Нельзя сказать, что власть не ощущает отчуждения от нее гражданского общества, усиления недоверия к ней различных социальных слоев.
Осознание неизбежности административных преобразований, критическую самооценку, понимание необходимости повышения эффективности работы государственного аппарата - все это показал репрезентативный опрос 1250 госслужащих из 11 федеральных министерств, ведомств, законодательных и судебных органов и 12 региональных органов власти Российской Федерации, проведенный в октябре‑ноябре 1999 года. Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам. Данные приведены в процентах от общего числа опрошенных – таблица 3[23].
Таблица 3. Результаты социологического опроса
государственных служащих Российской Федерации
«Что могло бы, по Вашему мнению, способствовать совершенствованию организации государственной службы России?» (Сумма ответов превышает 100% так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов).
Строгое следование законам РФ
47.1
Возрождение доверия к государственной власти со стороны общества
43.4
Приведение структуры органов государственного управления в соответствие с потребностями общества
33.6
Замещение должностей государственной службы только по конкурсу
17.9
Укрепление положения государственного служащего, повышение его авторитета (престижа) в обществе
45.4
Улучшение профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих
43.2
Усиление внимания к нравственным качествам государственных служащих
19.4
Создание специального федерального органа управления государственной службой
4.0
Обеспечение стабильности кадров государственной службы
23.4
Усиление мотивации эффективного и качественного труда
15.8
Другие меры
1.0
Государство, реформируя административную систему концентрирует усилия в следующих областях:
¨ во‑первых, повышение эффективности государственного аппарата и предоставление населению более качественных услуг;
¨ во‑вторых, развитие партнерских отношений между государственным и частным секторами и более четкое разделение их ответственности за решение возникающих проблем;
¨ в‑третьих, налаживание многосторонних связей между государством и гражданским обществом, привлечение населения к управлению общественными делами [24].
Много процессу реформирования государственной службы уделяет российский ученый А. В. Оболонский.[25]. Система администрации — атрибут любого государства. Но
различия между разными системами национальной администрации, бывают достаточно существенны, а корни таких различий чаше всего уводят далеко в историю страны. В частности, в одних государствах доминируют традиции централизма и строгой административной иерархичности, т.е. система "замкнута" на столицу; классический пример — Франция. В других традиционно превалируют региональные, локалистские административные учреждения, т.е. система носит как бы полицентрический характер; такой была на протяжении большей части своей истории и является сейчас Германия. В третьих администрация как бы вырастала из местного, коммунального самоуправления; крайний пример подобной модели развития — США, умеренный — Англия и Швейцария.
Но не будем вдаваться в анализ всех типологических различий. Для нашей темы важно, что Россия традиционно управлялась различными модификациями "государевой" службы. Неоднократно менялись политическое устройство, даже общественно-экономические формации, но не глубинные основы административной системы. Так, с введением в 1722 г. "Табели о рангах" принцип породы был потеснен принципом выслуги, хотя полностью и не заменен им. После 1917 г. на смену им пришел принцип номенклатуры, что тоже вполне вписывалось в традиции "государевой" службы. И сейчас, в постсоветские времена, мы по существу тоже имеем дело еще с одной ее модификацией, причем производящей довольно странное впечатление в конце XX века, когда в развитых странах в развитии госслужбы доминируют совсем иные тенденции: традиционная ее иерархичность хотя и сохраняется, но играет все меньшую роль, количество административных ступеней уменьшается, расширяются возможности альтернативных путей выдвижения на достаточно высокие посты. Да и вообще набирающее сейчас силу интеллектуальное движение, амбициозно именующее себя "административной'' или "постбюрократической" революцией, хотя и не удовлетворило пока в полной мере своих притязаний, но ищет пути кардинальной модернизации управления совсем в иной плоскости, нежели реставрация обветшавшей еще полтора века назад чиновной лестницы. [26]
А. Оболонский также рекомендует проведение некоторых практических мероприятий по реформированию государственной службы:
1. Одобрение в целом и поддержка на высшем политическом уровне концепции административной реформы, признание работы по ее подготовке и проведению одним из государственных приоритетов и принятие всех необходимых мер по ее обеспечению.
