2. Человек:
2.1. Человек:
Одна из основных философских проблем – вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире.
Демокрит: человек часть космоса, «единого порядка и стоя природы». Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.
Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.
Декарт: «Мыслю, значит существую». Специфика человека в разуме.
Франклин: человек – животное, производящее орудия.
Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.
Фейербах: человек – венец природы.
Рабле: человек – животное, которое смеется.
Ницше: главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.
Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно- трудовой деятельности.
Религиозное представление: 1) божественное происхождение человека;
2) признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных;
3) человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.
Научные представления о происхождении человека:
1) Биология, анатомия, генетика.
2) Теория естественного отбора.
3) Влияние труда.
/4) Космическое происхождение (теория палеовизита)/
Проблема происхождения человека остается тайной.
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.
Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад.
Природные факторы, повлиявшие на выделение человека:
1) Изменение климата.
2) Исчезновение тропических лесов.
Социальные факторы:
1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями).
2) Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани).
3) Регулирование семейно-брачных отношений (экзогамия).
4) Неолитическая революция (переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).
Человек, по своей сути – существо биосоциальное (био – часть природы, социо – часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Проявляется биологическая природа в анатомии и физиологии. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком только вступая в контакт с другими людьми.
Отличия человека от животных:
1) Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ.
2) Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности.
3) Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности.
4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.
5) Человек обладает самосознанием.
2.3. Личность и социализация личности:
Личность (от лат. «персона») – маска, в которой выступал античный актер.
Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений.
Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д.
Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.
Индивидуальность:
Индивид – один из людей.
Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.
----| |---- (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков.
Характер (от греч. «печать», «чеканка») – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.
Индивидуальность (философия) – неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты.
В науке существуют два подхода к характеристике личности:
1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей.
2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах.
Социализация – процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия.
Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т.к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом.
Тема о роли личности в истории отдельных комментариев не требует.
2.4. Бытие человека:
Основные формы бытия:
1) Бытие процессов природы, а так же вещей, произведенных человеком.
2) Бытие человека.
3) Бытие духовное.
4) Социальное бытие.
Индивидуальный аспект человеческого бытия (рассматривает жизнь человека от рождения и до смерти). Бытие зависит от природных данных, от общественно-исторических условий. Первичная предпосылка бытия человека – это потребности его тела. В природном мире человек существует как тело и зависит от циклов развития природы. Чтобы дать жизнь духу, надо обеспечить жизнь телу.
Личностный аспект бытия человека – усвоение индивидом достижений человеческой культуры. Эгоизм потребностей перекрывается поступками и действиями «окультуренного существа».
Социальное бытие:
Жизнь общества, связанная с деятельностью и производством материальных благ. В центре социального бытия – труд.
Человеческая деятельность:
Деятельность – человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.
Структура деятельности человека:
Субъект, с его целями, мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками.
Объект – то, на что направлена деятельность.
Виды деятельности человека:
1) Материальная деятельность.
2) Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей).
3) Духовная.
5) Коммуникативная (процесс общения).
6) Игровая деятельность.
7) Деятельность по обслуживанию людей.
2.5. Творчество:
Духовная деятельность человека и все другие виды деятельности включают в себя творчество, т.е. конструктивно-продуктивную деятельность по созданию нового, ни когда ранее не бывшего в человеческой культуре.
Творчество является высшей формой человеческой деятельности, оно характеризуется неповторимостью по результату, оригинальностью и уникальностью. Различные виды деятельности включают в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является любая деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с целями и потребностями человека. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование уже имеющихся знаний.
Процесс творчества включает в себя:
1) Воображение (позволяет опередить практику и предвидеть возможные изменения).
2) Фантазия (построение образа или наглядной модели).
3) Интуиция (знания, условия получения которых не создаются).
Бердяев: творчество – создание нового, не бывшего в мире. Бог создал мир из ничего. Человек продолжает творение мира, начатое богом, но человек, в отличии от бога, нуждается в материале. И результатом его творчества является вся материальная и духовная культура.
2.6. Цель и смысл жизни человека:
Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию.
Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:
1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма.
Вывод: жизнь бессмысленна.
Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть.
Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.
2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности.
3) человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.
Смысл жизни человека:
1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни.
2) Смысл жизни в самой жизни.
3) Человек должен дополнить биологическое существование социально- значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми.
2.7. Личность, ее социализация и воспитание:
/См. 2.3./
Молодежь – особая социально-демографическая группа с только ей присущим образом жизни, типом поведения, особой культурой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16