Рефераты. Япония - архипелаг передовых технологий






            В своей предпринимательской деятельности К. Мацусита выдвинул ряд управленческих принципов, обеспечивавших ему высокие прибыли. И главным среди них был принцип умелого управления персоналом. Человек с его слабостями и возможностями был помещен в самый центр управленческой концепции. Пожалуй, как никто другой в Японии, Мацусита  осознал  необходимость глубокого, всестороннего изучения всех тонкостей обращения с человеком как с ключевым элементом экономического механизма, но элементом хрупким, относительно ненадежным, требующим безупречно отлаженного управленческого контроля.

Еще в 30-х годах,  когда  в фирме  насчитывалось примерно 1600 работников, Мацусита привлек внимание японских предпринимателей к человеческому фактору. Благодаря его идеям в японской системе  управления сложилась строго иерархичная триада  приоритетов - человек, финансы, технология. Поверхностный наблюдатель, впервые посещающий японскую фирму, обращает внимание, прежде всего на технологию. Он усматривает в ней первопричину успехов. Однако, это обманчивое  впечатление, хотя, разумеется, в нынешних условиях невозможно обойтись без первоклассной  техники и технологии. Технология занимает подчиненное положение, а на первом месте - персонал. Так всегда оценивал его роль Мацусита, так его оценивают сейчас все японские предприниматели.

Еще на заре своей  деятельности К. Мацусита серьезно занимался проблемой соотношения централизации и децентрализации управления, принимал конкретные меры в поисках оптимума. В принципе  он  считал  эту проблему неразрешимой и выступал особенно энергично против чрезмерного уклона в ту или другую сторону. В концепции  К. Мацусита централизация и децентрализация присутствуют в фирменном управлении на паритетных началах, выдвигаясь на первые роли в зависимости от ситуации. Так, на этапе послевоенного восстановления японской экономики (1945-1954) Мацусита отдавал  предпочтение  централизации.  Фирма, по его мнению, нуждалась в твердом руководстве, и центральная штаб-квартира взяла на себя заботу буквально обо всех мелочах фирменного  бытия.  Когда  экономика  оставила позади довоенные рубежи и компания приступила к освоению внешних рынков (1955-1960), Мацусита пошел на  широкую  децентрализацию, которая обеспечила  возможности   смелого маневрирования людьми, ресурсами и продукцией.  В период, последовавший за нефтяным кризисом (1973 г.),  Мацусита вновь  принялся укреплять централизованные начала.

   Факты  убедительно  свидетельствуют  о  том, что К. Мацусита неизменно и категорически  отказывался видеть в организационной структуре фирмы некое раз и навсегда застывшее  образование.  Любое ее звено всегда было открыто для перестройки.  В 1959 г., например, он учредил совершенно новый для центрального аппарата фирмы главный совет. В совет кроме него  вошли еще два члена. Одному из них были поручены текущие производственные операции и операции на внутреннем рынке, второму - финансовые операции и операции на внешних рынках. Сам же Мацусита занялся долгосрочным планированием. Члены совета пользовались полной свободой действий, Мацусита порою оставался в тени. Однако, он зорко следил за деятельностью фирмы и в трудных ситуациях всякий раз вставал у руля.

            В 1971 г. Мацусита сложил с себя полномочия президента и стал председателем совета директоров. Поэтому поводу он писал: “Когда фирма обгоняет в росте своих основателей, возникает опасность застоя. Именно это стало теперь ощущаться в системе управления; все уповают на своего вождя, и я почувствовал, что дела пошли не совсем гладко. Нельзя все время ожидать, что скажет руководитель. Именно поэтому я решил сложить с себя свои полномочия и передать бразды правления своему преемнику”.

            Однако в 1977 г., в периоде очередных затруднений, он вновь вернулся к оперативному руководству и перетасовал высший эшелон управления фирмой. Мацусита окончательно удалился от дел в возрасте 86 лет.

            Каковы же те черты, которые выпукло характеризуют стиль управления К. Мацусита?

            Во-первых, это активность в ознакомлении с состоянием дел во всех подразделениях фирмы, с функционированием всех ее служб. Детальнейшее ознакомление с документацией, встречи и телефонные переговоры постоянно позволяли Мацусита “держать палец на пульсе событий”. Ненасытная потребность президента в информации надежно страховала менеджеров от превращения в кабинетных работников, побуждала их к личному присутствию в “горячих точках” производства. Вот сформулированная им линия поведения менеджера: “Когда у тебя в подчинении 100 человек, ты должен всегда быть среди них, когда 1000 - можешь занять место в центре, если же ты руководишь 10 000, будь на некотором удалении, но там, откуда всех видно.

         Вторая черта его стиля - настойчивое стремление к тому, чтобы работники фирмы совершенствовали свое профессиональное  мастерство.   Как  свидетельствует один из сотрудников Мацусита, все общение с менеджерами он подчинял цели "развития выдающихся способностей у ординарных людей". Преследуя эту цель, он руководствовался принципами японской народной педагогики, провозглашающей, что "усидчивость  и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху".

        Третьей чертой стиля К. Мацусита следует признать энергичное поощрение  инициативы.  Без инициативы, считал он, нельзя в современных условиях руководить производством. От тех, кто всегда ждал подсказки или инструкции, Мацусита старался избавляться.

