Рефераты. Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке






Раздел 3

Эволюция израильского подхода

Краеугольным камнем политики сионизма в Палестине с самого начала было отрицание существования палестинского народа[44].

Планируя создание еврейского государства в Палестине, сионистские лидеры полагали, что "большая арабская общность" примет еврейское государство в обмен на сионистскую поддержку, и это давало универсальное основание для идеи переселения палестинских арабов из страны. Первый президент Еврейского государства Хаим Вейцман задолго до создания Государства Израиль высказался в том смысле, что палестинцы представляют собой не политическую проблему, а экономическую, которая в надлежащее время будет решена.  Значительно позже он заметил, что конфликт  между Израилем и арабами - это не конфликт между правдой и неправдой, а конфликт между двумя правдами. При этом он имел в виду не правду палестинцев, а правду арабского национализма в целом. Он говорил, что правда евреев выше правды арабов, так как еврейская родина в Палестине вопрос жизни и смерти еврейского народа, в то время как потеря менее чем одного процента территории арабского мира  ничего не значит для будущего арабов. При этом он игнорировал тот факт, что земля, на которой испокон веков жили палестинцы, - их родина, и она для них жизненно важна[45].

Бен Гурион и его единомышленники также твердо стояли на позиции непризнания существования палестинского народа и его права на национальное самоопределение и государственность.

Правда, сионистское движение в этом вопросе не было монолитным. Основатель партии Херут Владимир (Зеэв) Жаботинский, признавал палестинцев как народ и высказывался еще в 1921 году за создание "конфедерации обоих берегов реки Иордан".

Тем не менее, лидеры правого блока Ликуд, созданного на базе Херут, заняли по отношению к палестинцам гораздо более жесткую позицию, чем З.Жаботинский. В этой связи заслуживает внимания мнение одного из современных еврейских политических деятелей, вышедшего их партии Херут: "Европейское влияние М.Бегина и И.Шамира извратило изначальные идеи Жаботинского и отвратило Ликуд от своих идеологических корней. Не кто иной, как М.Бегин и И. Шамир, следуя за Голдой Меир (она однажды сказала: "Палестинцев не существует") пытались лишить палестинский народ его законных прав"[46]. Вплоть до настоящего времени лозунг партии Херут призывает к созданию Израиля на обоих берегах реки Иордан.

На уровне массового сознания в Израиле в основе подхода к арабам-палестинцам лежит принцип неприятия инородцев. Этот принцип распространяется на каждого нееврея, то есть, и на палестинских арабов. В течении длительного времени в Израиле было запрещено даже употребление слова "Палестина". Палестинских арабов называли "арабскими жителями". В работах Голды Меир слово «палестинцы» применяется исключительно по отношению к евреям – израильтянам[47].

После создания Государства Израиль палестинская проблема была вычеркнута из израильской политической мысли. Очень многие политики в Израиле в период 1948 - 1967 годов обращали внимание на возможности возрождения палестинского национализма в лагерях беженцев. Палестинские партизаны рассматривались как агенты арабских режимов, прежде всего Египта. Израиль обвинял правительства арабских стран в политике, направленной на создание препятствия процессу натурализации беженцев с целью использовать их в партизанской войне против Израиля.

Результаты войны 1967 года оказали, как отмечает С. Флапан, противоречивое влияние на политическую мысль и общественное мнение в Израиле.

С одной стороны, "интоксикация" военными успехами в войне 1967 породила спонтанную реакцию, выразившуюся в неожиданном появлении массового движения за "неделимый Израиль". В это время актвизировались не только те, кто выступал против раздела Палестины (правые партии Херут, Либеральная и левая партия Труда), но и некоторые весьма известные интеллектуалы, писатели, лидеры рабочего движения, в том числе Натан Апьтерман, Моше Шамир, Хаим Гури, Элиезель Ливне и Авраам Яффе. Это движение призывало к ликвидации "раздела", к установлению "стратегических границ", к началу "новой исторической эры", отличающейся максимальной концентрацией еврейского народа на Земле Израиля и ведущей ролью Израиля на ближнем Востоке. Движение "Неделимый Израиль" было не только политической оппозицией, оно являлось влиятельнейшей группой давления за одностороннее решение судьбы Западного берега и сектора Газа".

Среди израильских политиков были такие, кто обвинял М. Даяна в том, что он остановил массовый исход палестинцев с Западного берега во время войны 1967 года и тем самым помешал окончательному решению проблемы палестинцев. Израильский премьер-министр Г. Меир выступала против возвращения арабских беженцев в Израиль и использовала различные аргументы, чтобы оправдать оккупацию арабских территорий[48].

