Рефераты. Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке






Большое значение для палестинского движения имели решения Рабатского (октябрь 1974 года) совещания глав государств и правительств арабских стран, в которых содержалось признание ООП в качестве единственного законного представителя палестинского народа.[61]

Неуклонный рост международного авторитета ПДС, решения Алжирского, Лахорского и Рабатского совещаний создали благоприятные условия для всестороннего обсуждения палестинской проблемы на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая приняла резолюцию (октябрь 1974 года) о приглашении ООП как законного представителя палестинского народа принять участие в обсуждении палестинской проблемы. В своем выступлении на сессии ГА 13 ноября 1974 года Я. Арафат заявил о безусловном принятии резолюции СБ 242 со стороны ООП. Свою речь палестинский лидер закончил словами: «я пришел с оливковой ветвью в одной руке и с ружьем борца за свободу – в другой. Так не позвольте же оливковой ветви выпасть из моей руки»[62].

         Кэмп-дэвидский процесс лишний раз убедил палестинцев в том, что помощи им ждать неоткуда. Тот факт, что США, Израиль и Египет предпочли такой вариант процесса урегулирования, который вывел за скобки палестинскую проблему, оставляя большинство палестинцев в диаспоре там, где они находились, покончил с надеждами палестинцев на возможность решения их проблемы после Октябрьской войны 1973 года, с началом работы Женевской конференции и достижением соглашений о разводе войск на Синае и Голанских высотах. Эта надежда нашла отражение в радикальном повороте, который произошел в политическом мышлении палестинских лидеров и который воплотился в принятой 12 сессией НСП ООП в 1974 году программе, а также в последующих решениях этого органа, когда НСП впервые объявила о готовности пойти на создание палестинского государства наряду с Израилем в качестве цели ООП и принял принципы политического урегулирования конфликта[63].

         Эвакуация палестинских отрядов из Ливана в 1982 году оказала противоречивое и многоплановое влияние на ООП, возможности второй вести вооруженную борьбу с Израилем значительно сузились. Однако уход ООП из Бейрута имел и определенный положительный эффект, на который обращает внимание доктор Абу Мазен. Пребывание вдали от центра ближневосточного региона позволило руководству ООП взглянуть свежим взглядом на весь комплекс внутренних и внешних проблем палестинского движения. Были сконцентрированы усилия на организационной перестройке внутри ООП и ПДС, что в итоге гарантировало ему большую независимость в определении позиции и Снятии решений.[64]

         К середине 80-х годов палестинское общество на данных Израилем территориях достигло высокого уровня развития, возникли массовые организации, произошла мобилизация сил населения. Стремление к независимости становится материальной силой, которую нельзя остановить репрессиями.

9 декабря 1987 года вспыхнуло восстание (интифада) палестинского народа на оккупированных Израилем территориях Западного берега и сектора Газа. Это восстание было результатом длительного процесса, в ходе которого накапливался опыт сопротивления палестинского народа.

Спецификой интифады было то, что она не носила вооруженный характер, а проявлялась в различных формах неповиновения, а также в демонстрациях, митингах, при попытках разгона которых их участники забрасывали израильскую полицию, а позже – израильских солдат камнями. Правда, в ответ участники этих акций получали не только удары резиновыми дубинками, но и настоящие пули, от которых погибло более тысячи палестинцев.

Главные цели интифады – прекращение оккупации, реализация права палестинского народа на самоопределение и создание собственного государства. Активное  участие в интифаде всех социальных слоев свидетельствовало том, что восстание – не результат деятельности кучки политических активистов, а акт национальной самозащиты и сопротивления. Палестинцы не требовали улучшения условий жизни под гнетом израильской  оккупации. Они выступали за прекращение самой оккупации. Участники интифады не призывали к уничтожению государства Израиль. Они добивались создания Палестинского государства наряду с Еврейским государством.

Восстание на оккупированных Израилем территориях – это совершенно новый феномен. Впервые в своей истории палестинцы шли  целеустремленно и осознанно, при этом оставаясь на последовательно демократических, ненасильственных позициях, боролись за право на самоопределение. Интифада полностью дискредитировала идею безболезненной интеграции оккупированных территорий в Израиль. Восстание еще раз показало, что без кардинального решения палестинской проблемы безопасности и стабильности в регионе не добиться.

Интифада отражала качественную  трансформацию палестинской политической мысли, которая позволила выработать реалистический подход к вопросу о разрешении палестино – израильского и арабо-израильского конфликтов. Кроме того, она сыграла особую роль в завершении процесса формирования палестинской нации и в создании политических  институтов, заложивших основы палестинской государственности. [65]

По ходу развития восстания так называемые «народные комитеты» (органы палестинского самоуправления) укрепили свою роль, смогли утвердить себя в качестве народной власти, параллельной и альтернативной оккупационным властям. Эта их роль стала еще более значительной после того, как многие арабы из числа служащих гражданской администрации и полиции подали в отставку[66].

В более широком плане интифада таким образом начала стимулировать отказ местного населения от работы в учреждениях израильского правления.

