Рефераты. Ближнее зарубежье - сфера жизненных интересов России







4.    Следует способствовать развитию регионального сотрудничества на уровне соседствующих российских и белорусских областей, а также на уровне отдельных частных лиц.


5.        Необходимо развивать сотрудничество в области оборонной политики. Учитывая осложнение геополитической обстановки России в результате расширения НАТО и возникновения потенциала угрозы в непосредственной близости от ее границ, тесное взаимодействие России и Белоруссии в области обороны позволяет обеспечивать стратегические интересы России на западном направлении.

ЛАТВИЯ


Данная глава посвящена рассмотрению российско-латвийских взаимоотношений, а также различных конфликтов, причин их возникновения и перспектив развития. Необходимо отметить, что страны Балтии[11] (Латвия, Литва и Эстония), в принципе, проводят сегодня схожую политику в отношении Российской Федерации, однако, не представляется возможным в данной работе проанализировать весь спектр проблем по линии Россия-Прибалтика. Поэтому представляется уместным остановиться на исследовании  только одной из стран прибалтийского блока, а, именно, Латвии, как наиболее ярко выраженного примера антироссийского политического курса. Именно в этой стране наиболее активно идут процессы, которые уже на раз вынуждали российское руководство выступать с осуждением позиции Риги.


В первую очередь, следует опередить, что Прибалтика, как бы не развивалась ситуация, остается регионом, где сосредоточено множество стратегических интересов России, а современные интересы России в Латвии - это, во-первых, интересы развития межгосударственного диалога и добрососедских отношений; во-вторых, приоритет защиты прав и свобод русскоязычного населения в Латвии, к которому в Москве всегда будут относиться с особым вниманием; и, наконец, это интересы развития российского бизнеса на латвийской земле


В последнее время отношения между Латвией и Россией в своей политической составляющей достигли самой низшей отметки за последнее десятилетие. Основной конфликт между двумя государствами заключается в противоречивой трактовке истории, в частности латвийская сторона требует от России признания факта оккупации Латвии после второй мировой войны[12], что, соответственно, вызывает крайне негативную реакцию российских граждан. Кроме того, положение русского населения в Латвии сильно осложнилось в силу проводимой латвийским правительством политики (как то преподавание в школах на латышском языке или запрет на проведение мероприятий в честь празднования 9 мая). Вероятно, такое поведение вызвано опасениями за сохранность собственной культуры и идентичности, однако это довольно остро воспринимается российскими гражданами. Лишь 16 процентов россиян заявили, что при упоминании о Латвии они испытывают положительные чувства. Противоположный ответ дали 41 процент опрошенных, и 39 процентов заявили, что не испытывают при упоминании другой страны никаких чувств. Жители Латвии при упоминании России, напротив, положительные эмоции ощущают чаще отрицательных (50 и 20 процентов соответственно). 28 процентов латышей заявили, что не испытывают при этом никаких эмоций[13].


К тому же, латвийское правительство выдвинуло ряд претензий к России, в частности,  территориальные претензии в соответствии с Рижским мирным договором от 19 августа 1920г., что значительно затруднило подписание Договора о границе и, по большому счету, противоречит установленным международным нормам. Далее Латвия требует от России денежной компенсации за годы оккупации в размере 55 миллиардов долларов. Подобные заявления ставят в тупик российских политиков и аналитиков, так как практические цели этих требований остаются непонятны.


Помимо всего прочего, ситуация осложняется ещё и тем что, Латвия теперь является членом Европейского Союза и пытается использовать данное положение в качестве дополнительного оружия против России. Вайра Вике-Фрейберга указывает на напряжение в Евросоюзе в связи с тем, что крупные страны-члены больше заботятся о хороших отношениях с Москвой, чем о бывших странах восточного блока, которые хотели бы видеть больше ясности в российской политике Евросоюза. Отношение Евросоюза к России президент Латвии называет тестом на способность ЕС вырабатывать такую общую внешнюю политику, которая определяется не только крупными странами-членами. Вряд ли госпожа Вике-Фрейберга выбрала самый удачный вопрос для игры на противопоставлении малых и крупных стран Евросоюза, но освоение за год членства Латвии в ЕС имеющихся в распоряжении малых стран-членов механизмов влияния здесь налицо.


При этом президент Латвии делает акцент на том, что Россия может пытаться получить наибольшую возможную выгоду для себя с помощью политики "разделяй и властвуй", и поэтому в отношении России для Евросоюза особенно важно проявить способность выработать общий подход.


Для России действительно решение ряда вопросов напрямую с европейскими столицами может быть удобнее или предпочтительнее. В частности, это видно на примере продвижения в решении визового вопроса. Но развитие европейской интеграции приводит к тому, что возрастает значение взаимодействия на уровне Россия-ЕС. Это отражается и в российской внешней политике. Сейчас на уровне двухсторонних российско-латвийских переговоров происходит только часть возможного сотрудничества, взаимодействие все больше развивается на региональном и многостороннем уровнях, в рамках ЕС.


