Рефераты. Формирование России как евразийского государства и её роль в современном цивилизационном процессе






Позиции этого движения относительно сегодняшней ситуации таковы:

У современной политической элиты очень много общего с мыслителями романо-германского периода. Присутствует, как и тогда, ненависть к русскому народу, который считается недоразвитым европейским народом, живущим в отсталой европейской стране. У российского общества не существует консенсуса относительно путей дальнейшего развития России. Наше общество пронизывают определенные идентификационные мифы, и часто встречаются люди, использующие в своем анализе совершенно противоположные операционные системы. Одни считают, что Россия есть «недоразвитая западная страна». Сторонники этого тезиса -многочисленны в руководстве страной, среди столичной интеллигенции, столичных бизнес-элит, федеральных СМИ.

Вторая позиция - это самоидентификация России как самобытной цивилизации. По мнению сторонников данной идентификационной модели, главная опасность заключается в движении на Запад в любом вопросе: в геополитическом, культурном, экономическом, технологическом, медиакратическом. Причём в этом патриотическом лагере есть чистые националисты, озабоченные интересами только великороссов, славян с изрядной долей ксенофобии, есть ностальгирующие по советской модели. И есть евразийцы. Главный враг для них – западная цивилизация как таковая. Они обобщают все антизападные тезисы - геополитические, мировоззренческие, религиозные, исторические, культурные и социально-экономические и готовы идти на любые альянсы со всеми патриотами и державниками (как правыми, так и левыми) для спасения российской самобытности перед угрозой глобализации и атлантизма. Евразийцы утверждают идентичность России в широком цивилизационном смысле, где общий знаменатель подводится под разные этические, расовые, культурные и конфессиональные сектора. Все вместе они составляют уникальную евразийскую цивилизацию-Россию-Евразию.

Задача сегодняшних евразийцев – именно русскую самобытность превратить в универсальную модель культуры, в некое альтернативное атлантистскому глобализму, но по-своему тоже глобальное мировоззрение.

Современная евразийская теория так же создала «архетип российского и русского человека, которому присущи такие черты как отсутствие границ, ориентация на огромное пространство»[30]. Сама огромность этого пространства вынуждает прибегнуть к авторитарной модели власти на этой территории. Отсюда постоянная психологическая привязанность к структуре, к государству, к сильной организации.

Интересна и так называемая «теория модуля»:

«Есть некий модуль, который пронизывает все американское общество. Есть некая парадигма, в соответствии с которой принимаются все решения во властных структурах. Это «атлантистский завет», то, что они называют «manifest destiny». Это некий код sea power («морского могущества»-) секретная преемственность Левиафана, морского чудовища, ведущего сквозь века и цивилизации нескончаемую войну континентов против чудовища сухопутного, против Бегемота.

 У России-Евразии тоже есть аналогичный код – «код Бегемота», парадигма «сухопутной цивилизации». У нас тоже есть своя «проявленная судьба», но она радикально отлична от судьбы Запада. Цивилизационные константы явно проступают при осмыслении русской истории - причем на всех ее этапах. Но складывается впечатление, что это происходит спонтанно, бессознательно, а на субъективном уровне элиты часто уклоняются от предначертания, кидаются в крайности, стремятся сойти (или бывают сбиты) с магистрального евразийского пути.

При этом часто наше русское общество кажется извне сплоченным, а элиты при этом действуют хаотично и разрозненно. В США же наоборот - общество внешне кажется разбросанным, но элиты действуют солидарно и жестко»[31].

На «проблему элит» обращает внимание и А.С. Панарин: «Власть прекрасно отдает себе отчет, что среди народа - мусульман, славян, всего населения Российской Федерации, и шире, всего постсоветского пространства - есть молчаливый консенсус: Россия ни в коем случае не должна встревать ни в какую американскую авантюру ни против мирового ислама, ни против любой другой части мира. Таким образом, совершенно очевидно, что «партия Кремля» - это уже не партия национального консенсуса. Власть делает шаги, которые заведомо противоречат не только национальным интересам страны, но и солидарному мнению ее народа»[32].

«Сегодня, как и в другие переходные эпохи в России, главное зависит даже не от того, какими конкретно методами осуществляется модернизация, а от того, кем она осуществляется – сыновьями или пасынками России»[33].




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России, вследствие однообразности равнинного ландшафта как Европейской, так и Азиатской части произошло тесное слияние различных народов и культур, и возник новый, евразийский этнос, вобравший в себя черты как Запада, так и Востока. Наша страна является как бы моделью всего мира, и в ней внутри происходят такие же процессы, которые происходят также в и в глобальном масштабе.

Основой российского  этноса является русский народ, который духовно, культурно и материально вобрал в себя черты многих народов населяющих и населявших Россию. Духовным источником развития евразийского этноса выступает Православие, и главными его чертами являются стремление к абсолютному, борьба добра со злом, стремление к соборности, общинности.

