Рефераты. Концепции естественного права и общественного договора в истории политических учений






Естественно правовые учения в Голландии.

Гуго Гроций (1583-1645)- выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей ранне буржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права нового времени, основатель теорий естественного права и общественного договора.

Естественное право, согласно Гроцию, это и есть “право в собственном смысле слова”, и “оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и  выполнять возложенное на нас по отношению к ним обязанности”. Источником этого права в собственном смысле (то есть естественного права, которое вместе с тем есть справедливость) является, вовсе не чья либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность) то есть естественное право, по мнению Гроция, порождено потребностью людей в общении друг с другом.

     Г. Гроций высказал некоторые суждения, касающиеся теории договорного характера возникновения государства. Он смотрел на государство как на “полное соединение свободных людей” на основе договора между ними. Из данного договора выводятся им все принципы и нормы государственного права, регулирующие деятельность государств, выполнения им своих функций.

К основным функциям государства Гроций относит: решение вопросов о войне и мире; заключение и расторжение государственных договоров; издание законов; осуществление правосудия; взимание налогов и другие. Подчеркивается что государство является “носителем верховной власти”.

Естественно правовые учения в Германии в 17-18 вв.

Опустошительная Тридцатилетняя война (1618-1648) пагубно отразилась на социально-экономическом состоянии Германии. Раздробленная на сотни самостоятельных княжеств, она заметно отставала от Голландии, Англии и Франции. Но спудом консервативной крепостнической системы медленно пробиваются ростки капитализма, возникает оппозиция существующему режиму и появляются идеологи, в произведениях которых отражаются интересы  и нужды новых общественных сил. На исходе 17 в. зарождается  немецкое Просвещение.

   Строить политическую науку на светской основе в Германии первым начал Самуил Пуфендорф (1632-1694). В интерпретации Пуфендорфа, предпринявшего попытку синтезировать соответствующие взгляды Ж. Бедина, Г. Гроция и Т. Гоббса, естественное право выглядело универсальной социальной этикой, нормы  которой должны были регулировать поведение всех людей независимо от их ранга и имущественного положения, государственной принадлежности и полетических убеждений. Такой взгляд на природу естественного права проистекал из мнения Пуфендорфа о том, что всем без исключения индивидам свойственно нечто их объединяющее – стремление к жизни с ближними, с себе подобными, ибо существовать в одиночку человек не в состоянии: «… человеческая натура устроена таким образом, что вне общества мы не можем ни жить, ни сохранять наш род».

Исходным пунктом построений Пуфендорфа является концепция естественного, до государственного общества. В естественном общежитии нет “ войны всех против всех “ (как считал Т. Гоббс). Потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец страх перед возможным злом привели к тому, что человечеству пришлось распрощаться с первоначальной идиллической формой общежития. Был дан импульс к созданию государства, единственно надежного учреждения для безопасности людей.

Правовые основания государства суть два договора: собственно договор (pactum) и постановление (decretum). По первому договору отдельные индивиды соединяются  в устойчивое целое. Затем они выносят постановление о приемлемой для них форме правления. Это постановление обязывает избранного властителя заботится о благе народа, а граждан - подчинятся власти. Лишь с его подписанием государство начинает функционировать как таковое.

Назначение государства быть надежной порукой порядка и спокойствия в человеческом роде. Оно должно твердо поддерживать внешнюю безопасность людей, не позволять церкви вмешивается практическую мирскую деятельность; прерогатива духовенства – убеждения и совесть человека. Государство неизбежно ущемляет естественную свободу граждан, но не отменяет ее совсем. Оставшаяся часть естественных свобод (свобода вероисповедания, право собственности и т. п.) неприкосновенна; это область частной жизни индивида. Нормы права, посягающие на эти естественные свободы, нельзя признать законными.         

 Особенности правовых взглядов Гоббса.

Дальнейшее развитее теории естественного права и общественного договора получило в трудах английского философа  Томаса Гоббса (1588-1679). Речь идет о таких работах как "Философские основания учения о гражданине" и "Левиафан". В них он подробно излагает свои представления о естественном состоянии общества и вытекающей из нее естественной природе человека, о естественном праве и о появлении государства в результате заключенного между людьми общественного договора.

Он считал, что в естественном состоянии все были равны, имели равные права. Человек - существо эгоистическое, склонное к порокам, и потому в естественном состоянии происходили постоянные войны. Над человеческими пороками доминируют страх смерти и инстинкт самосохранения. Естественное состояние, помноженное на разум (предвидение последствий), приводит к тому, что в обществе начинает действовать главный естественный закон - стремление к миру.

Тогда в силу вступает 2й естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Люди заключают договор, и вступает в силу 3й закон - люди обязаны соблюдать заключенные ими соглашения. Далее следуют еще несколько законов, и в итоге человек приходит к следующему естественному закону: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе (основной принцип гражданского общества).

Однако претворить в жизнь естественные законы может лишь сильная абсолютная власть государства. Абсолютная власть ограничивает стремления людей, принуждает человека соблюдать естественные законы. То есть Гоббс обосновывает необходимость государства в виде общественного договора, где люди согласились передать все свои естественные права монарху и подчинится ему в обмен на закон.

Конструкция естественного права  в учении Джона Локка.

Представляют интерес политические взгляды соотечественника Т. Гоббса английского философа и политического деятеля Джона Локка (1632-1704). Он выступил как основоположник идей буржуазного либерализма, обосновывая необходимость свободы личности как главного принципа функционирования гражданского общества и государства.

