Рефераты. Эффективность государственного управления - общетеоретические проблемы






-         Структура решения вопросов.

-         Промежуточные " летучки " (коррекция позиций).

-         Точная дата решения вопросов.

-         Личная ответственность в проекте.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

" Раб нерадив. Не принудь господин повелением строгим к делу его - он сам не возьмется с охотой" - эта античная цитата четко отражает человеческую природу и природу управленческого воздействия. Действуя в соответствии с этой схемой, можно предположить, что взаимоотношения "центра" и регионов перейдут на качественно новый уровень, когда будет определена ответственность, рамки выполнения задач и круг ведения задачами с каждой стороны.Тогда взаимные обвинения должны перейти уже в правовое поле, которое будет регламентировать данные взаимоотношения и споры, возника-ющие в их ходе.

         Правильно делегируя полномочия, можно создать безупречный механизм, который будет поражать своей эффективностью.

         Тем не менее, нельзя говорить о универсальности данной схе-мы ведь между регионами существуют различия и нужно разрабо-тать таких схем с определенными нюансами пропорционально коли-честву регионов. Но основной мыслью в данном контексте является то, что одним из  направлений повышения эффективности госу-дарственной власти в целом может стать укрепление ее региональ-ной составляющей.

   В столь непростой ситуации представляется лишь один выход из данной ситуации - укрепление экономической и финансовой основы регионов. Это действенный путь повышения эффективности региональной власти, которая получает возможность формировать нормальный бюджет и внебюджетные фонды и тем самым решать стоящие перед ней вопросы,  не выпрашивая деньги у Федерального "центра". Такие подходы могут быть реализованы на практике  применительно к депрессивным регионам. Им важно дать помощь на старте, предоставить на целевой основе капитал для запуска экономики , оживления производства. Но для этого нужны хорошо проработанные программы с четко поставленными целями и зада-чами. С этой целью возможно придется даже структурно пере-группировать финансовые ресурсы из федерального финансового фонда поддержки регионов. Их целесообразно разделить на две со-

ставляющие: фонд текущей поддержки (дотации через систему трансфертов) и фонд развития. Сегодня дотации, идущие на удовлетворение сиюминутных потребностей регионов, доминируют. Но они кардинально не решают проблему. К тому же нередки случаи, когда эти средства используются не по назначению. Во вся-ком случае, в нашей печати постоянно сообщается о том, что деньги «не дошли» до регионов, где-то «затерялись» и многочисленные контролирующие органы начинают их искать.

 Нужно предоставлять регионам не безвозвратные дотаций, а предоставлять кредиты под конкретные проекты.. Для этого есть условия. Регионы располагают природными ресурсами, многие имеют развитую добывающую и перерабатывающую промышленность, владеют собственностью, имеют акции. Это означает, что кредиты есть чем материально обеспечивать. Такой порядок повысит ответственность регионов за более рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов, заинтересует их самостоятельно зарабатывать деньги, а не ждать дотаций из федерального бюджета.

Еще один ресурс, пожалуй наиболее эффективный, если его реализовать. Превратить часть доходов населения в инвестиции. Ведь население сегодня каждый месяц покупает валюты на сумму в несколько миллиардов долларов. На эти цели расходуется примерно четверть всех доходов. То есть деньги либо не работают, либо находятся в спекулятивном секторе экономики.

Успешное экономическое и социальное развитие регионов - это центральный аспект повышения эффективности государственного управления. Именно на этой почве региональные структуры власти обретут уверенность, устойчивость и необходимую динамику. А это главные составляющие эффективности государственного управле-ния.


Выводы ко второй главе:


        Механизмами повышения эффективности государственного управления являются:

1.      Умеренная децентрализация.

2.      Улучшение использования информационной составля-ющей государственного управления

3.      Улучшение качества государственных услуг и механизма их распределения.

4.      Необходимость включения масс в активную жизнедея-тельность.

5.      Реформирование государственной службы и развитие

                  человеческих ресурсов.

  Заключение.


          Перестройка государственного управления требует прежде всего восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть  разумного соответствия между го-сударственно-правовым регулированием и естественностью жизни , ее опытом и традициями, устойчивостью и  адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет  общественно актуальным компонентом его свободной, демократической  и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может  быть просто изжито, отброшено народом,  а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое  объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими возможностями.

Исходя из анализа научной литературы, исторической практики и тенденций социального прогресса (в рамках и социализма, и капитализма, и смешанных форм), просматривается несколько направлений движения к данной цели.