            Наконец, четвертая  черта - всемерное  поощрение дискуссий среди менеджеров на предмет поиска лучшего из возможных решений. При этом Мацусита следил, чтобы дискуссии не нарушали нормы японской семейной этики:  "Муж и Жена спорят не для того, чтобы разойтись, а для того, чтобы найти как можно больше точек сближения".

            Создается впечатление,  что Мацусита  внедрил  в своей фирме специфическую философию воспитания духовных ценностей  работников, которая  распространилась, в сущности, на всю страну. Во многом это объясняется тем, что по содержанию философия эта глубоко  национальная, и в частности тесно связана с традиционными религиозными и идеологическими системами.

        Известно, что японская национальная религия пропитана националистическим духом. В ней заложены идеи, побуждающие японцев к осознанию своей причастности к общенациональным интересам. Исторически японцу внушали мысль о том, что  в своей  жизнедеятельности он должен, прежде всего, заботиться  о "наполнении национального сосуда". В связи  с этим он привык рассматривать "общенациональные", т. е. государственные, устремления как свои собственные.

Мацусита умело воспользовался этим мировоззрением  своих соотечественников и в разработанной им воспитательной системе сделал акцент на пропаганде прямой связи между процветанием фирмы и процветанием каждого работника и японской нации  в  целом.  Эта  идея нашла отражение в фирменном  гимне,  который  каждый  день  в восемь  часов  утра  поет  примерно  200 тыс. работников:

        Объединим наши силы и разум,

        Сделаем все во имя процветания производства.

        Пусть наши товары текут к народам всего мира.

        Пусть текут они беспрерывно и вечно,

        Как вода из нескончаемого фонтана.

        Расти, индустрия, расти, расти!

        Да здравствует гармония и честность!

        Да здравствует "Мацусита дэнки!"

             Система подготовки работников в компании "Мацусита дэнки" складывается,   во-первых,  из  профессионального обучения, а во-вторых, из освоения  фирменного кодекса поведения. Усваивая фирменный кодекс поведения, вновь нанятые работники  посещают специальные занятия, на которых  им внушают:  "Если  ты совершил случайную  ошибку, фирма  простит тебя. Если же ты отступил от морального  кодекса  фирмы, тебе нет прощения".

              Вот этот кодекс: "Наши принципы. Осознания своей ответственности в деле прогресса и приумножения благосостояния нашего общества. Посвящение себя дальнейшему развитию мировой цивилизации.

             Наше кредо. Прогресс цивилизации - это  не абстракция. Все мы совместными усилиями вносим в него свою лепту. Каждый из нас должен постоянно помнить это. Всемерная преданность фирме - ключ  к успеху.   

            Наши духовные ценности:

1)      Служение нации путем совершенствования производства;

2)      честность; 

3)      гармония и сотрудничество;

4)      борьба за качество;

5)      достоинство и подчинение;

6)      идентификация  с фирмой;

7)   благодарность фирме".

             Кодекс поведения предназначен  в первую  очередь для психологической закалки работника. Мацусита считал, что менеджеры всех  звеньев  обязаны не  только уяснить его смысл для самих себя, но и внедрить его идеи в сознание подчиненных. Работник фирмы, искренне воспринявший эти идеи,  способен,  по  убеждению К. Мацусита, на  максимальную трудоотдачу, на проявление  целенаправленной  инициативы,  не дожидаясь указаний сверху.   

              С самого начала своей деятельности К. Мацусита уяснил, что цена любого предприятия равна цене его человеческого фактора: без надлежащим образом мобилизованного человеческого фактора организация разваливается. 

            С целью максимально возможного повышения уровня компетентности работников, активизации заложенного в них творческого потенциала осуществляется непрерывная ротация. В фирме “Мацусита дэнки” каждый год 5% сотрудников перебрасывается с одного профиля работы на другой. Что касается менеджеров, то эта цифра доходит до 1/3 их численности. Анализ итогов  ротации вносит существенный вклад  в решение проблемы эффективной расстановки кадров, чему Мацусита придавал первостепенное значение. “Поставить человека на свое место, - говорил он, - значит получит от него максимальную отдачу”.

            


            Итак, это очень красивая сказка про единственный и неповторимый японский менеджмент. Совсем недавно мне попались избранные места из перевода книги Паскаля и Атоса “Искусство японского управления” (The art of Japanese management). Внимание в этих отрывках было сконцентрировано на ставшей уже традиционной  точке зрения, что уникальные качества японцев, в основном восходящие к философии Дзэн, явились ключевыми элементами “японского чуда”. Также несколько тенденциозно значительная часть современной философии приписана уже упоминавшемуся выше Каносукэ Мацусите. Точку зрения авторов можно трактовать как убеждение в том, что ключевые принципы управления рождены влиянием Мацуситы еще с 1918 г., когда он основал компанию “Мацусита”. Они даже описали, как глава IBM Т. Дж. Уотсон посещал  “Мацуситу” в 30-е годы, утверждая, что на него, “очевидно, оказало большое влияние увиденное там”; на самом деле, по некоторым  свидетельствам, Мацусита тогда  уже, в течение более десятилетия, закладывал фундамент своих принципов, и прошло еще два десятка лет, прежде чем японские корпорации их приняли, скопировав эти принципы с IBM (одной из самых крупных американских фирм, «Голубого гиганта»), а не наоборот.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.