Рефераты. Петровская революция. Век Просвещения (Методические указания)






В исторической перспективе петровская ’’ индустриализация ’’, отнявшая и искалечившая жизни сотен тысяч безымянных тружеников, во многом напоминает сталинскую: те же варварские методы, тот же временный успех, позволивший резко усилить военный потенциал страны, - и та же бесперспективность принудительного низкооплачиваемого труда, ведущая к нравственной и физической деградации рабочих и в конечном счете к неизбежному отставанию экономики страны от уровня развитых европейских стран. Однако едва ли Петр мог предложить стране иные пути решения вопроса .

Определите свое отношение к этому вопросу. Как результат вашей самостоятельной работы вы должны:

  а) знать предпосылки и значение Петровской революции;

     основные реформы;

  б) понимать значение образования Российской империи. 















                                                         ТЕМА 8

                                           ВЕК  ПРОСВЕЩЕНИЯ


В процессе самостоятельной работы рассмотрите три вопроса :

8.1 Основные идеи эпохи Просвещения .

8.2 Война за независимость в английских колониях Северной  Америки. Великая Французская Революция .

8.3 Внутренняя и внешняя политика  Екатерины II .Эпоха просвещенного абсолютизма.

Восемнадцатое столетие вошло в мировую историю как век Просвещения . Прочитайте в хрестоматии документы № 1-6.

«Имей мужество пользоваться своим умом!»--так немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) определил суть своей эпохи .  После  Возрождения  и Реформации это был третий духовный переворот , практически  полностью покончивший со средневековой  системой  ценностей .

Важно понять ,что Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны , расстающейся с феодальным образом жизни .Оно явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях , государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Следовательно,это интернациональное движение , хотя и не привязанное к определённой хронологии.  Распад феодальных отношений происходил в разных странах в разное время .

Просвещение зародилось в Англии в конце 17в. Одним из его основоположников был философ Джон Локк (1632-1704), а в 18в. достигло наивысшего расцвета во Франции , дав целую плеяду  блестящих мыслителей ,среди которых были Ф.Вольтер (1694- 1778) , Д.Дидро(1713-1784), Ш.Монтескье(1689-1755),   Ж.-Ж.Руссо(1712-1778).

Теории просветителей распространялись не только в кругах интеллектуальной элиты.Нередко они становились достоянием масс и особенно ярко это проявилось в годы английской,американской и  французской революций . В частности, английская революция середины 17 века дала мощный толчок развитию буржуазной идеологии , в первую очередь , идеи «естественного права».Уясните для себя сущность этих идей.

 1.Возникновению государства предшествовало естественное состояние полной свободы в отношении действий людей , распоряжении своим имуществом.

 2.Переход от  естественного состояния к гражданскому обществу - следствие общественного договора , когда общество наделяло определённую группу людей властными функциями .

 3.Государство не имеет права покушаться на естественные права граждан и для того,чтобы оно не превышало своих полномочий, необходим специальный конституционный механизм разделения властей .

   4.Сползанию государства к деспотизму должен препятствовать принцип законности, согласно которому ни для одного человека, находящегося в  обществе,не может быть сделано исключение.

Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека , а не человечества в целом ,английские просветители имели в  виду прежде всего личное преуспевание . Локк подчёркивал : «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами , в которых заложена возможность освоить почти любую вещь ... Но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чём-либо вести нас к совершенству.»

Эпоха Просвещения пронизана рационализмом .В западноевропейской мысли он проявился ещё в средние века .Однако тогда рациональное  отношение  к  миру сосуществовало с религиозным .  В восемнадцатом веке возник атеизм , отрицающий веру в Бога . Благодаря достижениям естественных наук формировалось представление ,что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная,общество,человек подчиняются логичным,доступным  разуму законам .

В годы английской революции оформилась мысль о том ,что государственная власть - результат общественного договора , заключённого между народом и избранным им правителем. Французские просветители дали теоретическое обоснование необходимости заключения общественного договора .В частности ,Ж.-Ж.Руссо в своём знаменитом трактате «Об общественном договоре » противопоставил современное общество  естественному первобытному состоянию ,при котором люди были равны .Гармония была нарушена , когда появилась частная собственность.Избранная народом государственная власть на основе мудрых законов для всех без исключения должна была поддерживать порядок  и баланс сил в обществе .

Однако условия общественного договора ,по мнению Руссо, оказались быстро забытыми , и подданные уравнялись в одном – в своём бесправии перед деспотизмом . Руссо констатировал трагически двойственный характер исторического развития человечества : с одной стороны ,богатые плоды цивилизации, с другой - деспотизм правителей.Отсюда ,теория естественных законов и естественного человека стала знамением времени ,а насилие в ответ на деспотизм царей допустимым и позволительным явлением .