      1.  Особая роль принадлежит, разумеется, широким, открытым, полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъекта государственного управления, их решениями и действиями с одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей – с другой.

      2.  Государство только в том случае может считаться адекватной формой выражения интересов гражданского общества, если оно посредством системы своих органов, служащих аппарата и участников управленческих процессов, во-первых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных  и  личных, общих и специфических, долгосрочных и кратковременных, исторических и конкретных интересов населения страны; во-вторых, объективно, справедливо и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и представляет их в своих правовых велениях  и организационных действиях, равнозначно относится ко всем субъектам интересов; в-третьих, способствует своими ресурсами, возможностями, силой практической реализации интересов, реально обеспечивает удовлетворение запросов людей.

       3.  При анализе взаимосвязей государства и общества следует также учитывать, что социально-классовая и  национальная структура общества находится в динамике, в стране идут активные миграционные процессы, меняются половозрастной состав населения и демографическая  ситуация, а значит все время преобразовываются  потребности и  интересы людей, установки и мотивы их поступков и действий. Тем самым, равновесие отношений между государством и обществом не может быть устойчивым, раз заданным: оно будет постоянно нарушаться и должно  столь же постоянно восстанавливаться. Должный уровень социальности государственного  управления немыслим без сильно развитых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и самосовершенствования.

       4. Высокие требования выдвигает общество перед государ-ственным управлением с точки зрения уровня его  демократичности. Причем, в самом понимании демократичности вырисовываются два аспекта. Первый определяет демократичность массовостью и действенностью участия населения в выработке, принятии и реализации государственно-управленческих решений. Второй связывает  управление с государственной властью, что обеспечивает  и гарантирует практическую реализацию государственно-управленческих решений. Управление без опоры на власть , без ее введения в управленческие процессы, является  мнимым, призрачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и в общественном движении представляют ценность  тогда, когда выступают в единстве.

Конец XX столетия  актуализирует научную обоснованность государственного управления. Ведь сегодня, при всей значимости накопленного опыта, только наука обладает способностью и необ-ходимыми данными объективного определения тенденций общественного развития. Опыт обращен обычно к прошлому, искусство – интуитивно, научное же знание может с достаточной степенью достоверности прогнозировать и даже программировать пути и средства движения в будущее. Конечно, для этого годится только подлинная наука, а не  ее суррогат, наука, освобожденная от обязанности  объяснять текущую политику или оправдывать неудавшуюся практику. Поэтому научная обоснованность государственного управления в перспективе будет  определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готовностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Правда, в этом  взаимодействии многое зависит и от самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.

Еще  одно важное общественное требование к  государственному управлению приобретает все более громкое звучание. Два столетия индустриального типа производства показали ограниченность и опасность производственного, или, как чаще называют, технократического подхода  к организации общественной жизни и, естественно, к государственному управлению. Именно под влиянием этого подхода  идеи Возрождения и Просвещения,  взрастившие нашу цивилизацию, идеи глубоко гуманистического характера были отодвинуты в сторону. Человек обычно виделся лишь в двух  ипостасях: как производитель и как  потребитель, с применением к нему одного – экономического – критерия  оценки развития. Фактически  в системе  таких координат со времен Тейлора развивалась и наука управления производством, многие постулаты которой позднее были взяты и восприняты теорией государственного управления. Положение, складывающееся на грани тысячелетий, требует конкретного изменения всей философии и методологии государственного управления. Во главу угла должен быть поставлен человек, государственное управление призвано приобрести подлинно гуманистическую окраску. Надо искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей с природой, со своим прошлым и будущим. А это возможно при широкой гуманизации государственного управления, при  внимательном учете философских, социологических, психо-логических, правовых, педагогических знаний.

С позиций именно интересов человека, его самосохранения, продления рода людского придется, наверное, государственному управлению анализировать и оценивать имеющиеся и нововводимые технологии, орудия и предметы труда, используемое сырье и материалы, качество продукции, образ жизни, условия быта и многое другое.

И, конечно, общество хочет видеть государственное управление социально эффективным. Не "спешащим следом" за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на  знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.

     Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и "работать" на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.

                                Библиография.


1.      Атаманчук Г.В.  Управление - социальная ценность и 

      эффективность. М., 1995

2.      Эффективность государственного управления ред. С.А Батчиков     

       и С.Ю Глазьев  М., 1998  (пер. с англ.)