Какие же перспективы раскрываются на данный момент перед нашей страной?

Ещё в 1920 году Н.С. Трубецкой писал: «Весь центр тяжести должен быть перенесен в область психологии интеллигенции европеизированных народов.  Эта психология должна быть коренным образом преобразована.  Интеллигенция европеизированных народов должна сорвать со своих глаз повязку, наложенную на них романогерманцами, освободиться от наваждения романогерманской психологии»[34]

В тяжелейших раздумьях начинала Россия XX век. В тяжелейших же и доживает его. Если мы хотим иметь будущее – мы должны научиться оценивать уроки прошлого и делать выводы из событий настоящего.

И тогда появится надежда, что Россия возродится и выполнит   вселенскую миссию, используя свой богатейший потенциал.                                    

-

 

 

                                                                     


1 Исход к востоку. Под ред. О.С.Широкова – М.:Добросвет,1997 – 264 с.


2 Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. Антология – М.: Наука,1993 – 368 с.


[1]Ключевский В.О. Курс русской истории – М.,1937 

4 Ключевский В.О. Курс русской истории – М.,1937, ч. 5, с.36-37 


5  Широков О. С. Проблема этнолингвистических обоснований евразийства  - в кн.: Исход к востоку – М.: Добросвет, 1997

6 Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России – М: Правда, 1989

7 Там же.

9 Трубецкой Н.С. Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры) – В кн. Исход к Востоку – М: Добросвет, 1997. с.170-171

10 Соловьёв В.С. Соч. в 2 т., т. 1 – М, 1989. с.418

11 Гумилёв Л.Н. Онтогенез и биосфера земли – Л.1989

12 Карсавин Л.П. Сочинения. М.: Раритет, 1993

13 Старченко Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии Н.О. Лосского. М.: Знание, 1991

14 Старченко Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии Н.О. Лосского. М.: Знание, 1991


15 Болотоков В.Х.,  Кумыков А.М Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М.: Логос,1998

16 Ччаадаев П.Я. Сочинения. М.: 1989

[2] Ччаадаев П.Я. Сочинения. М.: 1989


[3] Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. – В кн.: Россия и Германия: опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993

[4] История русской литературы 19 века / под ред. Д.Н. Овсяннико-Куликовского. М.: Мир 1909

[5] История русской литературы 19 века / под ред. Д.Н. Овсяннико-Куликовского. М.: Мир 1909

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Ключевский В.О. Русская историография 1861-1893гг. – В кн.: Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990

[10] Рейснер М. Идеологии Востока. М-Л.,1927

[11] Блок А. Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1963

[12] Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991         

[13] Там же.

[14] Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме. – В кн. «Исход к Востоку» - М. Добросвет, 1997

[15] Сувчинский П. Сила слабых. – В кн. «Исход к Востоку» - М. Добросвет, 1997

[16] Там же.

[17] Флоровский Г.В. О народах не-исторических (страна отцов и страна детей). – В кн. «Исход к Востоку» - М. Добросвет, 1997


[18] Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм: евразийская хроника Вып.9 – Париж, 1927

[19] Гумилёв Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. – М.: Экопрос, 1993

[20]

[21]

3

1

2

1

1

2

1

1

2 Данилевский Н.Я.

3

1

2

[22] А.С.Панарин «Онтология террора»

(выступление на "круглом столе" "Экономико-философского собрания" МГУ, 06.10.01 г.)


[23] А.С.Панарин « В каком мире нам предстоит жить?»

[24] А.С.Панарин «Онтология террора»

(выступление на "круглом столе" "Экономико-философского собрания" МГУ, 06.10.01 г.)


[25] Литературная газета 26 сентября 2001г.

[26] Там же.

[27] А.С. Панарин «Онтология террора»

(выступление на "круглом столе" "Экономико-философского собрания" МГУ, 06.10.01 г.)

[28] Ф.И. Гиренок «Смысл и событие. Брешь в культурном слое» (выступление на "круглом столе" "Экономико-философского собрания" МГУ, 06.10.01 г.)


[29] А.Г. Дугин «Угрозы для России и поиск идентичности» (из интервью лидера ОПОД «Евразия» А. Дугина сетевому порталу km.ru)

[30] Ключников С.Ю. Выступление на круглом столе «Евразийство и современность». Опубликовано в альманахе «Лики России», выпуск второй, на базе журнала Alma Mater (Вестник высшей школы), №5-1993

[31] А.Г. Дугин «Угрозы для России и поиск идентичности» (из интервью лидера ОПОД «Евразия» А. Дугина сетевому порталу km.ru)

[32] А.С. Панарин «Онтология террора» (выступление на "круглом столе" "Экономико-философского собрания" МГУ, 06.10.01 г.)

[33] А.С.Панарин « В каком мире нам предстоит жить?»


[34] Н.С. Трубецкой «Европа и человечество»


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.