Рефераты. Петровская революция. Век Просвещения (Методические указания)






К концу первой четверти XVIII века сложилась государственная система органов власти и управления.

Познакомьтесь с материалами Хрестоматии: о создании правительствующего Сената , О Коллегиях, об учреждении губерний и о расписании к ним городов ( док.№ 5,6,4) . Документы петровской эпохи помогут вам получить зримое представление о системе государственного управления , становлении абсолютной монархии . Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светвкой , так и духовной ) в руках одной личности , наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата , сильной армии , ликвидация всех сословно - представительных органов и учреждений .

Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат. Члены Сената назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имеющую силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции ’’ока государева’’. Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших ’’ казенный интереc ’’.

Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату ( см. док . №6 ). Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В  компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг- коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер - коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами , а Ревизион- коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных сумм. Юстиц- коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

В 1708-1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Калининской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская ( см. док. №4 ).

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян.

Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра явился Табель о рангах (1722) - закон о порядке государственной службы. Принятие его означало разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам , табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения .

В этой связи подумайте и определите свое отношение к следующему вопросу. Важнейшим элементом политической культуры петровского времени с её традициями патриотизма было служение Отечеству, России. Но основной, определяющей оказалась традиция отождествления власти и личности самодержца с государством. Для политической истории России в дальнейшем это, как известно, имело самые серьезные последствия, ибо любое выступление против носителя власти трактовалось как выступление против персонифицируемых в его личности государственности, России, народа . Разделяете ли вы эту точку зрения ?

При изучении последнего вопроса темы обратите внимание на содержание военной реформы, западное и южное направление внешней политики России.

Западное - основное направление внешней политики России в 1699-1721 гг. Главные задачи: 1) борьба за выход к Балтийскому морю; прорыв экономической изоляции, от которого зависел успех реформ в России, преодоление ее экономической отсталости; 2) приобретение хозяйственно- освоенных земель в Прибалтике; 3) обеспечение безопасности западных и северо-западных границ России.

Южное - основное направление внешней политики России в начале и в конце царствования Петра I (90-е гг. XVII в. - до 1699 г., 1722-1724 гг.). Главные задачи:

1) борьба за выход к Черному морю;

2) обеспечение безопасности южных границ России ; 3)приобретение новых территорий и новых подданных.

Подумайте , какими обстоятельствами определялась активная внешняя политика Петра I ?

К концу XVII в. обширное Русское государство, территория которого простиралась от Каспийского моря на Юге до Полярного океана на Севере и от Польши на Западе до Тихого океана, Камчатки и Китая на Востоке, занимало в международных отношениях место, не соответствовавшее его  действительным силам и возможностям.

Вплоть до начала XVIII в., сфера участия России в европейских международных отношениях ограничивалась соседними  странами Восточной и Юго-Восточной Европы - Польшей, Швецией и вассалом Османской империи - Крымским ханством. Участие в западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические контакты со странами Западной Европы были эпизодическими. Правительства западноевропейских стран в свою очередь принимали в расчет силы и возможности России только в тех случаях, когда дело касалось пограничных с Россией государств. Полностью отрезанная от Балтийского моря, Россия задыхалась в тисках блокады, фактически осуществлявшейся ее западными соседями. Она была лишена естественных непосредственных связей с передовыми в те времена государствами Западной Европы, что тормозило ее развитие и сохраняло отставание от стран Запада в технике и культуре. Даже ее внешняя торговля в то время шла либо через соседние страны, оказываясь под контролем Швеции и Польши, либо велась по Белому морю и Ледовитому океану, вокруг Северной Европы, путем трудным, далеким , опасным для тогдашних небольших парусных кораблей. Едва ли нужно упоминать, что и те немногочисленные суда, которые приходили в северные порты России, были судами иностранными, так как собственного торгового флота у России не было.

Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра I, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имела очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий . Обоснуйте этот вывод .

Познакомьтесь по Хрестоматии с ,,Уставом воинским’’ Петра I, который регламентировал состав и организацию армии, отношения командиров и починенных , обязанности армейских чинов ( док №2 ); письмом Петра I царевичу Алексею о победе над Полтавой, выдержками из Ништадского мирного договора 1721 г.(док. №1 ,3 )

На первом этапе, ставшем ввиду поражения под Нарвой оборонительным, военной инициативой владела Швеция, чьи полки заняли Польшу, Саксонию, вторглись в Россию. Поэтому Петр решал проблему сохранения и преобразования армии, накопления военного потенциала страны. Воспользовавшись отсутствием крупных шведских сил в Восточной Прибалтике, сумел занять Ингрию и основать Петербург и Кронштадт.

Полтавская победа позволила Петру перехватить инициативу, которую он развил, укрепив свое положение в Ингрии, Карелии, заняв Лифляндию и Эстляндию, а затем вступив в Германию, где при содействии Дании, Саксонии, отчасти Пруссии и Ганновера было начато наступление на шведские владения в Померании. В течение неполных шести лет союзники  вытеснили шведов из всех их заморских владений. Но в ходе раздела шведских владений отчетливо проявились изменившиеся под влиянием блистательных побед на суше и на море претензии России.

Во-первых , Петр отказался от прежних обязательств, данных союзникам , ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами после Смуты начала XVII в., - Ингрией и Карелией. Занятые силой русского оружия Эстляндия и Лифляндия уже в 1710 г. были  включены в состав России. Резко усилившиеся армия и флот стали гарантией этих завоеваний. Во-вторых, начиная с 1712 г. Петр стал вмешиваться в германские дела.

Ништадтский мир 1721 г. юридически оформил не только победу России в Северной войне, приобретения России в Прибалтике, но и рождение новой империи: очевидна связь между празднованием Ништадтского мира и принятием Петром императорского титула. Возросшую военную мощь царское правительство использовало для усиления влияния на Балтике.

Петром двигали не только политические мотивы, стремление добиться влияния в Балтийском регионе, но и экономическое интересы. Меркантилистические концепции, которые он разделял, требовали активизации торгового баланса; можно говорить о доминанте торговых задач в общей системе внешней политики России  после  Ништадтского мира . Своеобразное сочетание военно-политических и торговых интересов Российской империи вызвало русско-персидскую войну 1722-1723 гг., дополненную попытками проникнуть в Среднюю Азию. Знание конъюнктуры международной торговли побуждало Петра захватить транзитные пути торговли редкостями Индии и Китая. Завоевание южного побережья Каспия мыслилось отнють не как временная мера. Присоединив к России значительные территории Персии (1723 г.), построив там крепости, Петр вынашивал проекты депортации мусульман и заселения прикаспийских провинций православными. Создание плацдарма на Каспии свидетельствовало о подготовке похода на Индию; своеобразный «индийский синдром», владевший многими завоевателями (ибо нет подлинной империи без богатств Индии), не миновал Петра. С той же целью была предпринята авантюристическая попытка присоединить к империи Мадагаскар, для чего в 1723 г. секретно готовилась экспедиция адмирала Д. Вильстера .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.