3.      Государственное и муниципальное управление ред. А.Я Понама-

           рева    С-П., 1997          

4.      Чиканова Л.А  Государственные служащие  М., 1998

5.      Государственное управление и государственная служба за рубе-жом. Ред. В.В Чубинского  С-П., 1998

6.      Атаманчук Г.В  Общая теория управления  М., 1994

7.      Эффективность государственной власти и управления в современной России  ред. Игнатов В.Г   Р-на-Дону 1998

8.      Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России  ред. Игнатов В.Г  Р-на-Дону 1998.

9.   Атаманчук Г.В.  Теория государственного управления. М. 1997.

9.      Батанина И.А  Политическое управление в регионе Тула 1997

10. Атаманчук Г.В. Функционирование государственного аппарата управления  М., 1998

11. Осипов В.И  Власть - проблемы государственного управления Саратов 1997

12. Краткая философская энциклопедия.  М., 1994

13.  Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления 1999 номер 1

14.  Оптимизация государственного управления в переходном обществе // Проблемы теории и практики управления 1997 номер 4

15.  Административные реформы: вызов и решения // Проблемы теории и практики управления 1998 номер 1

16.  От чего зависит действенность государственного управления // Проблемы теории и практики управления 1996 номер 1

17.  Аков.Р, Эмери.Ф. О целеустремленных системах. М., 1974

18.  Управленческие информационные системы // Проблемы теории и практики управления 1996 номер 2

19.  Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления. 1996 номер 5

20.  Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М. 1984.

21.   Гончаров В.В  В поисках совершенства управления: Руководст-во высшего управленческого персонала. М.,1993

22.   Игнатов В. Становление системы государственного и местного

       управления и самоуправления в современной России. Р-на-Дону.   

       1997.

23.  Коржухина Т., Сенин А. История российской государ-ственности. М. 1995

24. Кочетков А. Эффективность системы государственной власти // Власть. 1997 номер 5

25. Скидмор М. Дж., Трапп М.К. Американская система госу-дарственного управления. М., 1993  ( пер. с англ.)

26. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе. М., 1991.

27. Игнатов В., Сулемов В., Радченко А., Ивлев А., Беклемишев Е., Огарев А., Понеделков А. Кадровое обеспечение государственной службы. Р-на-Дону. 1994.

28.  Российская газет 1993. 11 марта.

29.  Российская газета 1997. 25 сентября.

30.  Послание Президента Росийской Федерации Федеральному Собранию " О действенности государственной власти в России"

М., 1995

31. Послание Президента Росийской Федерации Федеральному Собранию " О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации" М., 1997

32.  Известия. 29 октября. 1996

33. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.

34. Юридические записки 1995 номер 2

35. Проблемы повышения эффективности государственной власти в России // Россия и современный мир. 1997 номер 3

36. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., 1983.

37. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления.  М., 1986  (пер. с англ.)

38.  Административно- государственное управление: Опыт Фран-ции  // Проблемы теории и практики управления 1997   номер 1

39.  Япония: административная реформа и государственный аппа-рат // Проблемы теории и практики управления 1996 номер 5

40.  Качественные аспекты информации в органах государственного управления // Проблемы теории и практики управления 1999 номер 1

41.  Россиийская газета 3 августа 1995.

42.  Дон Фулер. Управляй или подчиняйся  М., 1992  (пер. с англ.)

43.  Рациональный выбор в политике и управлении  ред. Сморгу- нов  Л.В  С-П., 1998

44.  Положение о федеральной государственной службе 22 декабря 1993.

45.   М.Вебер  Избранные произведения М.,1990

46.  Аганбегян А.Г   Управление и эффективность М., 1981

47.  Тейлор Ф.У  Принципы научного менеджмента М.,1991 (пер. с

        англ.)

48.  Якокка Л. Карьера менеджера М.,1991 (пер. с англ.)

49.  Управленческое консультирование  ред. Милана Кубра М., 1992 (пер. с англ.)

50.  Теоретические проблемы государственного управления и госу-дарственной службы.  Ред. Бессонов Б.Н  М.,1997

51.  Тихомиров М.М  Система информационной и интел-лектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы. М., 1996

52. Токтыбеков А.А  Теоретические основы механизма государ-ственного  управления. М., 1996

53. Тихонов Р.Е Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления  М.,1994 Выпуск 6

54.  Клепцов М.Я  Принципы построения и реализации мобильной информационной системы для руководящих органов государственной власти М.,1996

55.  Клепцов М.Я  Информационные системы органов государ-ственного управления  М.,1996

56.  Известия 29октября 1996

57.  Друкер П. Эффективное управление М.,1998 ( пер. с англ.)

58.  Омаров А.М  Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики  М.,1980  

59.  Облонский А.В  Человек и государственное управление М.,1987


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.