система расселения. Она заключалась в небольших поселениях, возглавлявшихся, возможно, военными вождями.

Если обобщить различные точки зрения, выдвигавшиеся в мировой науке разными авторами на сущность вождества, то можно выделить следующие основные формы этой общественной организации:

1)                вождество – это один из уровней социокультурной интеграции, который характеризуется наличием надлокальной централизации, сравнительно большой численностью населения и сплочением трудовых ресурсов.

2)     в вождестве существовали иерархическая система принятия решений и институты контроля, но отсутствовала узаконенная власть, имеющая монополию на применение силы.

3)     В вождестве имелась четкая социальная стратификация, зарождались тенденции к выделению эндогамной элиты в замкнутое сословие

4)     Важную роль в экономике играла редистрибуция – перераспределение прибавочного продуктапо веритикали

5)     Вождество как этнокультурная целостность характеризуется общей идеологической системой и/или общими культами и ритуалами

6)     Правитель вождества имел ограниченные полномочия, а вождестов в целом являлось структурой, не способной противостоять рападу общества

7)     Верховная власть в вождестве носила сакрализованный, теократический характер

Основываясь на мнении отечественных исследователей, можно выделить также следующие показатели в качестве критериев вождества:

А) централизованная структура управления

Б) стратификация и дифференциация культуры на элитарную и народную

В) зародышевые органы иерархической власти

Г) редистрибутивная система

Д) общая идеология и ритуалы

Е) отсутствие монополии на узаконенное применение силы

Ж) большая численность населении

З) теократический характер верховной власти

Суммируя все вышеизложенное, можно дать самое распространенное определение вождества. Вождество – это «специфическая форма социополитической организации позднепервобытного общества, которая, с одной стороны, характеризуется как система, имеющая тенденции к интеграции путем политической централизации, наличием единой редистрибутивной экономики, единой идеологии и т.д., а с другой стороны, как система, имеющая тенденции к внутренней дифференциации посредством специализации труда (в том числе и управленческого), к отстранению непосредственных производителей от управления обществом, формированию элитарной и народной культуры».[18]

Вождество понимается как промежуточная стадия интеграции между акефальными обществами и бюрократическими государственными структурами. Увеличение размеров горизонтально организованной иерархической надлокальной социальной системы возможно до определенного момента. Рано или поздно количество стрессов увеличивается до максимального порога, так что управляющая подсистема не справляется с принятием решений. На этой стадии либо рушится вся система, либо, если аппарат принятия решений способен внутренне преобразоваться, она трансформируется в организационно более сложную систему. Таким образом, появление вождество является не менее важной стадией в развитии человечества, чем «неолитическая», «городская» и, к примеру, «индустриальная» революции, а данный процесс образования новой политической организации можно назвать «управленческой революцией».

Вождества были достаточно широко распространены, и некоторые западные авторы даже выделяют его как обязательный этап социокультурной революции. Однако такое заявление является ошибочным, так как были и другие формы перехода от предклассовых обществ к раннеклассовым, и существовало их как минимум два.[19]

Первый вариант был связан с генезисом классов и государства на основе трансформации протополисной общины в классическую полисную структуру, основу которой составляло активное привлечение масс (граждан полиса) к политической жизни города-государства, в то время как основу вождества составляет отстранение масс от управления обществом.

Второй вариант связан с завоеванием иерархической потестарной структурой более развитого социального организма и установлением суперстратификации, с последующей трансформацией межэтнических противоречий в классовые. Примером такого пути развития может служить генезис Спарты или кочевников-скотоводов, завоевавших и эксплуатировавших земледельцев.

Центральным аспектом вождества является, несомненно, фигура вождя. Как правило, он обладал следующими функциями:

·                   Организационно-управленческие функции.

·                   Перераспределенческие функции.

·                   Контроль над ресурсами (редистрибуция)

·                   Контроль над обменом и торговлей.

·                   Контроль над ремесленным производством.

·                   Война и военно-организационные функции.