 Свои по­ли­тические взгля­ды и ус­та­нов­ки Локк обос­но­вы­вал при по­мо­щи фи­ло­со­фии ис­то­рии, ядром которой бы­ли уче­ния о ес­те­ст­вен­ном пра­ве и об­ще­ст­вен­ном до­го­во­ре. По мне­нию Лок­ка, из­на­чаль­но су­ще­ст­во­ва­ло ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние лю­дей, од­на­ко это не бы­ла гоб­бсо­ва “вой­на всех про­тив всех”. В этом со­стоя­нии ца­ри­ла вза­им­ная доб­ро­же­ла­тель­ность, т.к. ка­ж­до­му хва­та­ло пло­дов зем­ли и во­ды и ка­ж­дый мог на­ко­пить дос­та­точ­ную для не­го соб­ст­вен­ность. Ина­че го­во­ря, ча­ст­ная соб­ст­вен­ность су­ще­ст­во­ва­ла за­дол­го до  ус­та­нов­ле­ния го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти и не­за­ви­си­мо от ее воз­ник­но­ве­ния. Локк раз­ви­вал по­ло­же­ния, ра­нее вы­ска­зан­ные др. английскими дея­те­ля­ми вре­мен ре­во­лю­ции се­ре­ди­ны 17 в.

Лок­ков­ская кон­ст­рук­ция “ес­те­ст­вен­но­го пра­ва” -  это уже не про­сто сис­те­ма тео­ре­тических по­сту­ла­тов. Это пря­мая дек­ла­ра­ция “не­от­чу­ж­дае­мых прав”, со­во­куп­ность которых мыс­лит­ся как ос­нов­ной за­кон вновь уч­ре­ж­дае­мо­го (ра­зум­но­го) общественно­го строя. На уче­ние Лок­ка пря­мо опи­ра­ет­ся кон­сти­туционная прак­ти­ка се­ве­ро­аме­ри­кан­ских шта­тов, их зна­ме­ни­тые бил­ли о пра­вах. Локк был пер­вым в ис­то­рии фи­ло­со­фии, уча­ст­во­вав­шим в со­став­ле­нии пер­во­уч­ре­ди­тель­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го ак­та  он на­пи­сал кон­сти­ту­цию для Се­вер­ной Ка­ро­ли­ны, которая в 16­69г. бы­ла одоб­ре­на со­б­ра­ни­ем на­род­ных пред­ста­ви­те­лей и всту­пи­ла в си­лу.

Ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся Лок­ком как со­во­куп­ность от­но­ше­ний сво­бо­ды, ра­вен­ст­ва и вза­им­ной не­за­ви­си­мо­сти лю­дей. Его идеа­ли­зи­ро­ван­ные пред­став­ле­ния оз­на­ча­ли апо­ло­гию бур­жу­аз­ной, но от­нюдь не фео­даль­ной соб­ст­вен­но­сти: ведь по­след­няя, по Лок­ку, не от­ве­ча­ет тре­бо­ва­ни­ям сво­бо­ды и доб­ро­же­ла­тель­но­сти. В этих пред­став­ле­ни­ях на­хо­дил свое вы­ра­же­ние и прин­цип бур­жу­аз­но­го ин­ди­ви­дуа­лиз­ма: “ра­вен­ст­во” лю­дей в смыс­ле их рав­но­го пра­ва на лич­ную ини­циа­ти­ву  вовсе не предполагало у Локка требований уравнения собственности. Такие требования были характерны для радикально-демократических идеологов революционных лет вроде Джона Лильберна, но Локк их отвергал.

В разгар революции  левеллеры выдвинули и другую идею - о подотчетности правительств народу, согласно общественному договору. Эта идея зафиксирована в трактате поэта Джона Мильтона “Права и обязанности короля и правителей...” (1649). Учение об общественном договоре прогрессивное для своего времени, использует и Локк. Его мотивом пронизан уже Локков “Опыт о веротерпимости” (1667), и оно направляется философом против феодально-теократических концепций, что со всей резкостью выражено в “Двух трактатах о государственном правлении”.

Можно сказать, что  достаточно широкие демократические слои доросли до адекватного понимания философско-правовых идей, и с др. стороны сама новаторская философия права развилась до такой степени, чтобы принять в себя ряд право сознательных запросов, стихийно вызревших в массовом движении 16-17 вв..  Учение Локка впервые угадало и аналитически прояснило буржуазно-демократическую, законодательную волю, а эта последняя впервые узнала себя в принципах  “естественного права”.

Учение об общественном договоре теории естественного права содержалась в незавершенном наброске “Опытов о законе природы”. И хотя теория Локка в начале 60-х годов еще не сложилась, уже видна ее связь с его философско-историческими построениями: никаких политико-моральных врожденных идей (знаний) нет, но опыт направляет мысли людей на открытие их прирожденных прав, возможностей и обязанностей. В этой не опубликованной при жизни философа работе свободная воля господа как источник благочестивых социально значимых моральных предписаний как бы конкурирует с необходимо возникшим естественным законом самосохранения, который с благочестием не имеет ничего общего и связывается с ним только искусственно. Эта двойственность преодолевается победой закона природы, и, хотя в “Двух трактатах о государственном правлении” к  “законуну природы и разума” добавляется изредка ссылка и на его божественную санкцию, она уже не имеет здесь ровно никакого содержательного значения; требования человеческой природы диктуют все. “Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым  и основным  позитивным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена этого общества”.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.