Рефераты. Эффективность государственного управления - общетеоретические проблемы






          - Закономерности, отношения и взаимосвязи должны быть устойчивыми

          - Закономерности, отношения и взаимосвязи должны быть присущи государственному управлению, как целостному социальному явлению.

          - Отражать специфику государственного управления.

     

         Рассматривая  систематизацию принципов государственного управления, можно наблюдать некую неоднородность, что свиде-тельствует о больших трудностях в данной области. В данной работе  использована систематизация, позаимствованную из труда Г.В Атаманчука " Теория государственного управления ":

             

                 Принципы государственного управления.

1.     Общественно-политические (сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития)

2.       Функционально-структурные (раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий)

3.     Организционно-структурные (отражающие характер, законо-мерности и специфику организационной структуры государственного управления и служащие отправными момента-ми при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий)

 4. Государственно-управленческой деятельности ( раскры-                    вающие закономерности,отношения и взаимосвязи методов форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций.)

 

         Вопрос о распределении управленческих полномочий между органами государственной власти является для России на всех этапах ее развития концептуальным, центральным, так как он акку-мулирует в себе несколько особенно актуальных проблем:

-         Обеспечение демократизма и рациональности государственного управления в масштабах всей страны.

-         Федеративное построение государственного управления.

-         Целостность, рациональность, эффективность государствен-ного управления.

-         Единство законодательного регулирования и дифференца-ции применения правовых норм в зависимости от конкрет-ных условий, факторов и обстоятельств.

-         Прочность государственно-правовых устоев.


          Важно сформулировать стратегическую и оперативную концепцию системного государственного управления, так как, к  сожалению, сейчас мы наблюдаем картину, когда властные полномочия являются элементом торга и их перераспределение в масштабе государства носит конъюнктурный характер, характер носящий политический оттенок, когда предоставление тех или иных полномочий является моментом некоего политического шантажа. В данном контексте можно выделить два актора этой, так называемой, игры: это федеральный центр и региональные власти. Как мы видим, в поставленной проблеме четко прослеживаются исторические аналогии, что подтверждает тезис о плохой исторической памяти тех, кто еще недавно видел панацеей от всех бед ликвидацию союзного центра.

Поскольку проблемы построения работоспособной по большей части системы, способной к саморегуляции и адаптации, не решают-ся на федеральном уровне, тем самым это проецируется на регио-нальный, а дальше на местный уровень.    

        

        Таким образом, вопрос о целях, функциях и принципах государ-ственного управления является важнейшим при попытке создать систему эффективного государственного управления.


1.4   Особенности государственного управления в современной России.

   

        Ранее в работе был выдвинут и доказан тезис о исторической составляющей государственного управления и ее несомненном влиянии на всю действительность. Тем самым, перед нами встает новая проблема исследования - это вопрос о специфике государственного управления в России и ее выражении.   Концепция государственного управления не может быть сформирована без учета того особенного и уникального, что объективно присуще ему в силу своеобразия исторических, географических, производственных, этнических и других оснований. Но уделяя такое большое внимание специфике, нельзя оставлять без внимания то типичное, универсальное, что должно быть присуще Российскому государству, как составной части мирового сообщества и стране, развивающейся в русле общечеловеческой культуры. Очень важным является то, что только слияние  этих  свойств  в Российской  государственности открывает путь к широкому использованию мирового опыта,  к идентификации определенных государственно-управленческих институтов, и одновременно, к сохранению, восп­роизводству и развитию сугубо национального,  самобытного, свойственного лишь России. Разумный синтез и его эффективное использование - вот решение проблемы.(22 с.64). Но данные намерения легко декларируются и далеко не легко достигаются. Исходя из этого, попробуем вычленить эти особенности, так как без определения оных анализ проблематики эффективного государственного управления является вряд ли возможным.