Все эти действия повстанцев в конечном счете были направлены на то, чтобы, как писала газета «Гаарец» (7.04.88), «израильские власти утратили контроль над оккупированными территориями или их частью».

Руководство восстанием осуществляло «Объединенное национальное руководство восстанием на оккупированных территориях», второе поддерживало тесный контакт с ООП.

Западная пропаганда с первых дней восстания пыталась исказить суть происходящего, называя интифаду «стихийным всплеском отчаяния». Появились даже сообщения о том, что основной движущей силой выступлений арабов-палестинцев является «исламский фундаментализм».

Цель всех этих утверждений – дискредитировать Организацию освобождения Палестины как якобы не пользующуюся авторитетом и влиянием у населения оккупированных территорий, посеять недоверие к ней.

Однако сама жизнь опровергла подобные утверждения. Совершенно очевидно, что восстание не могло бы в течение столь длительного времени развиваться по нарастающей, не будь у него организатора и вдохновителя. И таковым была ООП, общепризнанная всеми палестинцами, в том числе и жителями оккупированных земель, в качестве своего единственного законного представителя. Все время ООП осуществляла руководство восстанием. Что касается так называемых «исламских фундаменталистов», то их роль в восстании была весьма незначительна. Например, сторонники организации «Аль-Джихад аль-ислами» принимали участие в антиизраильских демонстрациях в секторе Газа под общенациональными лозунгами ООП иФАТХ.

Таким образом, интифада окончательно решила вопрос палестинского представительства повсеместно на оккупированных территориях в пользу ООП – единственного законного представителя палестинского народа.

Восстание на оккупированных территориях Западного берега и сектора Газа, которое продолжалось почти 6 лет, явилось важным фактором, способствовавшим началу процесса урегулирования палестинской проблемы.

На своей 19-й сессии  (12-15 ноября 1988 года) НСП отверг терроризм во всех его формах, продолжая настаивать на выводе израильских войск со всех арабских и палестинских территорий, оккупированных в 1967 году. Было подтверждено согласие палестинцев с резолюциями Совета Безопасности ООН 242 и 338. [67]

В декларации, принятой 15 ноября 1988 года, Национальный Совет Палестины в законодательном порядке закрепил  решение о создании двух государств (арабского и еврейского) и призвал к переговорам с Израилем под эгидой ООН при участии пяти постоянных членов СБ ООН для достижения всеобъемлющего урегулирования ближневосточного конфликта. Иными словами, эти решения фактически снимали формальный предлог, которым США и Израиль мотивировали свой отказ иметь прямые контакты с ООП.

На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1988 года в Женеве Я. Арафат вновь недвусмысленно осудил терроризм и подтвердил право Израиля на существование в условиях мира и безопасности. «Давайте примиримся, давайте отбросим страх и запугивание» – сказал он тогда. Несколько позднее палестинский лидер вызвался лично направиться в Израиль на встречу с его лидерами при условии согласия на это арабских лидеров[68].

В период непосредственной подготовки к международной конференции по Ближнему Востоку в Мадриде ООП, палестинцы на оккупированных территориях находились в трудном положении. В ответ на поддержку Ирака со стороны ООП во время военно-политического кризиса в регионе, вызванного агрессией Ирака против Кувейта, арабские государства объявили о прекращении финансовой помощи Организации Рождения Палестины. То есть прекращалась  многомиллионная финансовая поддержка, которую Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар и ОАЭ оказывали ООП в течение многих лет.

Как официально заявил председатель Исполкома ООП Я. Арафат, финансовые потери, понесенные палестинцами уже в начале кризиса в Персидском заливе, составили почти 4 млрд. долларов. Основную часть этой суммы составили счета предприятий ООП и личные вклады палестинцев, замороженные в кувейтских банках.[69]

Финансовая блокада резко ухудшила социально-экономическое положение палестинцев, в частности на оккупированных Израилем арабских землях. Введенный израильскими властями комендантский час в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан фактически отрезал 1700 тыс. палестинцев  от внешнего мира. Жителям лагерей для беженцев, которые не имели возможности даже выйти из дома, угрожал голод.

Однако именно в этот период палестинцы, ООП полностью осознали свою самостоятельность в решении своих национальных проблем.

 

Раздел 5

Юридические аспекты противостояния


Внешняя политика Государства Израиль с самого начала была направлена внушение международному сообществу мысли о том, что палестинской проблемы вообще не существует. На Западе, особенно в США, да и в арабских странах (хотя по другим причинам) палестинскую проблему долгое время рассматривали не как проблему существования и будущности целого народа, лишенного сионистами законных национальных прав, а лишь как проблему палестинских беженцев. В силу этого международное сообщество вплоть до начала 70-х годов не выделяло палестинскую проблему в качестве самостоятельной в контексте арабо-израильского конфликта. Хотя и до принятия соответствующих резолюций по Палестине в 70-е - 80-е годы права  палестинского народа были зафиксированы на международном уровне. Они вытекают прежде всего из известных 14 пунктов президента США Вудро Вильсона, где утверждается право на самоопределение народов, находившихся в рамках Османской империи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.