Рефераты. Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ






p> В эпоху индустриального общества появилась необходимость увеличить время на подготовку рабочей силы. Принижена роль семьи, общество имеет возможность содержать молодежь до того времени, пока она приобретет квалификацию.

Такое положение молодежи называют маргинальным, т.к. соединены в нем полноценные, но еще социально незрелые члены общества.

У молодежи формируются специфические запросы, направленные на потребление и получение удовольствия. Формируется особое сознание: инфантилизм, эгоизм, максимализм требований. Возникает несоответствие между теоретическими знаниями и умением их воплотить. Неустойчивость социально- политических взглядов способствует появлению неформальных молодежных групп.

Воспитание – это создание благоприятных условий для всестороннего развития личности. Для воспитания необходимо:

1) Изменить систему образования, чтобы знания можно было применять на практике.

2) Развивать самоуправление и самообслуживание.

3) Развивать исследовательскую деятельность.

4) Вовлекать в общественно-политическую жизнь.

2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности:

Самопознание невозможно без познания, а познание начинается с познания окружающего мира.

Самопознание – процесс, когда человек оценивает самого себя, свои знания, возможности, как бы наблюдая за самим собой со стороны. Оно способствует самоопределению личности, выбору своей жизненной позиции, целей и средств самореализации. Самопознание способствует расширению границ собственных возможностей человека, постановке целей, адекватных индивидуальным особенностям.

Ответственность – выражает способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за действия и поступки, добровольно выполнять какие-либо требования.

Виды ответственности:

- гражданская

- правовая

- индивидуальная

- коллективная

- совесть (это эпическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, к самостоятельному формированию для себя нравственных обязанностей).

Свобода личности является основой социального и правового положения человека в обществе.

Формы проявления:

1) Внутренняя свобода, присущая человеку и отличающая его от других живых существ.

2) Свобода от ограничения и насилия, от неравноправия и различных форм дискриминации в обществе. Свобода проявляется в запрещении предпринимать по отношению к личности действия, противоречащие человеческому достоинству и ущемляющие права.

3) Свобода – как деятельностная характеристика личности. Свобода предполагает выбор различных вариантов различного отношения человека к миру.

«Свобода» носит социальный, конкретно-исторический характер. Свобода – познанная необходимость.

Свободы и права граждан закреплены документально во Всеобщей декларации прав человека от 1948 года, принятой ООН.

В 1966 году – документы об экономических, социальных и культурных правах.

Поведение человека должно соответствовать нормам права и морали.

2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:

Сознание – отличие человека от животных, проявляющееся в способности рассуждать и мыслить абстрактно.

Сознание – высший уровень отражения человеком действительности.

1) Сознание – рефлексивная способность, т.е. готовность к познанию других психических явлений и самого себя.

2) Мысленное представление и воображение действительности.

3) Сознание связано с речью. Сознание – способность к коммуникации.

Сознание имеет сложную структуру:

- Ощущения

- Восприятие

- Представление

- Понятие

- Мышление в целом

- Способность к иррациональному мышлению

- Волевые процессы

- Интуиция

- Страх

- Ненависть

- Чувство вины, раскаяния, радости и пр.

- Бессознательные или подсознательные формы реакции и саморегуляции, а так же подавление культурой и воспитанием животных инстинктов.

Бессознательное – совокупность психических процессов, не представленных в структуре сознания. Философская концепция была сформулирована Лейбницем, как низшая форма духовной деятельности, лежащая за порогом осознаваемых представлений.

Фрейд: бессознательное – некая сила, по своей природе противоположная сознанию.

Выделяют четыре класса проявлений бессознательного:

1) Сверхиндивидуальное – некое поведение, усвоенное человеком.

2) Неосознаваемое – побудительные мотивы деятельности, как смысловые поведенческие основы личности. Выражаются в стремлениях, влечениях, реакциях

3) Стереотипы – автоматическое поведение.

4) Психологические реакции человека на различные раздражители, в которых он сам себе не отдает отчета.

Бессознательное стремится к получению удовольствий и психическому комфорту, а сознание с помощью социальных норм стремятся ввести подсознание в социально приемлемые рамки.

2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:

Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры.

Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).
Познание бывает чувственное и рациональное:

1) Чувственное познание:

Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах: а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов. б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета. в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание:

/От лат. ratio – разум/

Необходимый этап познавательной деятельности человека. а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие. б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках. в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное:

Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию).

Критерии истины:

В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека.
Мнения разделились:

1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.

2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт. Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания.

Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.

Объективна ли истина (?):

Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов.

Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.

2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:

1) Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каким он есть.

2) Полученный результат не должен зависеть от частных мнений авторитетов.

3) Полученные данные могут найти применение в будущем.

Многие законы науки сначала выступают в форме гипотез. Для их проверки используются теоретические построения, расчеты, эксперименты, моделирование. Из всего этого следует научное открытие.

Мыслительный эксперимент – одна из разновидностей моделей, используемых в науке. Рассуждение строится по принципу: такое могло бы быть.

Все познание можно разделить на знание и веру. Знание – научное представление об устройстве мира, о миссии и роли в нем человека, а вера – объяснение устройства мира с точки зрения религиозных представлений.

Люде делятся на две группы:

1) Опирающиеся на научные знания. Они активны, внутренне независимы, открыты новым идеям, готовы гибко приспосабливаться к изменениям в жизни.

2) –

Возникает мнение, что наука не может решить ряд возникших проблем и ведет цивилизацию к гибели.

2.12. Науки, изучающие человека:

1) Биология

2) Медицина

3) Экология

+ 11 из 1.2.

3. Экономическая сфера:

3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов:

Экономика (от греч. – хозяйство, ведущееся в соответствии с законами) в широком смысле составляет экономическую сферу жизни общества. В нее входят производство различных благ, обмен, денежное обращение, налоги, выплаты из государственной казны и пр.

Экономика – народное хозяйство, включающее области производства и непроизводственные сферы.

1) Материальное производство: а) Промышленность б) Сельское и лесное хозяйство в) Транспорт и связь г) Строительство д) Торговля и общественное питание е) Материально-техническое обеспечение

2) Отрасли непроизводственной сферы (социально-культурной сферы): а) Культура б) Образование в) Здравоохранение г) Социальное обеспечение д) Наука е) Управление ж) ЖКХ з) Бытовое обслуживание населения

Экономика – совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.

3.2. Измерители экономической деятельности:

Цель экономической деятельности человека в повышении благосостояния большинства, создании материальных условий для свободы людей, увеличения их социальной защищенности.

Измеритель экономической деятельности – ВПК (статистический показатель, измеряющий совокупную рыночную ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года).

Если из ВВП вычесть стоимость амортизации, то получим ЧНП (чистый национальный продукт). Исключив из ЧНП косвенные налоги, уплачиваемые государству, получим НД (национальный доход). НД выступает как совокупный доход собственников всех ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.