Таблица 1.4 – Древнеримская политическая мысль
Критерий оценки
Цецерон
Сенека
Общая идея
Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.
Государство
Государство определяет как дело, достояние народа. Государство и право возникают из природы людей, носят божественный характер, основаны на разуме и справедливости.
Идеал - аристократическую сенатскую республику.
Он считает, что вселенная - это естественная государство со своим естественным правом, признание чего - дело необходимое и разумное. Членами этого государства, по закону природы, есть все люди, независимо от того, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человечества, а лишь для ограниченного круга людей.
Управление (власть)
Управление государством – это сочетание науки и искусства, требующее знаний и добродетели, умения их практически применять в интересах общего блага.
Для устойчивости государства необходимы смешанные формы власти.
Сенека полагал, что монархия при справедливом царе, носителе разума, может быть залогом благоденствия государства
Отношение к человеку (обществу)
Народ – соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов. Сообщество состоит из разных групп: свободных, достойных людей и презренных (ростовщики, мелкие торговцы и др)
Все люди равны и в том смысле, что они – «сотоварищи по рабству», поскольку одинаково находятся во власти судьбы. Люди не в силах изменить мировые отношения, они могут только мужественно переносить предначертания судьбы.
Чьи интересы защищали
граждане
Богатые слои населения
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА
Политическая мысль в средние века была подвержена большому влиянию религии и церкви. Религия в этот период была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем его культуры. Вся политическая история средневековья характеризуется ожесточенной борьбой между римско-католической церквью, папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе, поэтому одной из центральных проблем политического знания того времени был вопрос приоритета власти.
В эпоху Возрождения и Реформации политические идеи из профеодальных перешли в анти феодальные, раннебуржуазные, подрывавшие устои старого средневекового мира. В первой половине XVI века начало разворачиваться широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической сути и религиозное по идеологической форме. Ближайшей целю этого движения было изменение доктрин римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройки взаимоотношений церкви и государства. Так же в эту эпоху возникает социализм.
Политическую мысль в Европе удобнее рассматривать разделяя ее на три направления: либеральное (таблица 2.1), церковно-реформаторское (таблица 2.2) и социалистическое (таблица 2.3).
Таблица 2.1 – Либеральная политическая идеология
Н.Макиавелли
Основа политики выгода и сила. Политика автономная сфера человеческой деятельности.
Умеренная республика, сочетающая демократический, аристократический и монархический элементы власти.
Для контроля допустимы любые средства (пренебрежение моралью), основа власти - хорошие законы и хорошее войско.
Правитель должен сочетать в себе черты льва и лисицы.
Человек наделен могучими творческими возможностями,
способен сопротивляться судьбе противопоставляя свою энергию и проницательность.
высшие слои общества
Таблица 2.2 – Политические воззрения реформаторов церкви
М.Лютер
Ж. Кальвин
Т.Мюнцер
Спасение в вере и государстве приближающимся к «Царствию Божьему».
Монархия
Олигархия,
Аристократическая республика
Форма демократии-
«христианский союз и братство»
В основе - светская власть монарха, освященная религиозным авторитетом
Руководство на основе практической целесообразности
Всякая власть – божественна
Запрет инакомыслия,
Управление в рамках доктрины тирании
Власть в руках простого народа
Управление на основе «общей пользы»,
Идеальное общество
Человек обязан исполнить свое призвание, назначенное богом
Человек – бессильное существо, подвластное Богу
Человек обладает свободной волей и не является послушным рабом
Аристократия
Духовенство,
Нарождающаяся
Буржуазия
Крестьяне, бедняки
Таблица 2.3 – Политические идеи представителей раннего утопического социализма
Т. Мор
Т. Кампанелла
Переход от частной собственности к общественной.
Государственное устройство Утопии характеризует четкая иерархическая система управления, нарушитель которой является преступником и отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения государственных институтов так как существующее устройство уже есть наилучшим, остается его только поддерживать.
Город Солнца — теократическая республика, организованная по образцу монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков.
В круг обязанностей должностных лиц Города Солнца входит также попечение о досуге, общении и здоровье каждого сословия. Государство вмешивается даже в творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое вдохновение.
Государственный строй несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием.
Общественное устройство Утопии основано на принципах социализма и справедливости. Более того, в Утопии действует коммунистический принцип - распределение по потребностям.
В городе Солнца господствует духовная аристократия
Система публичной власти складывается из трех ветвей.
Ветвями власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.
Венчает управленческую пирамиду власти верховный правитель — Метафизик, превосходящий всех граждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам.
Общество является результатом заговора богачей, которые силой, хитростью и обманом подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства.
Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку.
Установлено равенство мужчины и женщины. Община уравнивает людей. Они одновременно и богатые, и бедные. Богатые потому, что у них есть все, бедные потому, что у них нет своей собственности.
Бесправных слоев населения
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
В начале XVII века появляются два направления политической мысли. Первое направление требовало заменить феодально-сословное неравенство юридическим равенством, обосновывало незыблемость частной собственности, требовало защиты личности от феодального произвола. Нарождающаяся буржуазия была недовольна своим приниженным положением, ограничением прав, была заинтересована в ликвидации феодальных отношений и главным образом в превращении феодальной земельной собственности в капиталистическую, чтобы этим расчистить почву для широкого применении я наемного труда крепостных. Второе направление политической мысли выражало устремления того зарождающегося класса, который был предшественником пролетариата.
Страницы: 1, 2, 3, 4