Рефераты. Государственное регулирование бюджетного процесса на федеральном и региональном уровнях






Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

·     перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

·     распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

·     возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

·     учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

[17]Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.

За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.[18]

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).


1.2.5.Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение


Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль).

Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

[19]Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

·     отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

·     отчетами  МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

·     отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

·     отчетом о доходах, полученных от использования госимущества.

·     отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.



1.3. Бюджетный процесс в субъекте РФ и его принципы (на примере бюджета Санкт-Петербурга)


В материальном смысле бюджет субъекта Российской Феде­рации - это денежный фонд, находящийся в собственности дан­ного субъекта. При этом под денежным фондом понимается обо­собленная совокупность денежных средств, распределенных на оп­ределенные группы, имеющие свое целевое назначение, порядок использования и орган, который ими распоряжается.

В материальном смысле бюджет субъекта Рос­сийской Федерации - это имущество (в денежной форме), принад­лежащее субъекту Российской Федерации на праве государ­ственной собственности и входящее в состав его казны.[20]

Как экономическая категория бюджет субъекта Российской Федерации - это совокупность экономических отношений, ко­торые возникают в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда субъекта Российской Федерации. При этом различаются два вида экономических финансовых отно­шений: приходные и расходные. Первые отношения опосредуют движение денежных средств от плательщиков в бюджет и выража­ют его формирование как денежного фонда. Будучи стороной этого отношения, субъект Российской Федерации выступает в качестве получателя денежных средств. Примером могут служить налого­вые отношения, которые выражают одностороннее движение стои­мости в денежной форме от плательщика в бюджет субъекта Рос­сийской Федерации, не сопряженное встречным движением стои­мости в товарной форме. Вторые - расходные экономические от­ношения выражают расходование (распределение) бюджета и дви­жение денежных средств из бюджета к получателю бюджетных средств. Как сторона данного отношения субъект Российской Феде­рации выступает в качестве поставщика денежных средств.

Как правовая категория бюджет субъекта Российской Феде­рации - это финансово-правовой акт субъекта Российской Фе­дерации, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта

Российской Федерации денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта.[21]

Правовая форма, в которую облачается бюджет как финансо­вый план, предопределяется тем, о каком бюджете - федеральном, субъекта Российской Федерации или местном, идет речь. Феде­ральный бюджет утверждается федеральным законом, бюджеты субъектов Российской Федерации - законом соответствующего субъекта, местный бюджет -решением представительного органа местного самоуправления.

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации - это регламентируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федера­ции, а также других участников бюджетного процесса по со­ставлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюдже та субъекта Российской Федерации, контролю за его исполнени­ем, а также по заключению данного бюджета.

Следует иметь в виду, что само понятие «бюджетный процесс» применяется в финансово-правовой литературе в двух значениях.

В первом значении им обозначают разновидность бюджетной деятельности. Именно в этом значении раскрыто понятие бюд­жетного процесса в приведенном выше определении.

Объектом бюджетного процесса выступает бюджет как разно­видность финансово-планового акта при понимании бюджета в его правовом значении.

В этом смысле бюджет субъекта Российской Федерации пред­ставляет собой роспись доходов и расходов централизованного денежного фонда субъекта Российской Федерации. А поскольку правовой формой бюджета субъекта Российской Федерации вы­ступает закон субъекта Российской Федерации, то применительно к бюджетному процессу речь идет о разработке, принятии и исполне­нии правового акта о бюджете как основном финансовом плане субъекта Российской Федерации. Так, составление бюджета в прак­тическом плане означает разработку проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете; рассмотрение и утверждение бюд­жета выражается в форме принятия этого закона; исполнение бюд­жета есть исполнение закона о бюджете.

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации осуще­ствляется на определенных принципах. К числу этих принципов относятся:[22]

1.                          Принцип ежегодности бюджет. Этот принцип означает,
что бюджет (как финансовый план) разрабатывается и утверждает­
ся ежегодно (желательно до начала планируемого года). Все ста­
дии бюджетного процесса повторяются из года в год, в той же по­
следовательности и периодичности, как они проходили в прошлом;
так же они будут осуществляться и в будущем.

2.                          Принцип гласности и публичности бюджетного процесса. Этот принцип означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утверждено­го бюджета субъекта Российской   Федерации и отчетов о его ис­полнении, полноту представления информации о ходе исполнения
бюджета, а также доступность иных сведений по решению законо­дательных (представительных)   органов   государственной   власти субъекта Российской Федерации.

3.             Принцип разграничения компетенции между исполни­тельными и законодательными органами субъекта Россий­ской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса. Раз­работка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждение бюджета - только законодательным (представитель­ным) органом этого субъекта, исполнение бюджета - вновь возла­гается на исполнительный орган, утверждение отчета об исполне­нии бюджета находится в исключительной компетенции законода­тельного органа.

В таком разграничении проявляется и конституционный прин­цип разделения государственной власти на законодательную и ис­полнительную.

Бесспорно, полномочие по утверждению бюджета относится к числу наиболее важнейших (как в политическом, так и экономиче­ском смысле) полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти. И в конечном счете полномочие законодательного (представительного) органа государственной власти по утверждению бюджета переросло в исключительное полномочие данного органа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.