Подобное превосходство в темпах
на протяжении ряда лет породило первую волну публикаций о японском
"экономическом чуде", пришедшуюся на конец 60 - начало 70-х годов.
В этих работах анализировались причины, существующие темпы сопоставлялись,
экстраполировались, и на этой основе давались ошеломляющие прогнозы превращения
Японии в мирового лидера. В 1970 году она заняла четвертое место в мировом
экспорте: на ее долю приходилось 7 % мирового капиталистического экспорта.
Япония превзошла все страны мира по уровню накопленного капитала. В 1968 году
инвестиции в основной капитал в Японии составляли 34.7 % ВНП по сравнению с 14
% в США.
Вся мировая
историко-экономическая наука вплоть до наших дней старается объективно
проанализировать то что произошло с Японией в этот период и определить
возможные рецепты для использования опыта в других странах. Безусловная заслуга
в бурном экономическом развитии Японии принадлежит ее экономической науке. Ее
мышление базируется на общем выводе – современная рыночная экономика не может
эффективно функционировать без государственного регулирования экономическими процессами.
Проблема заключается только в том, каким оно должно быть. В 50-80 гг. японская
экономическая наука пережила и “кейнсианский период” (50-60-е гг.), и
“консервативный сдвиг” (70-80-е гг.). Но этот вопрос мы рассмотрим более
подробно в следующей главе. А вместе с тем в эволюции японской экономической
мысли всегда проявлялись специфические этнические черты. Поскольку Япония
должна была догонять промышленно развитые страны, мощнейшее влияние на
структуру кредитной системы и применяемые ею методы решения проблем ускоренного
развития оказал протекционизм.
Японские кейнсианцы – теоретики
и практики высоких темпов роста – ориентировали политику 60-х гг. на
стимулирование фонда накопления с последующим инвестированием через механизм
регулирования цен и невысоких процентных ставок, так называемую политику
“низкого процента”.
Характерный пример. В 1946 г. в
Японии было собрано около 110 легковых автомобилей. Формирование автоиндустрии
в то время не было делом, которое поддерживало государство. Только в 1951 г.
Министерство внешней торговли и промышленности Японии перешло к
протекционистской политике в этой отрасли. Был облегчен импорт иностранных
технологий и ограничен ввоз готовых автомобилей. В результате фирма “Toyota”
вышла на американский рынок с громадным опозданием и практически начала с нуля.
И, если в 1962 г. на её долю приходилось всего 0.2 % импорта иностранных
автомобилей в США (Фольксвагена – 6.8 %), то через десять лет ситуация резко
изменилась: доля фирмы “Toyota” составляла 16 %, Фольксвагена – 27 %.
Внешние капиталовложения в японскую автопромышленность были разрешены только в
1971 г., когда отрасль приобрела устойчивость, но даже и после этого зарубежные
инвестиции строго лимитировались государством.