Внешне правители многих вождеств выглядели как единовластные самодержцы, однако в реальности их власть была сильно ограничена. Данная особенность, по мнению многих антропологов, является самым важным отличием вождества от государства. Правитель вождества обладал лишь «консенсуальной властью», т.е. авторитетом. В государстве же правительство может применять санкции с помощью легитимизированного насилия.[20]

Раннее государство

В эволюции доиндустриальных послепервобытных обществ предсталвяется возможным выделить две большие стадии. Первая отличается отсутствием частной собственности на средства производства, централизованной организацией производства и редистрибуции. Эти общества принято называть архаическими или ранними государствами. Вторая стадия характеризуется развитием частной собственности, формированием государственного аппарата, что позволяет назвать эту стадию зрелым государством.

Разработкой теории раннего государства занимался голландский антрополог Хенри Дж. М. Классен. Его труд в соавторстве со П. Скальником «Ранее государство» наиболее полно отражает главные положения этой теории. В нем раннее государство дефинируется как «централизованная социополитическая организация для регулирования социальных отношений в сложном стратифицированном обществе, разделенном по крайней мере на два основных страта или возникающих социальных класса – на управителей и управляемых, отношения между которыми характеризуются политическим господством первых и данническими обязанностями вторых; законность этих отношений освещена единой идеологией основной принцип которой составляет взаимный обмен услугами».[21]

Персона сакрализированного правителя в раннем государстве способствовала объединению и консолидации общества, предотвращала сепаратизм, так как монополии на применение законного насилия еще не хватало. Фигура правителя служила посредником между божественным и подданными, таким образом он обеспечивал стабильность общества, объединял социальные коммуникации посредством дарений в единую сеть. С формированием эффективной системы государственного аппарата необходимость в осуществлении подобных функций правителем начала отпадать.

Х. Классен и П. Скальник выработали классификацию ранних государств по степени зрелости, выделив соответственно зачаточное, типичное и переходное:

1) Зачаточное раннего государства характерны следующие признаки: преобладание клановых связей; должностные лица существуют за долю собираемой ими редистрибуции; не существует узаконенной правовой кодификации; нет специальных судебных органов; редистрибуция, дань и иного рода побора строго не определены; слабо развит аппарат управления.

2) Для типичного раннего государства характерно: сохранение клановых связей, но при некотором развитии внеклановых отношений в управляющей подсистеме; источником существования должностных лиц являются как кормления за счет верных подданных, так и жалование из центра; появление письменно кодифицированного свода законов; существует специальный аппарат судей, которые уже разбирают большинство юридических вопросов; изъятие прибавочного продукта «управителями» имеет достаточно точный размер; появление специальных чиновников и лиц, помогающих взимать дань (т.е. некоторую часть прибавочного продукта).

3) Для переходного государства характерно следующее: преобладание назначения на должность в административном аппарате, родственные связи играют роль только на самых высших уровнях иерархии; система выплаты жалования чиновникам доминирует над системой «кормлений»; кодификация законодательства завершена; все вопросы нормотворчества решаются судейским аппаратом; налообложение превращено в хорошо отладенную регулярно функционирующую систему; вся эта деятельность контролируется многочисленным чиновничьим аппаратом.

Важным также является разделение государств на первичные (pristine) и вторичные (secondary), проведенное М. Фридом.[22] Первичные государства возникали в результате собственного спонтанного независимого развития и благоприятных для производства и роста численности населения природно-климатических зонах. К таковым можно отнести, к примеру, Месопотамию, Египет, Китай, Индию, Перу и т.д. Вторичные государства образовывались по соседству, под влиянием уже сформировавшихся первичных центров цивилизации.

Влияние первичных государств было неизбежным, и оно проявлялось как напрямую (в виде непосредственного заимствования тех или иных институтов и структурных принципов) так и опосредованно (путем давления на варварскую периферию). Последний вид влияния ускорял процессы политогенеза у менее цивилизованных соседей и в результате рядом с центрами архаических цивилизаций возникали новые политии, которые могли быть завоеваны технологически более развитыми обществами центра. Но нередко бывало и обратное. Воинственные варвары подчиняли себе более цивилизованное общество, создавая таким образом «суперстратификационное» общество.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.