Таблица 4.2 - Политическая и правовая мысль в России XIV-XVI веков
Критерий оценки
Ф. И. Карпов
И. Пересветов
А. Курбский
Иван Грозный
Общая идея
Объединение людей для защиты собственных прав.
Царь полностью владеет всеми правами человека.
Государство
Сторонник сословно-представительной монархии, но дополнял монархию республиканскими элементами.
Сторонник сословно-представительной монархии, но обосновывает необходимость социальной опоры государства – дворянства.
Сторонник сословно-представительной монархии. Царь не должен осуществлять правление единолично.
Абсолютистская форма монархии. Царь не несет ответственности ни перед кем, даже перед Богом.
Управление (власть)
Государство должно действовать на основе правды, закона и милости. Разделение государства и церкви. Полное подчинение церкви светской власти. Власть дана царю для справедливого управления, защиты невинных и т.д.
Властью должны обладать образованные мудрые люди. Продвижение по службе и назначения на посты только по заслугам.
Царь наделяется властью и ответственен перед народом. Народ имеет право на сопротивление несправедливому царю.
Власть царя – божественна.
Власть царя - божественна, абсолютна
Отношение к человеку (обществу)
Человека могут легко испортить власть и богатство, и тогда он будет грабить и унижать подданных ему.
Человек имеет право на свободу. Отвергает все формы закрепощения крестьян. Несвободный человек может изменить государству.
Человек обладает естественными неотъемлемыми правами, и при их ущемлении имеет право их защищать.
Человек беспомощен перед царской властью. Государство вмешивается во все сферы жизни человека.
Чьи интересы защищали
Дворянство
Правящего монарха
Таблица 4.3 – Политические идеи русских мыслителей XVII века
Петр I
М.В.Ломоносов
А.Н.Радищев
мыслителя
Укрепление государственной власти.
Улучшить жизнь общества, можно лишь посредством просвещения
Общество свободных и равноправных собственников.
Монархия.
Основой государства видел самодержавие с сильным Императором.
Будущее государственное устройство России представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде.
Идеалом государственного устройства было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу.
С его точки зрения: благополучие, слава и цветущее состояние государства происходит: от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, от победоносных действий против неприятеля, с заключением придаточного и славного мира, от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами через купечество.
Радищев ставил знак равенства между всеми вариантами монархической организации власти. Не верил в возможность появления на троне просвещенного монарха. Критикует бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Концепцию разделения властей не признает, ибо только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя.
Простое и непринужденное приводящее к обесцениванию человеческой жизни и бесправию простого народа.
Восхвалял русское общество. Презрительно относился к западному обществу.
С его точки зрения у человека особая роль, он, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром.
Государства
Интересы науки и российского образования.
Защищал интересы народа.
Таблица 4.4 – Основные направления российской политической мысли XIX века
Н.С.Мордвинов
М.М.Сперанский
К.Д.Кавелин
Б.Н.Чичерин
Свобода человека, который не может быть собственностью другого
Опирался на теорию естественного права.
Естественные права человека как основа смысла права
Парламентская монархия
Конституционная монархия
Двухпалатный Сенат (парламент) с выборной нижней палатой
Видел необходимость в разделения властей, но так же и учитывал специфику России.
Власть должна выть инициатором и двигателем прогресса
считал необходимым введение представительных форм правления - двухпалатный парламент.
Необходимость отмены крепостного права в будущем
Видел необходимость дать человеку гражданские и политические права.
Каждый человек должен обладать свободой и правами, которые являются основой гражданского общества
Дворян-помещиков
Народа
5 ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ
Таблица 5.1 –Теория элит
Моска
Паретто
политическое учение теория
Таблица 5.2 – Теория бюрократии и государства всеобщего благоденствия
Вебер
Кейнс
Таблица 5.3 – идея технократии и третьей волны
Веблен
Тофлер
Технократия
Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни.
при правительстве должен существовать своеобразный «мозговой центр» из интеллектуалов, технических специалистов, способствующих более рациональной деятельности государства
Тоффлер настаивает на постепенном исчезновении государства-нации как института, порожденного Второй волной.