Функционирование ЕС является результатом сложной многоуровневой системы взаимодействия. Тот же факт, что для решения вопросов, затрагивающих уровень Европейского Союза, необходимо сотрудничество на национальном уровне, в процессе чего естественно формирование конструктивных оппозиций, хорошо проявляется в европейской политике любой страны, в том числе Латвии.


Действительно, расширение, превратившее ЕС15 в ЕС25, оказывает влияние на процесс принятия решений в области общей внешней политики и политики безопасности ЕС, а также на механизмы согласования позиций стран-членов, где заметно, что все большая часть работы происходит в региональных группах. Вряд ли можно говорить о заметном перераспределении фактического влияния в ЕС в связи с расширением, скорее происходит изменение форматов встреч для переговоров и согласования позиций. Тем не менее, российским дипломатам приходится опасаться, что Прибалтика может стать камнем преткновения в организации сотрудничества по линии Россия – ЕС.


Что касается геополитических интересов России в Прибалтике, то нельзя не отметить, что, именно через этот регион осуществляется транзит энергоносителей. Транзит как экспорт транспортных услуг, несомненно, является важным элементом национальных экономик Латвии, Литвы и Эстонии и одним из главных элементов их позиционирования на международной арене[14].


Старые связи и зарабатываемые на нефти средства оказывали в первые годы независимости влияние и на формирование новых отношений между Латвией и Россией. В 1992 году между правительствами двух стран было подписано соглашение о принципах торгово-экономических отношений между ними. Все последующие годы шла работа по организации Межправительственной латвийско-российской комиссии, первое заседание которой было намечено на май 1998 года.


Однако, в марте произошел инцидент с гонениями на пенсионеров у Рижской Думы, приведший к резкому ухудшению отношений между Россией и Латвией. Экономический бойкот, к которому добавился августовский кризис, тяжело ударил по внешнеторговым связям в целом и привел к ужесточению тарифной политики по транзиту со стороны россиян.


Все это заморозило межправительственное общение, и, как рассказал руководитель Торгово-экономической миссии при Посольстве РФ в Латвии Евгений Тихонов, сегодня приходится почти все начинать заново. Как и прежде, возобновились переговоры о создании межправительствнной комиссии. Однако до создания полномасштабной комиссии далеко, поскольку за эти годы многие люди, участвовавшие в ее организации, ушли. И сейчас России приходится вновь заниматься формированием рабочих групп.


В Латвии сложилась своеобразная ситуация, когда политики с удовлетворением отмечают сужение отношений с Россией и расширение связей с ЕС, оставляя за кадром, что в результате российского кризиса снизился и общий товарооборот.


Сами же предприятия, и порты в том числе, стараются разнообразить свою деятельность вне традиционной ниши транзитного бизнеса. Об этом заявил президент Ventspils nafta Игорь Скокс газете «Dienas bizness», отметив, что «такие решения легко принять, учитывая ситуацию в основном бизнесе Ventspils nafta, где помимо безжалостной конкуренции в настоящее время наблюдается и «бросающееся в глаза присутствие большой политики».


В настоящий же момент, с учетом топливно-энергетического кризиса в странах Евросоюза, сотрудничество ЕС и России обозначилось более рельефно. Ведутся интенсивные переговоры об энергоресурсах. В этой ситуации Латвия может предоставить свою транспортную инфраструктуру в интересах обеих сторон – ЕС и России, чтобы грузоотправители и грузополучатели могли использовать этот транспортный коридор.


Что касается вхождения российского капитала в предприятия, обслуживающие транзит, то можно с уверенностью констатировать, что российские нефтяные компании крайне заинтересованы в развитии сотрудничества с латвийской стороной. Однако, сложная политическая обстановка не позволяет им в полной мере реализовать свои интересы.


Еще одной немаловажной проблемой для России, затрагивающей вопросы обороны, является членство Латвии в НАТО. С одной стороны, НАТО и страны Балтии декларируют о доверии к внешней политике современной России. Можно привести в качестве примера успешное сотрудничество в рамках Совместного Постоянного Совета Россия–НАТО. Рациональная мотивация принятых решений по вопросам борьбы с терроризмом, наркотрафиком и распространением ядерных технологий, а также других реальных угроз как бы не вызывает сомнений.


С другой стороны, некоторые заявления российского МИДа ставят под сомнение принятые странами НАТО обязательства о стратегическом партнёрстве. Россия опасается, что интеграция стран Балтии в НАТО может иметь негативные последствия для обеспечения её безопасности. Это связано, прежде всего, с возможным размещением военных баз НАТО в Балтии, что предполагает заблаговременное создание инфраструктуры для развёртывания войск. Таким образом, возникают новые возможности не только для       наблюдения за    территорией        России. Аэродромы          НАТО будут приближены к городам и другим объектам на российской территории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.