Рефераты. Концепции естественного права и общественного договора в истории политических учений






Концепция происхождения государства из общественного договора вполне складывается только в “Двух трактатах о государственном правлении”.  По предположению философа, в давние времена вследствие роста народонаселения появились тревожные симптомы перерастания естественного состояния в “войну всех против всех”. Именно в этот момент люди предпочли совместным и, возможно, “молчаливым” решением учредить государства и вручили первообразованным правительствам исполнительную власть.

Из анализа соотношения естественного и общественных состояний в философии истории Локка видно, что в отличие  от Гоббса он считает, что общество сложилось или складывалось до появления государства, государство же призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Верховным сувереном в государстве является не правительство, а нация. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, например отнимая собственность граждан и произвольно ею распоряжаясь, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию. Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет.

В “Трактате о государственном правлении” Локк формулирует три основных прирожденных права личности, которые индивиды признают друг за другом в “естественном состоянии” и которые затем гарантируются самим государством: это право на жизнь, свободу и собственность. Эти три права образуют конституционный базис правового порядка и впервые делают возможным законодательство, не стесняющее, а эмансипирующее по своему основному смыслу - законодательство, сама возможность которого была непредставима для традиционного юридического мышления. Локк пишет: “ Целью закона является не ограничение,  а сохранение и расширение свободы. Она представляет собою свободу человека располагать и распоряжаться как угодно своей личностью, своими действиями... и всей своей собственностью”.

Естественно правовые учения во Франции.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) французский философ и писатель моралист. В области политической философии Руссо стал оригинальным истолкователем происхождение социального неравенства и путей преодоления его отрицательных следствий.

Руссо готов признать частную собственность лишь на ту часть земли и иное имущество, без которых не в состоянии обходиться трудящихся своими руками земледелец. Собственность принесла в общественное состояние имущественное расслоение, взаимное соперничество и бесправие беднейшего сословия.

В этой анархической обстановке богатые люди сумели хитростью и насилием навязать большинству общественный договор. Это был договор о создании гражданского общества и учреждений государственной власти, а также о соответствующих законов, которые по общему замыслу должны охранять жизнь и собственность всех, но оказались приспособленными как ранее выгод имущих и богатейших. Эти законы, замечает Руссо, “связывали новыми путами слабых и придавали новые силы богатым, разрушая без возврата естественную свободу и устанавливая навсегда законы собственности неравенства”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Естественно правовые учения в России.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) в оде “Вольность” (1783) расценил казнь английского короля как осуществление естественного права народа на освобождение от внешнего угнетателя. “Ликуйте склепанны народы! Се право мшенное природы на плаху привело царя!”

В публицистическом очерке “Путешествие из Петербурга в Москву”(1790) изложил в доходчивой  форме идеи естественного права человека быть свободным и на этом основании осуществил разоблачительную критику  российского крепостничества и самодержавного деспотизма. Государство создается в связи с появлением часной собственности и оформляется общим договором в целях обеспечения благой жизни, включая защиту слабых и обездоленных. Главным участником этой договоренности является народ, который сохраняет суверенную власть в государстве и поэтому никогда не согласится на рабство, поскольку рабство в этом случае противоестественно.

Законы государства должны быть основаны на естественных правах людей. Если закон не основан на естественном праве, то он не должен считаться действительным, поскольку основанием права является справедливость, а не сила.

Социальный идеал Радищева – общество равных и свободных собственников. Сторонник естественно – правовой теории и общественного договора с приматом незыблемых прав народа как единственного источника верховной власти. Считал феодальную собственность плодом грабежа и насилий. Народу должны быть обеспеченны следующие естественные права: свобода мысли, слова, деяния, защиты самого себя, когда закон не в силах защищать, а также право собственности и право быть судимыми себе равными.

 Если мы уделяем закону часть наших прав и нашей природной власти, то это делается лишь для того, чтобы власть была употребляема в нашу пользу – так Радищев растолковал азбучные истины происхождения власти государства из общественного договора.

Естественно правовые учения новейшего времени.

Проблематика естественного права была оживлена немецким правоведом Рудольфом Штаммлером (1856-1939) различением права справедливого и права не справедливого. Если признать, что право (закон) бывает периодически несправедливым то вполне оправданным делается различие права справедливого современного (актуального) и права справедливого исторического. Справедливое право может быть названо также правильным правом, то есть таким, которое отвечает определенным родовым признаком права – его способности воплощать индивидуальные и общественные (колективические)  ценности. Так возникла концепция естественного права (справедливого права) с исторически меняющимся содержанием.

Естественно – правовая ориентация в правоведении сохранила свое значение и в последующие исторические периоды. Новый подъем “возрожденного естественного права“ пришелся на окончание Второй Мировой войны в ходе которой формальная законность нацистского и фашистского режима вновь сделала азбучной истину о не совпадении справедливого и не справедливого закона, или, в других словах, о не совпадении права и закона не только в германском измерении.

Однако в 50-х гг. Артур Кауфман (Естественное право и  историчность. 1957) выступил против возведения в абсолют элемента исторической изменчивости в содержании права и подчеркнул в этой связи, что естественно – правовое восприятие права основано на признании и допущении постоянного наличия и действия внепозитивных правовых принципов. Вместе с тем  он соглашается с восприятием права как исторически меняющегося феномена, в содержании которого включаются некоторые внеюредические факторы, действующие “ здесь и сейчас”. В 70-х гг. Кауфман откажется от этих позиций и объявит о “бесплодности естественно правовых учений”.

Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского, чье учение в 1879 г. Получило одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Концепция Маритена, как и концепция других последователей неотомизма, построена на соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики. Источником естественного закона, согласно концепции Маритена, является бог, которой обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями не несет перед ними моральных обязанностей. Маритен определял естественный закон как установленные божественным разумом “универсальные нормы права и долга”. Бог – первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. “Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсолютом”. В его сочинениях подчеркивалась также роль католической церкви как хранительницы  естественного права.

Маритен предложил собственную классификацию прав человека разделив их на три вида.

Фундаментальные права личности (человека как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа.

Политические права (или права гражданина) определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права и образуют его продолжение, ибо установление государственной власти  становятся законом лиш в силу их соответствия естественному праву.

Социальные права человека ( права трудящегося ) охватывают: право на труд, право объединятся в профсоюзы, право на справедливую заработную плату право на социальное обеспечение в случае безработице или болезни, по старости и т.п.

Учения Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948г.

С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., международного пакта о гражданских и полетических правах 1966г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.     









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Современное понимание естественного права вместе с тем существенно отличается от предшествующих трактовок. По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились прежде всего взгляды на человека как носителя естественных прав. В отличие от доктрин прошлого, правоведение 20 в. рассматривает человека не с точки зрения об   изолированном  обособленном индивиде, а со стороны его социальных взглядах, как участника многообразных общественных и полетических связей. Т.е. теперь естественные права не только неприкосновенные права личности, гарантирующие ее независимость от государственной власти, но и социально -  экономические  права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства). Т.е. естественные права изменяются параллельно изменениям потребностей человека. 

   















Список литературы.

1.     Учебник под ред. В.Г.Графского «История полетических и правовых учений.» /Проспект/ Москва 2005г.

2.     Под ред. А.Н.Хорошилова  «История политико-правовых учений» /Москва 2001г.

3.     Под ред.доктора юридических наук профессора О.Э.Лейста «История полетических и правовых учений» /Зерцало/Москва 2000г.

4.     Под ред. В.С.Нерсесянца «История полетических и правовых учений» /Москва 1995г.-736с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.