Переход власти от капиталистов к управляющим, администраторам, ученым, экспертам и другим. формирование «техноббюрократии»
Основой для власти служит не принуждение и сила, а знание и интеллект. Власть- неизбежная часть процесса производства
поведение человека зависит от инстинктов и привычек. Причем инстинкты человека, которые он наследует подсознательно, отличаются от инстинктов животных. Веблен выделяет инстинкты труда, мастерства, праздного любопытства, родительский инстинкт, инстинкт себялюбия, а также инстинкт подражания
Тоффлер видит будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе.
Люди науки и производственной индустрии
Таблица 5.4 – Теория конвергенции
Гэлбрейт
Арон
Сорокин
Основной задачей философии истории объявляется воссоздание и филос. осмысление исторического прошлого с помощью исторических фактов и источников. Вместо кантовского вопроса, в каких условиях историческая наука возможна, критическая философия истории ставит вопрос о том, возможна ли историческая наука, пригодная для всех времен. А. отвечает, что такую науку нельзя создать, т.к. исторический процесс очень дифференцирован и нет такой универсальной науки, которая охватила бы его целиком и полностью.
Сторонник конвергенции – схождение черт, характеризующих советское и западное общества. Если удастся избежать новой мировой войны, то доминирующей формой общества будет не капитализм, и не социализм, а некая интегральная форма, сочетающая в себе лучшее из обеих систем. Но в тоже время она будет характеризоваться новым типом личности, новыми социальными институтами, новыми культурными ценностями, не сводимыми ни к «капиталистическим», ни к «социалистическим».
переход к "новому социализму", включающий три главных звена:
Всесторонняя поддержка "рыночной системы".
Буржуазная национализация отдельных корпораций и расширение государственного сектора в экономике.
Создание системы «национального планирования».
Считал, что государство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство гражданам, а также обеспечить их выполнение.
Государство П.А. Сорокин описывает как одну из элементарных групп, понимая под ней фактически группу подданных (граждан) определённого государства.
Производство настолько усложняется, что ни один управляющий в нем не разбирается. Он лишь подписывает бумаги, которые готовят специалисты, представляющие техноструктуру. Это широкая социальная группа (конструкторские бюро, ученые, инженеры, экономисты, психологи, мастера, отдельные квалифицированные рабочие). Эти люди компетентны принимать решения и к ним переходит власть.
в границах индустриального общества утратил остроту и обоснованность исторический конфликт между капитализмом и социализмом, ибо они выступают как две разновидности одного и того же типа социума. Арон предвещал неизбежное поглощение социализма капитализмом (а не их слияние) ввиду более высокой эффективности экономики Запада.
«Каждый гражданин – носитель власти в известном объеме, в том, который диктуется принципом социального служения, откуда и следует, что иерархия власти и ее органов не исключается этой конструкцией, но поэтому же он несет на себе и всю ответственность и все обязанности власти»
В обществе складываются две системы – «рыночная система», охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и «планирующая система», куда входят корпорации, взаимодействующие с государством
Человек в отличие от животного историчен. Эту историчность А. рассматривает в трех смыслах: 1) человек как общественное существо всегда представляется только в историческом облике; он несет отпечаток того постоянно изменяющегося общества, к которому сам относится; 2) человек — продукт своей эпохи и своего прошлого, т.е. он представляет единство настоящего и прошлого; 3) только человек может рефлексировать о прошлом и будущем.
Понятие техники Арон трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к окружающей природной и социальной действительности. Понятие «индустриального общества» дало Арону возможность установить связь экономического роста, определяемого статистически-математическим путем, с общественными отношениями и возможными иными видами роста – культурного, цивилизационного, политического.
человек - интегральное существо. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо, активный участник творческого всей Вселенной. Человек не только сознательное творенье, но и сверхсознательный творец, создающий явления культуры, отличающиеся от явлений неживой природы и органического мира. Делит общество на страты- большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Социальная мобильность – перемещение людей из одной страты в другую.
Средний класс
Таблица 5.5 – Идеология постиндустриализма
Белл
Нейсбитт
Таблица 5.6 –
Даль
Дарендорф
Дюверже
Страницы: 1, 2, 3, 4