Рефераты. Ближнее зарубежье - сфера жизненных интересов России







Два месяца спустя после критики Путиным существующей формы интеграции состоялась встреча двух президентов в Москве. Впервые за последние два года российская сторона устами своего президента провозгласила, по какой модели должен развиваться Союз России и Белоруссии. Путин, в общем и целом, повторил своё петербургское высказывание и несколько его развил, заявив, что «момент сейчас такой, что и народ, и элиты хотят объединяться» и есть только два способа воссоединить братские народы: один из них это «создание в полном смысле этого слова единого государства», т.е. семь белорусских областей фактически станут субъектами Российской Федерации, другой – что две страны создадут конфедерацию наподобие Европейского Союза. Первый вариант Путин описал весьма подробно, представив подробный календарь развития этапов интеграции, или скорее вхождения Белоруссии в состав России[2]. Лукашенко прокомментировал заявления Путина лишь после возвращения в Минск, заявив, что «это однозначно неприемлемый вариант для Белоруссии», которая «не будет становиться ещё одним регионом России».

Таким образом, впервые с начала интеграционного процесса между Белоруссией и Россией дошло до серьёзного спора по поводу формы его развития. С тех пор как Путин стал президентом России вопрос об объединении с Белоруссией потерял свой приоритетное значение, вытесненный гораздо более важным направлением, как то отношения с США, ЕС, а  также с Украиной. К тому же и на уровне межличностного общения отношения Путина и Лукашенко оказались гораздо более прохладными, чем отношения Лукашенко и Ельцина. Целью прагматичной политики Путина было снижение затрат России на вложения в неэффективную белорусскую экономику при сохранении политического влияния на эту страну. Перед президентскими выборами в Белоруссии в сентябре 2001 года Кремль долго сомневался, прежде чем выразить свою поддержку Лукашенко, однако, в конце концов, решил, что нет другого реального кандидата, который лучше отвечал бы российским интересам.

 

В связи с развитием всё более тесных связей с Западом, авторитарный и непризнанный в Европе президент Лукашенко становился проблемой для России. В то время как Москва налаживала новые отношения с НАТО и практически отказалась от сопротивления расширению Альянса, Белоруссия продолжала вести враждебную политику в отношении Запада, вступив  в конфликт с миссией ОБСЕ в Минске, была обвинена о продаже оружия «странам изгоям». После 11 сентября, в условиях серьёзного сдвига во  внешнеполитическом курсе Москвы политика Минска становится всё более архаичной и несоответствующей новым политическим реалиям[3]. Режим Лукашенко становился всё более невыгодным России, а некоторые влиятельные западные издания[4] прямо призывали Россию отказаться от поддержки белорусского президента.

В опубликованном в 1997 году советом по внешней и оборонной политике докладе «Сближение России и Белоруссии» было сказано: «Ни в коем случае нельзя полагать, что для Белоруссии курс на сближение с Россией безальтернативен. Переориентация РБ на западных соседей в случае неудачи политики сближения с РФ вполне возможна»[5]. Диагноз СВОП однако не кажется правдоподобным.


Европейский вектор белорусской внешней политики с начала независимости трактовался как второстепенный на фоне приоритетного направления развития отношений с Россией и со странами СНГ. Максимальная «добавка» к этому – подтверждение необходимости поддержания хороших отношений с западными соседями -  Латвией, Литвой и Польшей[6]. После 1996 года, когда президент Лукашенко изменил конституцию  и распустил парламент, в отношениях Белоруссии с Европой появилась напряженность, которая привела к изоляции Белоруссии от большинства европейских государств. Белорусские власти всё чаще обвинялись в нарушении основ демократии, подавлении оппозиции и ограничении свободы прессы. Изоляцию усилил также факт непризнания европейскими государствами результатов президентских выборов в Белоруссии. В последнее время власти Белоруссии охотнее развивают отношения со странами Азии, Африки, такими как Китай, Ливия, Ирак, чем с Европой. Представляется, что до тех пор, пока против Белоруссии будут выдвигаться обвинения в нарушении демократии, то есть, иными словами, пока президентом остаётся Лукашенко, - не будет нормализация отношений ни с ЕС, ни с Польшей, ни с Литвой, которые, однако, учитывая фактор соседства, стараются поддерживать отношения с Белоруссией на низших уровнях.