       

              Итак,  попытаемся выделить несколько плоскостей, в рамках которых возможен анализ специфики, особенностей государствен-ного управления в России


      1. Безусловно, данный вопрос нужно рассматривать через призму вековых традиций. Это, конечно же, политическая культура населения и правящей элиты в большей, или меньшей мере определяющая особенности рассматриваемой проблемы. Не обязательно, чтобы эти традиции определяли процесс государственного управления. Несомненно, однако,  что неучет их, возможный на относительно коротком историческом отрезке времени, в конечном счете создает ситуацию, не дающую право для научного анализа. Государственное  управление России имеет многовековую историю,  в которой просматривается  набор  определенных  констант, постоянно  действующих  тенденций.  Россия практически всегда (за исключением коротких периодов  смут,  гражданской  войны) имела жестко централизованное государственное управление.  Соотношение  властно-управлен-ческих  функций (принятие, выработка решений) было смещено в пользу центра, где в свою очередь все или почти все  сосредоточивалось  вокруг  одного лица и непосредственно работавшего на это лицо аппарата.  В таком контексте практически не вставал вопрос об ином, более рациональном перераспределении власти между центром и местами (провинциями,  админи-стративными единицами).  Последним отводилась роль непо-средственного исполнителя решений центра; исполнение этих решений было главным критерием оценки эффективности действий  местных управленческих фигур (наместников,  воевод,  губернаторов, первых секретарей).

          Возникает резонный  вопрос: “ Не является ли эта традиция непреодолимой и оправданной? “Правомерен вопрос и о том, не  есть  ли централизация  необходимое  и  естественное состояние для страны.

      • Такой же, очевидной чертой российской  традиции  государ-ственного  управления  является  встроенная  в  общество традиция авторитаризма, единоначалия. Концентрация политических властных рычагов вокруг одного лица в центре,  доминирование, преобладание этого лица при принятии политических решений, создали,  в частности,  обстановку отсутствия системы  сдержек  и противовесов,  компромиссов и сделок как нормы политического процесса, тенденцию ликвидации самостоятельных,  автономных,  авторитетных,  соперничающих  на  политической  сцене  с первыми лицами структур, личностей. Необходимость отказа от автори-тарности в политической практике России очевидна.

       •  Государственное управление России действует в среде,  от-личающейся своей политической  культурой,  влияющей  на  действия лиц,  определяющих политический процесс,  поведение, действия народных масс, характер государственных институтов. В этом плане следует прежде всего учитывать, что генетически население  России  -  это люди,  исторически вышедшие из сельской среды,  сохраняющие в известной мере отпечатки сельской культу-ры, преобразованной  нынешним индустриальным веком и социали-стическим образом жизни.   

       •     Это отсутствие развитого гражданского общества в России, то есть  самоуправляющихся социальных единиц, которые находятся вне государства, как особого аппарата управления. Формирование такого общества вызывает стремление у властей интегрировать нарождающиеся социальные структуры в государственные механиз-мы, что дезавуирует полностью изначальный смысл этих социаль-ных образований.

      •  Историческое наследие России породило также  определен-ный тип массового отношения к загранице,  связанный с посто-янным противоборством России с окружением, борьбой за выживание, распространением  российских владений по территории Евразии,  стремлением лидеров страны приобщать российское го-сударство (в меньшей  мере - общество) к формам и нормам передо-вых цивилизаций.

      •  Российская государственная традиция носит многонацио-нальный  характер,  отражая вековые контакты этнических русских с соседними славянскими и другими народами,  с  несколькими  миро-выми цивилизациями.  Многонациональный  характер  российской государственности содержит как привычку взаимодействовать, так и конфликтовать. Государственная практика управления страной постоянно имеет дело с национальным фактором, требует внима-тельно учитывать его,  вырабатывать политику и решения с его учетом; видеть постоянно альтернативу дестабилизации в условиях,  чреватых ухудшением общей социально-экономической обстановки в  стране;  учитывать в принятии решений, в управленческой практике факторы различий в культурном наследии,  в религиозных конфессиях населения, в цивилиэационных критериях.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

      2.     Что тоже не подлежит сомнению - это учет реалий жизни на нынешнем этапе развития. Анализ этого фактора необходим по-стольку, поскольку он позволяет, с одной стороны, выстраивать раз-работку решений поставленной проблемы на реальном фундаменте, с другой, дает возможность учесть преходящее, характерное лишь для сегодняшнего момента, сосредоточиться на действительно клю-чевых проблемах оптимизации механизмов и структур государ-ственного управления.         

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.