С другой стороны, контакты с населением на Западном берегу и в секторе Газа были шоком для израильтян. Они разрушили миф о несуществовании палестинского народа и искусственности проблемы палестинских беженцев. [49]Тогдашний вице-премьер Игал Аллон первым заговорил о "мине замедленного действия", приобретенной Израилем с оккупированными территориями, и выдвинул план, в котором прелагал включить в пределы Израиля в целях безопасности малонаселенную часть Иудеи и Самарии, в основном, полосу вдоль Западного берега реки Иордан и Мертвого моря шириной в 12 - 15 километров. Предполагалось создание узкого коридора в долине Иордана, соединяющего палестинскую автономию с Иорданией для естественных нужд иордано-палестинской федерации, если таковая будет создана. Фактически "план Аллона" представлял собой программу территориальной экспансии в форме создания еврейских поселений вокруг Иерусалима, в Гуше-Этционе, в долине реки Иордан, на Голанских высотах, а также на половине Синайского полуострова. Одновременно предлагалось передать Иордании наиболее густонаселенные районы (Западного берега. Это означало бы аннексию от 30 до 50 процентов территории Западного берега, в том числе 50 процентов обрабатываемых земель.

Среди израильских политиков, которые выступали за создание палестинского образования были министры, интеллектуалы, генералы в отставке, в том числе Абба Эбан, Шломо Гиллель, Его Шафат, Элай Пелед, Мати Пелед, Шломо Авинери, Хаим Герцог . Они исходили из того, что это образование останется контролем Израиля, который будет определять его внешнюю политику, решать вопросы обороны, так чтобы палестинское государство показалось под контролем Советского Союза и не стало базой для арабских государств против Израиля.

Идея создания палестинского государства была отвергнута кабинетом министров, который в это время представлял национальную коалицию во главе с М. Бегином. Инициатива была убита не только стремлением М. Бегина аннексировать Западный берег, но и убеждением многих лидеров партии Труда в том, что Израиль с его превосходящей военной мощью может добиться новых территориальных приобретений и новых стратегических границ.

Блок Ликуд поддержал реализацию "плана Аллона" в качестве начального этапа осуществления своей программы создания "Великого Израиля". Аннексия оправдывалась тем, что она, якобы, заставит арабские государства пойти на переговоры с Израилем из опасения, что потеря времени может означать для них потерю территорий.

После Октябрьской войны 1973 года возникла принципиально иная ситуация. Израилю был впервые нанесен ощутимый урон на поле боя, Миф о непобедимости Израиля был серьезно подорван. "Война Судного дня", как ее называют в Израиле, заставила все слои израильского общества по-новому взглянуть на конфликт с арабами. Впервые возникли реальные предпосылки для политического урегулирования ближневосточного конфликта.

Однако политическая элита Израиля была все еще неготовой к кардинальному пересмотру своей позиции по отношению к палестинской и к мирному процессу в целом, несмотря на соглашения о разводе войск с Сирией и Египтом в 1975 - 1976 годах, инициированные государственным секретарем США Г. Киссинджером, достигнутых после Женевской мирной конференции.

Основное внимание правящих сил в Израиле было сосредоточено на реорганизции и переоснащении национальных вооруженных сил во избежание каких-либо новых неожиданностей. Неограниченная помощь еврейской диаспоры, экономическая и военная поддержка со стороны США способствовали дальнейшей милитаризации израильского политического мышления и формированию представления об Израиле как о доминирующей региональной державе и безусловном союзнике США в их региональной и стратегической политике.

Кабинет министров, возглавляемый И.Рабином и Ш.Пересом отвергало всякое движение, даже тактическое, в сторону выхода из тупика в палестинской проблеме, несмотря на то, что после войны 1973 гада ее центральное положение стало очевидным. Большинство израильских политиков, причастных к принятию решений, не понимали того, что прекращение военной конфронтации с арабами напрямую связано с решением палестинской проблемы, то есть с созданием палестинского государства. Без ее решения невозможно добиться устойчивого мира на Ближнем Востоке и обеспечить политическую стабильность внутри страны и региона.

Палестинцы являются катализатором социальных и политических конфликтов в арабском мире, и существует только один путь остановить их участие в этих конфликтах - вовлечь их в строительство своего собственного государства.

В Израиле не отреагировали должным образом на качественную трансформацию внутри ООП и на международное признание этой организации. Признание совещанием в верхах арабских стран в Рабате Организации освобождения Палестины в качестве единственного законного представителя палестинского народа на любой освобожденной палестинской территории в  Израиле расценили  как стремление арабов блокировать созыв Женевской конференции.

На решение Генеральной сессии ООН в ноябре 1974 года пригласить лидера палестинцев Я. Арафата принять участие в ее работе израильское правительство ответило бойкотом заседаний СБ ООН, на которых присутствовал представитель ООП.

Тем не менее 1975-1976 годы были отмечены началом диалога между представителями определенных политических кругов Израиля и ООП о взаимном признании и об условиях начала прямых переговоров. Инициатива исходила от представителей ООП Сайда Каммани, Сабри Джиржиса, Исама Сартави, Аблаллы Хаурани и других, которые выдвинули новую мирную стратегию, предусматривающую сосуществование Палестинского государства с Израилем, и вошли в контакт с такими израильскими деятелями, как Лова Элиав, Мати Пелед, УриАвнери, Яков Арнон и Симха Флапан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.