Теории просветителей подрывали традиционную веру в незыблемость политического порядка : он установлен не Богом ,а людьми и лишь на определённом этапе их исторической жизни . Следовательно , государственный строй можно и должно изменять , совершенствовать.Как и в «золотом веке»,будущее общество должно основываться на принципе равенства .Каждый член общества должен принимать непосредственное участие в управлении,законодательстве и суде .

Развитие этих идей мы видим в главном труде Ш.Монтескье «О духе законов». Отдавая предпочтение республиканской форме правления ,он не видел возможности в современных государствах для её становления.Поэтому отдает предпочтение конституционной монархии ,в которой законодательная власть принадлежит выборным народным представителям , а суд независим от администрации .Обратите внимание ещё на одну особенность идеологии французских просветителей .Мечтая о новом обществе, допуская возможность насилия для его становления ,они вовсе не считали,что революция—лучший способ решения вопроса .

Насилию они противопоставляли духовное просвешение народа и правителей.С этой целью была создана «Энциклопедия    наук,искусств и ремёсел » ,многотомный труд,который выходил много лет (1751-1776) под редакцией Дидро и Ж.Д’Аламбера . Она давала новую систему представлений о мире,демократических правах и свободах граждан.

Однако,жизнь показала—теории просветителей сыграли совсем иную - революционизирующую роль в общественном сознании . Английская , американская и французская революции шли под знаком идей Просвещения,прежде всего теорий естественного равенства людей и общественного договора.В России эти же теории вызвали мощную волну антикрепостнических настроений среди интеллектуальной элиты и в XVIII , и в XIX вв.(Н.Новиков, Д.Фонвизин ,А.Радищев ,  декабристы) .

Подумайте,почему идеи просветителей оказали  влияние на буржуазные революции в Европе и Америке. Может быть, потому , что не призывая прямо к ниспровержению государственного строя , просветители внедряли в сознание человека мысль о том ,что его воли и знаний достаточно для переустройства общества? Согласны ли вы с этим ?

Далее вам предстоит изучить развитие ,итоги и значение таких выдающихся событий Всемирной истории как Первая буржуазная американская революция (война за независимость)1775-1783 гг. и Великая Французская революция 1789-1794 гг. Они явились продолжением эпохи  Просвещения ,попыткой претворить её идеалы в жизнь.В качестве пособия прочитайте соответствующие разделы  учебника  «Всемирная история» под редакцией академика Г.Б.Поляка,профессора А.Н.Марковой (М.,изд. «ЮНИТИ»,1997), а также документы хрестоматии : Декларацию Независимости Соединенных штатов Америки  4 июля 1776г. ; Декларацию прав человека и гражданина  26 августа 1789 г. (док. №7,8 )

Обратите внимание ,что первые поселения британских колонистов возникли в Северной Америке лишь в начале 17 в. Однако уже в первой половине этого столетия начали появляться города - будущие центры промышленности и торговли , а также первые мануфактуры . 9/10 всего населения были заняты в сельском хозяйстве . Активно развивалось фермерство .Беднейшие колонисты самовольно захватывали свободные земли , становились независимыми собственниками земли . Американская революция устранила слабые ростки феодализма в колониях ,открыла путь для быстрого наращивания потенциала мо-дернизации .Подумайте,в чём разница между Россией 18 века и будущими США? Имейте ввиду, что в североамериканских колониях феодальные отношения не имели глубоких корней.Кроме того,колонисты принесли с собой не только демократические традиции , которые веками вырабатывала английская парламентская система , но и передовые методы хозяйственной деятельности .

4 июля 1776г. американский конгресс принял Декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозгласили себя свободными и независимыми государствами,объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Автором Декларации был самый молодой конгрессмен 33-летний Томас Джефферсон,ученик и последователь французских просветителей . Прочтите в хрестоматии этот документ.Обратите внимание на те положения , где обосновываются права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть,исходящая от народа и призванная  защищать интересы всех граждан : «Мы считаем очевидными следующие истины : все люди сотворены равными и все они одарены своим    Создателем   некоторыми неотчуждаемыми правами , к числу которых принадлежат : жизнь , свобода и стремление к счастью . Для обеспечения этих прав учреждены среди  людей правительства,заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых.Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели ,то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство,основанное на таких принципах и с такой организацией власти ,какие,по мнению этого народа , всего более могут способствовать его безопасности и счастью».

Провозглашение прав людей на свободу было беспрецедентным для того времени ,когда почти во всем мире господствовал феодальный строй с его сословным неравенством ,политическим бесправием и средневековой косностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.