2. Разработка и принятие Кодекса государственной службы (КГС), в концепцию которого следует заложить изложенные принципы реформы, единые стандарты для федеральной, региональной и муниципальной службы, а также механизмы создания в РФ госслужбы, отвечающей современным и перспективным потребностям общественного развития.
3. Подготовка Указа Президента РФ о системе управления в сфере кадровой политики и Положения о задачах и функциях кадровых служб, закрепляющего следующие меры:
создание двойной кадровой вертикали;
включение в состав кадровых органов и подразделений аналитических служб;
образование комиссий по отбору и аттестации кадров с включением в их состав представителей научных и образовательных учреждений соответствующего профиля с трехлетним циклом их персональной ротации. Эти комиссии должны заниматься: разработкой общих критериев и квалификационных требований к госслужащим по сферам управленческой деятельности; маркетингом персонала, кадровым менеджментом, формированием заказов на подготовку и переподготовку госслужащих; проведением отборочных тестов, организацией аттестации и квалификационных экзаменов и конкурсов; помощью служащим и контролем за прохождением испытательного срока; анализом личностных и деловых качеств служащих; составлением списков кандидатов на должности в аппарате; организацией профессиональной переподготовки работников кадровых служб (по специальности менеджеров по персоналу); анализом эффективности работы служащих на основе учета затрат времени по видам работы.
4. Построение двойной кадровой вертикали по возможной модели: 1) Управление кадровой политикой Администрации Президента — Совет по вопросам кадровой политики — Государственный комитет по делам госслужбы при Правительстве — кадровые службы министерств и ведомств; 2) кадровые службы двойного подчинения в регионах при главах регионов и представителях Президента.
5. Составление списков кадрового резерва, иными словами — "демократической номенклатуры", с разделением ее по уровням.
6. Целенаправленное проведение политики обновления аппарата. в частности за счет поощрения и организационного обеспечения ротации кадров по "спирали" регионы — центр — регионы, а также привлечения на достаточно высокие должности людей из сфер бизнеса, производства, науки, демобилизуемых из вооруженных сил специалистов, молодых специалистов с управленческим образованием.
7. Создание системы материальных, организационных и моральных стимулов для привлечения и удержания перспективных кадров.
8. Коренное улучшение системы подготовки и переподготовки управленческих кадров.
9. Ускоренное прохождение переподготовки ведущими управленческими кадрами, особенно политическими назначенцами.
10. Значительное сокращение кадрового состава госслужбы за счет выведения из нее технических и других обеспечивающих служб и перевода их на "хозрасчет" с элементами конкурсного отбора,
11. Создание из числа прогрессивно мыслящих служащих своего рода "актива реформы".
12. Подготовка и практическое введение в жизнь системы открытых конкурсов на вакантные должности госслужбы.
13. Проведение аттестации всех профессиональных ("карьерных") служащих на основе разработанных критериев.
14. Обеспечение открытости принимаемых решений о должностном росте и увольнении; создание апелляционных комиссий.
15. Определение компенсаций для увольняемых с государственной службы лиц, занимавших политические должности.
16. Обеспечение выполнения положений ст. 9 Закона "Об основах государственной службы РФ" о правах госслужащего.
17. Введение разрешительного порядка для перехода госслужащего на работу в коммерческие структуры, связанные с его прежней деятельностью, в течение 2 лет после его увольнения с госслужбы.
18. Создание правовых и организационных гарантий "прозрачности" госслужбы для общества, для доступа граждан и организаций к несекретным материалам, связанным с их правами и законными интересами.
19. Разработка и широкое обсуждение проекта Этического кодекса государственного служащего, создание комиссии по служебной этике.
20. Возобновление выпуска журнала под условным названием "Вестник государственной службы".
21. Подготовка и постепенный перевод госслужащих на особою рода контрактную систему.
22. Введение в порядке эксперимента системы учета затрат времени и эффективности труда государственных служащих.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15