Исходя из информации содержащейся на сайте белорусского МИДа, в отношениях с ЕС эта страна отдаёт инициативу сделать первый шаг Брюсселю: «Во взаимоотношениях с Европейским Союзом Беларусь готова идти так далеко, насколько ЕС в состоянии двигаться навстречу Беларуси». Ещё более удивительной кажется следующая запись, гласящая, что «Ассоциированное членство, а в перспективе и вступление в ЕС – долгосрочная стратегическая цель Беларуси»[7]. В современной политике Белоруссии не заметно, чтобы предпринимались хоть какие-то, даже минимальные, шаги для реализации этих целей. Кроме того, отношение Европы к существующему в Белоруссии режиму не оставляет этой стране другого выхода, кроме близкого союза с Россией. Несмотря на наблюдающуюся в последнее время переоценку характера российско-белорусских отношений Российская Федерация остаётся главным приоритетом во внешней политике Минска. У Белоруссии просто нет альтернативы сотрудничеству с Россией. Слабая, неэффективная экономика  Белоруссии в течение длительного времени функционирует благодаря российской помощи, осуществляемой, прежде всего в форме поставок дешевого энергетического сырья и регулярно предоставляемых займов. Только в 2001-2002 годах Россия потратила на «стабилизацию» белорусской экономики около 300 млн. долларов, что фактически означает предотвращение её краха. Кроме всего этого, РФ является главным торговым партнёром Белоруссии.


В то же время и для России Белоруссия является слишком важным партнером со стратегической и геополитической точки зрения[8], чтобы позволить ей осуществить хотя бы небольшие изменения в курсе внешней политики в невыгодную для России сторону. В качестве примера достаточно будет взглянуть на столь остро звучащую сейчас в Европе дискуссию по проблеме Калининграда. Кроме того, через Белоруссию осуществляется транзит российского сырья на Запад. Основное же вливания в белорусскую экономику Россия делает в основном за счёт низких ставок на топливо.

 

Кризис во взаимоотношениях двух стран можно расценить, как стремление России перехватить инициативу, так как в начале президентства Путина Россия не достаточно внимания уделяла дальнейшему развитию интеграции с Белоруссией, сосредоточив все свои усилия, прежде всего на построении новых отношений с Западом. А теперь режим Лукашенко слишком явно не соответствует новой модели российско-европейских отношений и всему комплексу политико-экономических процессов в России. Не приходится ожидать, что Лукашенко согласится на предложение Путина, потому, что это будет означать для него политическую смерть. 

  

Можно утверждать, что Путин и Лукашенко поменялись ролями. Первый сделал умный политический ход и представил своего «белорусского коллегу» как главного виновника задержки интеграции, а себя – в качестве главного  сторонника и активного участника процесса объединения. Действия Кремля скорее похожи на попытку оказать  давление на Белоруссию с целью получить большее влияние как в области экономики (в преддверии ожидающейся приватизации стратегически важных белорусских предприятий), так и в политической сфере. И хотя кажется маловероятным, что Россия захочет сейчас избавиться от Лукашенко, однако представляется очевидным, что в реалиях расширения Европейского Союза Россия предпочла бы в большей, чем до сих пор степени контролировать ситуацию в стратегически важной для неё Белоруссии.

Прогностические выводы:


1.  Наиболее реальным сценарием развития событий для Белоруссии представляется развитие связей политического и экономического сотрудничества с Россией, но только на основе неограниченного суверенитета ввиду того, что Александр Лукашенко выступает категорически против создания союза на основе предложений, выдвигаемых российской стороной.


2.                 Вряд ли можно рассчитывать на то, что единое государство Белоруссии и России будет создано в скором времени, если до этого вообще когда-либо дойдёт.


3.                 Точно также не стоит рассчитывать на то, что Белоруссия перенесёт приоритеты своей внешней политики с России на Европу. В этой стране не существует значительной политической силы ни среди правящих кругов, ни среди оппозиции, которая не высказывалась бы за тесное сотрудничество с Россией[9]


4.                 С определенной долей уверенности, можно утверждать, что интеграционные процессы между Россией и Белоруссией будут и далее протекать медленно и, в первую очередь, будут касаться взаимоотношений в экономической сфере.


5.                 Республика Беларусь, несмотря на постоянно возникающие мелкие конфликты и противоречия, остается в среднесрочной перспективе надежным союзником Российской Федерации на европейском направлении.


Практические рекомендации:


1.      Основная суть рекомендательной части данной главы заключена в том, что российские политики должны признать необходимость форсирования процесса интеграции России и Белоруссии, дабы наиболее эффективно обеспечить защиту и продвижение российских интересов в данном регионе.


2.       Кроме того, России следует вместе с Белоруссией развивать контакты с Западом[10].  Рассматривая перспективы существующего положения, надо вероятно, чтобы Белоруссия могла проводить собственную, независимую от России европейскую политику. Вместе с тем эта модель развития отношений с Россией и Европой принесла бы Белоруссии ощутимую выгоду и способствовала бы изменению представления об этой стране как о «последнем оплоте диктатуры в Европе».


3.       Представляется разумным также сосредоточить усилия на организации программ в поддержку идеи объединения двух государств.  В России и Белоруссии набирают темпы процессы становления национального самосознания и самоидентификации. Как показывают социологические исследования, среди молодежи гораздо больше противников Союза, нежели среди лиц среднего и старшего поколения, и эта тенденция будет, скорее всего, с каждым годом усиливаться (см. Приложения 3 и 4). Разумеется, существенную роль играет и облик нынешнего режима России, с которым мало кто хочет объединяться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.